Собаки - лучшие друзья на Земле. А теперь еще и под землей
Фото: Александр ГЛУЗ
Уже неделю станция метро «Достоевская» в Петербурге после закрытия живет своей тайной жизнью. В вестибюле толпятся люди с палочками и в темных очках. Слышится тявканье. А любопытные прохожие слетаются к прозрачным, но закрытым дверям. С 15 июля на станции тренируют собак-поводырей.
ЗУБАСТЫЙ ЭСКАЛАТОР
Хвостатые – лабрадоры и овчарки – бегают по эскалаторам не впервые: пару лет назад в петербургской подземке уже проходили собачьи «курсы повышения квалификации». Тогда не бояться метро научили шестерых поводырей. В этот раз выпустят еще шесть полноценных четвероногих пассажиров.
Тренировать петербургских поводырей приехали специалисты из подмосковной Купавны. Для Школы по подготовке собак-проводников Всероссийского общества слепых это станет первым выпуском животных, ориентирующихся в подземке.
На занятие собачки приходят «при параде»: колокольчик на ошейнике, поводок-петля на пружинке, украшенная красными крестами шлейка с ручкой. Незрячие хозяева вооружаются тросточками. Но даже в такой «амуниции» без помощи инструктора пока не обойтись.
На "учения" и хозяин, и его питомец приходят в полном "обмундировании"
Фото: Александр ГЛУЗ
– Сначала мы учим собаку двигаться по остановленному эскалатору, – рассказала «Комсомолке» замдиректора по собаководству Школы по подготовке собак-проводников Наталья Емельянова. – Потом прокатываемся с ней несколько раз. И когда почувствуем, что она не боится, передаем ее хозяину, – и катаемся на эскалаторах втроем.
Самое сложное для хвостатых помощников – садиться на эскалатор и сходить с него. Чуть замешкаешься после команды «Вперед!» – и в гребенку могут попасть задние лапки. На недавних тренировках в Москве так порезались три собаки.
Ехать поводырю приходиться в самых неестественных позах, ведь передние лапки должны стоять на одной ступеньке с ногами хозяина. Чтобы освоить все премудрости, одним собакам хватает и вечера в подземке, другим приходится учиться несколько дней подряд.
МЕТРО ДЛЯ УВЕРЕННЫХ
– Но самому незрячему еще сложнее, – объясняет Наталья Емельянова. – Ему надо контролировать и свои действия, и действия собаки. Определить, где начинается эскалатор, отдать команду, ухватиться за поручень. Понимать, в какое время и где он находится. Вовремя чувствовать, что ступеньки складываются.
Если пес, которого еще щенком обучили быть поводырем, рано или поздно освоится и в метро, то с незрячим человеком все не так просто.
– В метрополитен должен спускаться человек, уверенный в своих силах, способный быстро принимать решения и хорошо ориентироваться, – рассказывает Наталья Емельянова. – Если он забывчивый, медлительный, то лучше не рисковать. Можно и заблудиться и попасть в неприятную ситуацию.
Шум и гам - ерунда: больше всего собаки боятся эскалатора
Фото: Александр ГЛУЗ
Но даже самому активному «тандему» без посторонней помощи никуда. Особенно если незрячему пришлось спуститься в метро в час пик: сзади напирают, собачку не замечают, в вагон не пускают.
– В таких случаях наши сопровождающие готовы помочь, – отметила пресс-секретарь подземки Юлия Шавель. – Их можно вызвать на пункте контроля возле турникетов. Помогают не только колясочникам и инвалидам по зрению, но даже мамам с колясками.
Когда страшный эскалатор позади, дальше проще: если хозяин хорошо знает, где завернуть и в какой переход идти, пес быстро запомнит маршрут. И вскоре будет водить человека по платформам сам.
ПЕЧЕНЮШКА-МАЯЧОК
Больше всего пока что трусит черный лабрадор Хьюго. Его хозяйке Нине Кулаковой тоже не по себе, но в своем четвероногом друге она уверена: как-никак, вместе бороздят Петербург уже семь лет.
– Без метро в мегаполисе никуда, – объясняет Нина Александровна. – Я работаю, добираться нужно к девяти часам утра. Прямого наземного маршрута до работы нет, приходится делать пересадку. А в автобус с собакой часто просто не войти: битком набито.
Хьюго водит хозяйку по всему городу уже семь лет. Но на страшный эскалатор пока не торопится
Фото: Александр ГЛУЗ
На улицах города Хьюго ориентируется отлично, ведь лабрадоры могут запомнить до пятидесяти маршрутов. Пока Хьюго в шлейке, он «на работе»: за кошками не гоняется, к другим собакам не пристает, под кустик не ходит. Но прежде чем собачка по одному лишь слову стала отводить хозяйку на почту или в магазин, обоим пришлось постараться.
– Сначала надо показать собаке новый маршрут с кем-то из зрячих, – рассказывает Нина Александровна. – Назвать его коротко, например, «банк». После каждой команды – «налево», «направо» – я поощряю Хьюго вкусняшкой – печенюшкой. Это как расставить маячки на карте. Когда он запомнит дорогу, контролировать его не нужно: только выйти из парадной и отдать команду. А поощрением для него становится уже не вкусняшка, а «хорошо» или «молодец».
Таким же нехитрым способом Хьюго освоится на платформах и переходах. Но в Петербурге и области еще пятнадцать поводырей, которые хотят стать глазами своих хозяев не только на земле, но и в подземке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В петербургской подземке снова будут обучать собак-поводырей
«Собачьи» учения возвращаются в подземку. Четвероногих начнут тренировать в метро уже в следующем году. Часы обучения – ради того, чтобы сделать из псов первоклассных «подземных» поводырей (читать далее...)
Дворняг Петербурга выучат на поводырей
Ни с бродячими собаками, но и очередями на хвостатых поводырей власти пока не справляются. Поэтому общественники взяли инициативу в свои руки: из дворовых псов и выброшенных на улицу щенков делают незаменимых друзей для незрячих петербуржцев (читать далее...)