Сейчас артистка готовит мюзикл «Безымянная звезда», премьера которого пройдет 26 апреля.
Фото: Александр ГЛУЗ
Эту певицу называют не иначе как блистательной и не только за красоту. Ей подвластно все: от оперы до рока, от романсов до популярного нынче кроссовера. Сейчас артистка готовит мюзикл «Безымянная звезда», премьера которого пройдет 26 апреля.
А нужны ли Петербургу мюзиклы? Об этом и многом другом мы поговорили с большим другом «Комсомолки» певицей Ларисой Лустой.
«Врет, как говорит»
- Помню, мне задали вопрос: «Кто, по-вашему, интеллигент?» Помог ответить Михаил Аптекман, он сказал: «Интеллигент - это интонация голоса». И это действительно так. Петербург, на мой взгляд, очень интеллигентный. И от нас, живущих сейчас, воспитывающих детей, зависит, останется ли он таким. Город всегда немного в себе, с чувством колоссального достоинства. В чем-то бунтарь, все революции у нас были. Петербург - это его жители. И трудно говорить об интеллигентности, когда мы бросаем мусор на улице, слышим мат налево и направо, видим подростков с бутылками пива... Но это все зависит от нас с вами. Как в доме: сам по себе порядок не наведется, необходимо приложить усилия.
- Интеллигентный человек никогда не будет кричать?
- Думаю, что интеллигента тоже можно допечь! Но это все-таки редкость. А интонация голоса... По тому, как человек говорит, можно многое о нем узнать: есть ли у него высшее образование, приехал ли он из глубинки. Можно услышать даже особенности его характера...
- А можно ли услышать, что человек лжет, если он ничего такого не говорит?
- Бывает, я не верю и думаю: ой врешь! Конечно, еще выдают глаза. Можно красиво и дорого одеться, научиться прямо держать спину, но сущность поменять очень трудно. И в голосе она моментально проявляется. Голос - это определенный код. Почему дети говорят одним голосом, а взрослые - другим? Потому что мы меняемся, и голос нас выдает. Одни говорят высоким, другие низким...
- Как бог дал, так и говорит...
- Потому что мы внутри разные. По голосу можно даже характер человека описать. Как правило, более веселые, легкие, жизнерадостные люди имеют более высокий тембр. Бывает сложно определить пограничные голоса у юных певцов. И педагоги смотрят на внешность - по ней видно. Мой типаж - меццо-сопрано, высокое меццо.
- А как же бывает: толстяк, но говорит высоким голосом?
- Голос зависит не от веса, а от нашего внутреннего характера. Толстяк может быть и сангвиником, и холериком. Холерик, скорее всего, будет говорить высоким голосом, а сангвиник - более низким.
«Не нужна слава любой ценой»
- Лариса, когда вы осознали, что будете певицей?
- Я всегда пела. У нас вся семья поющая, и по папиной линии, и по маминой. Играют на аккордеоне, гитаре, рояле. Все самоучки, профессии у всех другие. У меня украинские корни, и вот бабушка потрясающе пела. Когда мне было три года, она уже учила меня не просто петь народные песни, а раскладывать на два голоса. Это очень тренирует слух. Но после школы родители настояли, чтобы я поступила в Финансово-экономический институт имени Вознесенского. Мама сама экономист, она говорила, что с этой профессией не пропадешь: что бы ни случилось в стране, бухгалтеры всегда нужны. Я окончила институт и сразу же поступила в консерваторию. Еще во время учебы, глядя на эти четырехэтажные формулы и индексы цен, поняла, что зря мучаюсь, моя жизнь будет связана с музыкой и сценой. Но математику я люблю, считаю, что в ней зашифрованы все законы мироздания, закодирована гармония мира. Музыка - это тоже математика, как ни странно это звучит. А знак «равно» в формуле - это равновесие.
- Как вы думаете, почему сейчас уровень культуры падает?
- К сожалению, наступил мир самодеятельности. Причем во всем. Я не беру врачей, хотя столько жуликов сейчас лечат людей. Профессионализм не ценится. В погоне за сиюминутными интересами правят те, у кого есть деньги. Будем откровенны: без средств у нас на телевидение не попадешь. И все это прекрасно знают. В слове «шоу-бизнес» ключевое - «бизнес». Любимая поговорка бизнесменов: ничего личного, только бизнес. И никаких моральных запретов. Они топят партнера, с которым вчера ели за одним столом. Целовались-обнимались, а сегодня разоряют его.
- Вы шли и идете своим путем...
- У меня не было другого выхода. Может, если бы были миллиарды, я бы и заплатила...
- У вас просили деньги?
- Напрямую - нет. Мне намекали на разные способы раскрутки вместо денег. Фиктивные браки с представителями сексуальных меньшинств. Не буду называть имена... За счет этого мелькать на экране. Петь дуэтом.
- И дуэтом отказались?
- Это же в рамках проекта. Более того, разговаривали с моей семьей! Потому что я спросила: а что я своим родным скажу? Своему ребенку, мужу - на тот момент мы жили вместе, но еще не были официально расписаны.
- И что муж сказал?
- «Решай сама, это твоя жизнь». Но я поняла, что мне не нужна популярность любой ценой. Если меня будут узнавать в таком массовом масштабе и писать обо мне в газетах, то мне будет не все равно, что пишут. Я хочу быть интересна тем, что я делаю, а не тем, за кого я вышла замуж.
О ТЕАТРЕ:
Мюзикл рулит
- Лариса, а что за мюзикл вы готовите?
- «Безымянная звезда» Марка Самойлова по пьесе ???. Хотим сделать очень красивую историю. Впервые применим 3D-мэппинг в мюзикле. Это обычно применяется в больших городских шоу, например, на открытии фонтанов. Это не стереокино, которое смотрят с очками. Эффект достигается с помощью полупрозрачных экранов и специальных декораций. Если дом рассыпается на звезды, то кажется, что он реально рассыпается прямо на сцене.
- А фильм «Безымянная звезда» вам нравится?
- Мы готовы к тому, что будут сравнивать. Это уже классика, да еще с такими артистами, как Козаков, Вертинская, Крючкова...
Да еще это кино с его крупными планами и тонкой игрой. Мюзикл - это все-таки жанр крупных мазков. Попытка повторить и сделать лучше заведомо обречена на провал. Любая копия всегда хуже оригинала, даже если оригинал ярче блестит. У нас единственный шанс на успех - сделать что-то совершенно другое. И по средствам выразительности, и по артистам, и по характерам героев. Рискуем, но надеемся, что получится и поклонники фильма полюбят и нас.
- Лариса, объясните, в чем разница между опереттой и мюзиклом?
- Оперетта - это жанр типажей. Есть герой, героиня, простак, субретка, комическая старуха и старик, три основные пары.
Любовная история, закрутка, как в индийском кино. И обязательный хеппи-энд. Зритель должен уйти счастливым. Оперетты на мотив «Алеко», где все умерли, или про Отелло и Дездемону, быть не может. Оперетта - искрящийся, радостный, жизнеутверждающий жанр. А мюзикл может быть на любую тему: комический, трагический, про Ромео и Джульетту, Мастера и Маргариту. Второе отличие - в оперетте классический вокал, а в мюзикле скорее эстрадно-джазовый. Но среди молодых людей в возрасте двадцати - тридцати лет мало найдется поклонников оперетты. А вот любителей мюзикла будет много.
ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ВАС «БЫТЬ ПЕТРБУРЖЦЕМ»?
- Первое, что приходит в голову, - это быть интеллигентом. Петербург у меня ассоциируется с интеллигенцией.