Исаакиевский собор за всю свою историю никогда не принадлежал церкви.
Фото: Тимур ХАНОВ
ПИСЬМО РАЗДОРА
Исаакиевский собор могут передать Церкви. На столе у губернатора Георгия Полтавченко уже лежит неоднозначное письмо от митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия. Город, где с петровских времен главенствует светская власть, раскололся надвое.
– Никаких решений о передаче собора еще не принималось, – сообщил «Комсомолке» пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов. – Вопрос, поднятый Епархией, требует внимательного и всестороннего рассмотрения с учетом интересов петербуржцев и гостей города. Но, нужно отметить, Исаакиевский собор – это знаковый объект, визитная карточка.
В Епархии объясняют, что они просто пытаются «вернуть» то, что у них отняли при советской власти.
– Мы считаем, что проблема возвращения зданий храмов, которые не используются по прямому богослужебному назначению, назревшая и актуальная, – пояснила руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманов. – Это и Исаакиевский собор, и Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, и Смольный собор.
Между тем, в соборе уже 25 лет как идут службы по главным православным праздникам.
Исаакиевский - один из самых красивых соборов в мире.
Фото: Тимур ХАНОВ
ОТЕЦ МЕРТВОГО РЕБЕНКА
«Светская» половина Петербурга отдавать собор не собирается. Главный противник – директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров.
– Ни одного документа я не видел, – рассказал он «Комсомолке». – Но, естественно, я категорически против. Хотя строился Исаакиевский как церковь, но всегда был в государственном владении. Чувствую себя родителем, на глазах которого только что убили ребенка.
С самого основания храм содержали на средства Министерства двора. Смольный собор, на который тоже претендует Церковь, обеспечивал Минпросвет. А Спас-на-Крови ремонтировали за счет МВД.
Буров обращает внимание на то, что сейчас на Исаакий, а также Спас-на-Крови, Сампсониевский и Смольный соборы, из бюджета не выделяют ни копейки: музейный комплекс полностью содержит себя сам.
– Финансирования у Исаакиевского собора нет, – подтвердили в Комитете по культуре. – Он работает на те средства, которые зарабатывает.
В год на реставрацию и текущие работы тратят около двухсот миллионов. А до 2020 года в ремонт Исаакиевского и Спаса-на-Крови вложат минимум 750 миллионов.
Многие петербуржцы, признаться, скандалу вокруг Исаакиевского обрадовались: если его передадут Церкви, вход в храм наверняка будет бесплатным, ведь туристов пообещали не выгонять. Сейчас за посещение Исаакия берут 250 рублей, за подъем на колоннаду – еще столько же. Но в городском парламенте считают, что радость преждевременна.
– Кто сказал, что вход будет бесплатным? – задается вопросом депутат Максим Резник. – Да и что станут делать четыреста сотрудников, которые сейчас работают в музейном комплексе?
Ярый противник «путешествия Исаакия», Резник считает, что собор «не должен принадлежать какой-то одной, пусть и очень влиятельной, организации». Поэтому он инициирует рассмотрение острого вопроса на первом же после летних каникул заседании.
В митрополии уверены, что «те, кто разделают позицию Резника, составляют меньшинство».
МНЕНИЕ «ЗА»:
Настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Храма святого Александра Невского в следственном изоляторе №1 и Храма-часовни в больнице имени Гааза Иерей Георгий СЫЧЕВ:
– Конечно, Исаакиевский собор должен принадлежать Церкви. Если какие-нибудь бандиты у вас что-то украли, отобрали, а потом сказали: «Это принадлежит не вам, а туристам», – как бы вы себя повели? Надо исходить из того, кому собор принадлежал раньше, рассматривать вопрос с самого начала. А что касается туристов, то ни один храм посещению не препятствует: пожалуйста, приходите, двери всегда открыты. Во многих церквах ведут экскурсии даже для иностранцев, не говоря уже о россиянах.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»:
Председатель Комитета по законодательству Законодательного собрания Петербурга, представитель парламента по связям с религиозными организациями, депутат Виталий МИЛОНОВ:
– Вопрос Исаакиевского собора требует очень тонкого и деликатного решения. Безусловно, это объект культурного наследия, туристический центр. Он никогда не принадлежал Церкви: в Российской империи его содержали за счет бюджета. Но сейчас нам важно выбрать корректную стратегию, чтобы не допустить шапкозакидательства и шантажа с чьей-либо стороны.