Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Добрые дела22 июля 2015 13:04

В петербургской подземке после закрытия тренируют собак-поводырей

На станции "Достоевская" идут занятия для лабрадоров и их незрячих хозяев [фото, видео]
Собаки - лучшие друзья на Земле. А теперь еще и под землей

Собаки - лучшие друзья на Земле. А теперь еще и под землей

Фото: Александр ГЛУЗ

Уже неделю станция метро «Достоевская» в Петербурге после закрытия живет своей тайной жизнью. В вестибюле толпятся люди с палочками и в темных очках. Слышится тявканье. А любопытные прохожие слетаются к прозрачным, но закрытым дверям. С 15 июля на станции тренируют собак-поводырей.

ЗУБАСТЫЙ ЭСКАЛАТОР

Хвостатые – лабрадоры и овчарки – бегают по эскалаторам не впервые: пару лет назад в петербургской подземке уже проходили собачьи «курсы повышения квалификации». Тогда не бояться метро научили шестерых поводырей. В этот раз выпустят еще шесть полноценных четвероногих пассажиров.

Тренировать петербургских поводырей приехали специалисты из подмосковной Купавны. Для Школы по подготовке собак-проводников Всероссийского общества слепых это станет первым выпуском животных, ориентирующихся в подземке.

На занятие собачки приходят «при параде»: колокольчик на ошейнике, поводок-петля на пружинке, украшенная красными крестами шлейка с ручкой. Незрячие хозяева вооружаются тросточками. Но даже в такой «амуниции» без помощи инструктора пока не обойтись.

На "учения" и хозяин, и его питомец приходят в полном "обмундировании"

На "учения" и хозяин, и его питомец приходят в полном "обмундировании"

Фото: Александр ГЛУЗ

– Сначала мы учим собаку двигаться по остановленному эскалатору, – рассказала «Комсомолке» замдиректора по собаководству Школы по подготовке собак-проводников Наталья Емельянова. – Потом прокатываемся с ней несколько раз. И когда почувствуем, что она не боится, передаем ее хозяину, – и катаемся на эскалаторах втроем.

Самое сложное для хвостатых помощников – садиться на эскалатор и сходить с него. Чуть замешкаешься после команды «Вперед!» – и в гребенку могут попасть задние лапки. На недавних тренировках в Москве так порезались три собаки.

Ехать поводырю приходиться в самых неестественных позах, ведь передние лапки должны стоять на одной ступеньке с ногами хозяина. Чтобы освоить все премудрости, одним собакам хватает и вечера в подземке, другим приходится учиться несколько дней подряд.

МЕТРО ДЛЯ УВЕРЕННЫХ

– Но самому незрячему еще сложнее, – объясняет Наталья Емельянова. – Ему надо контролировать и свои действия, и действия собаки. Определить, где начинается эскалатор, отдать команду, ухватиться за поручень. Понимать, в какое время и где он находится. Вовремя чувствовать, что ступеньки складываются.

Если пес, которого еще щенком обучили быть поводырем, рано или поздно освоится и в метро, то с незрячим человеком все не так просто.

– В метрополитен должен спускаться человек, уверенный в своих силах, способный быстро принимать решения и хорошо ориентироваться, – рассказывает Наталья Емельянова. – Если он забывчивый, медлительный, то лучше не рисковать. Можно и заблудиться и попасть в неприятную ситуацию.

Шум и гам - ерунда: больше всего собаки боятся эскалатора

Шум и гам - ерунда: больше всего собаки боятся эскалатора

Фото: Александр ГЛУЗ

Но даже самому активному «тандему» без посторонней помощи никуда. Особенно если незрячему пришлось спуститься в метро в час пик: сзади напирают, собачку не замечают, в вагон не пускают.

– В таких случаях наши сопровождающие готовы помочь, – отметила пресс-секретарь подземки Юлия Шавель. – Их можно вызвать на пункте контроля возле турникетов. Помогают не только колясочникам и инвалидам по зрению, но даже мамам с колясками.

Когда страшный эскалатор позади, дальше проще: если хозяин хорошо знает, где завернуть и в какой переход идти, пес быстро запомнит маршрут. И вскоре будет водить человека по платформам сам.

ПЕЧЕНЮШКА-МАЯЧОК

Больше всего пока что трусит черный лабрадор Хьюго. Его хозяйке Нине Кулаковой тоже не по себе, но в своем четвероногом друге она уверена: как-никак, вместе бороздят Петербург уже семь лет.

– Без метро в мегаполисе никуда, – объясняет Нина Александровна. – Я работаю, добираться нужно к девяти часам утра. Прямого наземного маршрута до работы нет, приходится делать пересадку. А в автобус с собакой часто просто не войти: битком набито.

Хьюго водит хозяйку по всему городу уже семь лет. Но на страшный эскалатор пока не торопится

Хьюго водит хозяйку по всему городу уже семь лет. Но на страшный эскалатор пока не торопится

Фото: Александр ГЛУЗ

На улицах города Хьюго ориентируется отлично, ведь лабрадоры могут запомнить до пятидесяти маршрутов. Пока Хьюго в шлейке, он «на работе»: за кошками не гоняется, к другим собакам не пристает, под кустик не ходит. Но прежде чем собачка по одному лишь слову стала отводить хозяйку на почту или в магазин, обоим пришлось постараться.

– Сначала надо показать собаке новый маршрут с кем-то из зрячих, – рассказывает Нина Александровна. – Назвать его коротко, например, «банк». После каждой команды – «налево», «направо» – я поощряю Хьюго вкусняшкой – печенюшкой. Это как расставить маячки на карте. Когда он запомнит дорогу, контролировать его не нужно: только выйти из парадной и отдать команду. А поощрением для него становится уже не вкусняшка, а «хорошо» или «молодец».

Таким же нехитрым способом Хьюго освоится на платформах и переходах. Но в Петербурге и области еще пятнадцать поводырей, которые хотят стать глазами своих хозяев не только на земле, но и в подземке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В петербургской подземке снова будут обучать собак-поводырей

«Собачьи» учения возвращаются в подземку. Четвероногих начнут тренировать в метро уже в следующем году. Часы обучения – ради того, чтобы сделать из псов первоклассных «подземных» поводырей (читать далее...)

Дворняг Петербурга выучат на поводырей

Ни с бродячими собаками, но и очередями на хвостатых поводырей власти пока не справляются. Поэтому общественники взяли инициативу в свои руки: из дворовых псов и выброшенных на улицу щенков делают незаменимых друзей для незрячих петербуржцев (читать далее...)