Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Общество29 апреля 2015 21:05

Корабелы стояли насмерть

В годы войны знаменитая Северная верфь не прекращала работы
В годы блокады завод был сильно разрушен

В годы блокады завод был сильно разрушен

Вблизи проходной знаменитого судостроительного завода «Северная верфь» - стела «Корабелам, стоящим насмерть», работа известного архитектора Григория Израилевича. Памятник мужеству работников предприятия, которые трудились на верфи в суровые годы Великой Отечественной войны.

После Цусимы

Небольшая историческая справка. Само рождение этого предприятия, которое изначально называлось «Путиловская верфь», а в советское время – «Завод имени А.А. Жданова», связано с войной. А именно – русско-японской, в ходе которой Россия потеряла 69 кораблей, утратив, по сути, статус морской державы. Перед нашей страной возникла задача в кратчайшие сроки восстановить флот.

В 1907 году была принята Малая судостроительная программа. Отметим, что серьезные деньги на ее реализацию Государственная дума стала выделять далеко не сразу: после трагедий на Тихом океане депутаты с недоверием относились к Морскому министерству.

Неподалеку от Северной верфи находится Кировский, прежде Путиловский завод. На этом основанном в 1801 году предприятии еще в XIX веке начали строить военные корабли.

Понимая коммерческую выгоду, руководители Общества Путиловских заводов решили подключиться к реализации этой программы. В докладной записке на имя морского министра говорилось: «Правление берет на себя смелость просить Ваше Превосходительство при выявлении необходимых для военного судостроения сил обратить надлежащее внимание и на «Путиловский завод». Получив одобрение министра, Общество приступило к строительству новой, суперсовременной по тем временам верфи.

1 ноября 1912 (по новому стилю - 14) Путиловоская верфь стала самостоятельным предприятием. Хотя основные работы по ее созданию были еще впереди. Освещение и открытие состоялось лишь 16 ноября 1913 года.

До Октябрьской революции здесь сделали всего несколько эсминцев, которые не принимали участия в Первой мировой войне. Но вот в годы Великой Отечественной войны сошедшие со стапелей верфи корабли сражались с врагом, защищали Родину.

В бухте Гольсмана

Заводской музей. Здесь много экспонатов, рассказывающих об истории завода: от момента основания до наших дней.

- На этой фотографии вы видите так называемые тендеры – небольшие, способные хорошо маневрировать суда, которые были предназначены для перевозки грузов и людей по водной Дороге жизни, - говорит директор музея Игорь Ивановский. – Они спасли от голода десятки тысяч ленинградцев

Постановление о строительстве таких кораблей Государственный комитет обороны принял 11 марта 1942 года. Собирать тендеры решили на берегу Ладожского озера, в бухте Гольсмана. Почему? Дело в том, что доставлять суда по Неве было опасно: они могли быть уничтожены вражеской артиллерией. Работу поручили сразу нескольким судостроительным предприятиям – Петрозаводу, Балтийскому и Адмиралтейскому заводам, Путиловской верфи. А руководителем назначили ее директора Сергея Александровича Боголюбова.

- Шестьсот женщин, четырнадцать подростков и трое мужчин приехали в бухту, - рассказывает Игорь Ивановский. – Можно сказать, почти без помощи техники они за очень короткий срок построили временную верфь. Затем в бухту прибыли специалисты-судостроители.

- Корпус судна не имел ни одной гнутой детали, так как механизмов, с помощью которых можно было изготовлять детали сложной кривизны, еще не существовало, все делалось вручную, - писал в своих воспоминаниях Сергей Боголюбов. - А нагреть деталь до красна в печи и обработать ее на плите тяжелыми кувалдами во время блокады было невозможно: истощенным рабочим не хватало сил.

Верфь на Ладоге выпустила четырнадцать барж. По словам Ивановского, ни одна из них не погибла.

- Мы отыскали место, где находилась эта верфь, –говорит директор музея. – Хотим открыть там памятник.

Завод могли взорвать

Но работа не останавливалась и на самой Путиловской верфи, которая находилась в 3, 5 километрах от линии фронта. Продолжали строить и ремонтировать корабли, освоили выпуск снарядов и мин. Хотя враг постоянно бомбардировал и обстреливал предприятие: за годы блокады на его территорию упали 59 бомб и 17 875 «зажигалок» Находившиеся на плаву корабли артиллерийским огнем поддерживали наши сухопутные войска.

Тем не менее Военный совет Ленинградского фронта дал указание перебазировать часть производственных мощностей вглубь города. Руководители завода нашли подходящее место на Выборгской стороне, недалеко от «Русского дизеля».

Однако на случай самого худшего развития событий существовал план минирования и взрыва предприятия. Вновь обратимся к воспоминаниям Богомолова:

- Диверсионной группе после выполнения своей драматической миссии и отряду прикрытия вместе с руководителями завода пришлось бы уходить в последние минуты. Заблаговременно подготовили стальную баржу, чтобы водным путем прорваться к центру Ленинграда. На ее палубе смонтировали двухорудийную зенитную установку.

До войны на предприятии работали одиннадцать тысяч человек, а в годы войны – 500. Почти все – женщины и дети. Мужчины, кто не был призван в действующую армию, ушли в полк народного ополчения. 3500 человек. В основном, комсомольцы

- После трехдневного обучения их отправили в Новгородскую область – защищать Ленинград - рассказывает Игорь Ивановский. - Многие пали смертью храбрых. Затем это подразделение было преобразовано в 25-стрелковый полк, в нашем музее хранится его знамя. Он участвовал в освобождении Риги, дошел до Праги.

Повторим: построенные на этой верфи корабли активно сражались с захватчиками в составе Балтийского и Северного флотов. Их судьба сложилась по-разному. Одни и поныне в строю, а другие, увы, погибли: среди них и первенец Путиловский верфи легендарный крейсер «Новик», в то время «Яков Свердлов». При эвакуации осенью 1941 года советских кораблей из Таллина он подорвался на мине и за пять минут ушел под воду…

Получил орден и отправился в лагеря

Судьба военного директора Сергея Александровича Боголюбова сложилась драматически. За работу на Ладоге его наградили Орденом Красной Звезды. А вскоре назначали руководителем «Севмаша». В город Молотовск, ныне Северодвинск. Предприятие занималось строительством, модернизацией, ремонтом надводных и подводных кораблей. Здесь Сергей Александрович и встретил Победу. В 1949 году был репрессирован, став еще одной жертвой так называемого ленинградского дела. Основанием послужил донос, где говорилось, что, будучи директором «Севмаша», на совещаниях в присутствии подчиненных неоднократно …стрелял в портрет Ленина. Освобожден и реабилитирован в 1954 году. Вернулся в Ленинград, где до конца жизни работал в Научно-исследовательском институте судостроения.

Здесь не забыли Григория Романова

На Заводе имени А.А.Жданова началось восхождение на политический Олимп первого секретаря Обкома партии Григория Васильевича Романова. После окончания заочного отделения Ленинградского кораблестроительного института он оказался на этом предприятии, где стал секретарем парткома. «Хозяин Ленинграда» до конца жизни сохранял связь с заводом, и уже, став пенсионером, продолжал регулярно приезжать на Северную верфь. В свою очередь заводчане всегда поздравляли его с днем рождения.