Санкт-Петербург
Общество

Александр Запесоцкий: Четыре способа избавиться от двоечников

Скажу студентам, как ректор: нельзя учиться на букву «м»
Четыре способа избавиться от двоечников

Четыре способа избавиться от двоечников

Фото: Анастасия ОСИПОВА

25 января теперь вроде бы считается в России праздником студенчества. Правда, во всем мире День студента отмечают 17 ноября, но мы и тут предпочитаем идти своим путём. Некоторыми соображениями относительно этого пути мне и хотелось бы поделиться.

Каждый, кто когда-нибудь был студентом, вспоминает это время, как один из самых счастливых периодов в жизни. И немудрено. Ведь «от сессии до сессии живут студенты весело». Как раньше, так и сейчас. Причём, ректоры иногда даже не подозревают, насколько.

Если вдуматься, то становится понятно, что праздник такой России пока не положен. До тех пор, пока студентам не станет трудно в учебе и весело в сессию. Пока же более уместно ввести День двоечника, когда вузы избавляются от неучей, как итальянцы от старой мебели на Новый Год. Каким-то оно должно стать другим, студенческое счастье.

Коллега, преподающий в крупном, уважаемом вузе с большой историей, пару лет назад поделился результатом анкетирования общих базовых знаний своих первокурсников. Тех, кто выдержал немалый конкурс и сел на студенческую скамью, чтобы стать интеллектуальной элитой нации. Так вот, будущая элита ответила ему, что…

…автором романа «Дон Кихот» является Бунин;

…«Братья Карамазовы» принадлежат перу Лермонтова;

…Минин и Пожарский – участники революции, борцы за власть;

…на смену Средним векам пришёл феодализм,

…пролив Ла-Манш разделяет Канаду и Америку (!).

В этом году я поинтересовался: «Всё так же плохо?». Вместо ответа он процитировал вопрос одной из студенток, показавшей перед занятием таблицу Менделеева: «Эту картинку надо на уроки носить?» У девочки, между прочим, 96 баллов по химии по данным ЕГЭ.

Двоечник – это не свойство зачетки, а социальный типаж и образ жизни.

Будем реалистами, определенный процент двоечников есть в каждом учебном заведении. Экзамены несовершенны в любой форме, да и у больших начальников не перестали рождаться дети. Всё это не страшно, если в студенческой среде существует культ знаний. Когда большинство понимает, что хорошо учиться – это правильно и престижно, а плохо учиться – глупо и стыдно. Когда это же большинство учится не ради диплома, а ради того, чтобы получить хороший «стартовый капитал» в будущей борьбе за обеспеченную жизнь. И когда хотя бы некоторые догадались, что «обеспеченная жизнь» - это пошлость, программа-минимум для интеллектуального середняка. А серьезная задача – реализация своих способностей, Миссии, которую предначертала человеку Судьба.

Но когда двоечников много – происходит опасный качественный сдвиг. В зоне дискомфорта оказывается отличник. Теперь уже он – «белая ворона». И всё чаще слышит: «Тебе чё, больше всех надо?» Нужна большая сила воли, чтобы выдержать это давление, чтобы ему противостоять.

Как же быть? Ведь, перефразируя известное изречение известного вождя: «Других учеников у меня для вас нет».

Вариантов несколько.

Первый – учиться в приличном вузе.

Вариант второй. Заинтересовать.

Самый закоренелый двоечник, осознав, что учиться необходимо и даже интересно, может преобразиться на глазах. Хотя, казалось бы, что тут объяснять? Ведь нет ничего более интересного, чем учиться. Открывать для себя новое. Узнавать то, о чём даже не подозревал. Овладевать тем, что было тебе не под силу. Это же не только полезно, но и весьма увлекательно. На самом деле – вот почему «от сессии до сессии…». Но многие этого не понимают.

Вариант третий. Надо убеждать. Как? – Приведу ещё один рассказ моего знакомого. В третий раз принимая экзамен у студента, который ничего не знал и знать не желал, он посадил рядом его отца, обившего к тому времени все пороги администрации с мольбами о «последнем шансе» для оболтуса, и сказал: «Вот ведомость. В ней уже стоит моя подпись. Сейчас вместе послушаем, что ответит по билету ваш сын. А потом вы сами поставите ему оценку. Доверяю вашей порядочности». Они послушали юношу. Потом папа, после безуспешной попытки снять с себя ответственность, играя желваками, вывел в ведомости «удовлетворительно». А потом… Догадываюсь, чем папа влиял на студента: ремнем по задней части тела, как в старину это практиковалось. Во втором семестре этот молодой человек грыз гранит знаний не в переносном, а в прямом смысле. И оказался не безнадёжен. Конечно, это ужасно непедагогичный с точки зрения современных нравов пример. Но очень эффективный.

К варианту «убеждать» непосредственно примыкает вариант четвертый. Метод «Покровских ворот». Знаете, что сказала жене Хоботова подруга-хирург? «Резать, не дожидаясь перитонита!». Если не хотите, чтобы в вашем вузе началось общее заражение, вовремя избавьтесь от тех, кто может стать его источником. То есть, выгонять из вуза надо двоечников. Иначе к слову «учиться» придется надолго приставить спереди букву «м».

Лично я двоечником не был никогда. Но закончив хорошую школу в провинции, с легкостью поступил в престижнейший ленинградский вуз. Поскольку лет мне было 16, эйфории от такого успеха и городских соблазнов избежать не сумел, быстро превратившись в злостного прогульщика. Однако быстро понял, что жить на букву «м» - дело недостойное. Быстро взялся за ум. Вследствие чего и стал ректором. Правда, не сразу. Пришлось немало потрудиться.

В общем, настоящий День студента должен стать чем-то вроде Дня Урожая для крестьянина. Вот тогда ректор с чистой совестью сможет сказать: с праздником вас, дорогие студенты!

Успехов Вам и удачи!