Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Общество6 января 2016 16:14

8 храмов Рождества Петербурга и Ленобласти

"Комсомолка" составила путеводитель по святым местам. Есть те, которые оказались в хороших руках, и те, которые спасать уже поздно
Храм Рождества Христова.

Храм Рождества Христова.

Фото: Тимур ХАНОВ

САМАЯ ГЛАВНАЯ

Троица православных святынь в парке Городов-героев. Исторически район носит название Средняя Рогатка, оттого что раньше здесь пересекались две магистрали - дорога на Москву и на Саарскую мызу, стояли будка и шлагбаум - «рогатка» по-дореволюционному. А в миллениум появились три храма. Один из них строили к двухтысячному юбилею Иисуса Христа. Потому и нарекли его храмом Рождества Христова. Правда, сдали это чуть позже, в начале нулевых. Зато у здания есть повод для гордости - гиды называют его «самым ГЛАВным в Петербурге».

- В храме самое большое количество «луковых» глав - семнадцать, - говорит прихожанин Виктор Андронов. - Экскурсоводы обязательно обращают внимание в паломнических турах, что стартуют от Технологического института. Проезжаешь мимо - радостно становится, что ты прихожанин этого храма.

На Средней Рогатке принято посещать не один храм, а сразу три. Есть еще Георгия Победоносца - куда без него героям, и Сергия Радонежского. Они расположены по соседству. И службы в них проводятся по очереди.

На три храма в парке Городов-героев приходятся два Павла. Один - настоятель, другой - священник. Между собой прихожане называют их Павел Первый и Павел Второй.

- Мне нравится сюда ходить, у нас все душевно, - говорит Виктор. - На проповедях у нас вопросы поднимаются бытовые. Однажды настоятель рассказывал, зачем нужно платить налоги. Бывает просто: приходишь в другой храм и не можешь сообразить, о чем речь идет. Я не знаю старославянского языка, и мне иногда сложно понять даже смысл молитвы. А у нас после службы настоятель остается. Народ вплотную к нему подходит, потому что рассказывает интересно. И это не речь учителя школьникам, а слова пастыря и друга. Бывает, час или два на вопросы отвечает. И не обязательно постоянным прихожанам, а даже тем, кто в первый раз зашел.

А еще храм гордится свежей просвирой. И тем, что в нем любят спорт.

- Недавно у нас прошел шахматный турнир,- вспоминает Виктор. - У нас есть у нас батюшка с шахматным разрядом. И есть священник-баскетболист. А один пономарь на велосипеде ездит.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Семь лет назад у храмов на Средней Рогатке обосновались подростки. Сбились в стайку и попрошайничали в парке. А ребята постарше собирали с них дань.

Прихожане помогли ребятам не только словом, но и делом. Уговорили подростков записаться в церковно-приходскую школу при Чесменской церкви – она входит в одно подворье с троицей храмов на Средней Рогатке. И жизнь ребят изменилась.

- Это для нас общая радость, - говорит Виктор Андронов. - Когда нас спрашивают, чем мы занимаемся, мы можем с чистым сердцем ответить, что взяли и решили проблему.

К слову, строителям домов с видом на парк храмы тоже помогли. В рекламных проспектах они не забывают указать прекрасный вид из окна.

- У нас на «Звездной» даже недвижимость подорожала, - говорит Виктор. - Смотришь в окно, а там кто-то на лодочке плывет, деревья растут, храмы стоят. Правда, шашлычников стало больше, тяжело за ними убирать. А вообще где церковь - там и порядок.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Московское шоссе, 3.

17 минут пешком от станции метро «Звездная» по улице Ленсовета и далее по проспекту Юрия Гагарина к парку. Либо 25 минут по Московскому проспекту, Пулковскому шоссе от станции метро «Московская».

Рождественская церковь на 6-й Советской улице. Фото: сайт прихода

Рождественская церковь на 6-й Советской улице. Фото: сайт прихода

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СТОРОНА

В Петербурге есть Петроградская и Выборгская сторона, а до революции имелась еще и Рождественская. Так назывался район нынешнего соцветия Советских улиц. В царское время магистрали там носили менее пролетарские имена, а более богоугодные - Рождественские, в честь одноименной деревянной церкви, возведенной в 1753 году. Позже, когда кварталы разрослись, ее имя перенял каменный храм, заложенный в 1781 году.

- Назвали церковь по Рождественской стороне, - говорит клирик Спасо-Преображенского собора протоиерей Андрей Щербан. Он же - нынешний настоятель храма Рождества Христова, от которого остался только фундамент.

В 1934 году церковь разобрали. В документах КГИОПа она теперь значится как «достопримечательное место». Охраняется государством.

- Седьмого января в девять часов утра соберемся и проведем Рождественскую службу, - говорит Андрей Щербан.

За синим забором, что с января скрывает «достопримечательное место», выстроена небольшая часовенка, наподобие теплицы, а еще стоит крест. В мае освящать его приезжал епископ Кронштадтский Назарий. В тот день шел дождь.

- Хорошо, что пасмурно, - заметил владыка. - А то было бы не по-петербургски.

Восстановить Христорождественскую церковь (так ее тоже называют. - Прим. автора) по дореволюционным снимкам и чертежам пытаются с 2004 года. Архитекторы уже разработали проект, КГИОП дал согласие. Дело осталось за малым - пожертвованиями. Если в XVIII веке храм строили за счет бюджета, то теперь - исключительно на добровольные взносы. А таковых, судя по списку благотворителей на сайте прихода, пересчитать можно по пальцам. Но в общине не унывают, потому что уныние - это смертный грех. К тому же с Рождеством, как известно, связано чудо.

КСТАТИ

В районе Рождественских улиц во время Великой Октябрьской жил Сталин. Человек хоть и революционных взглядов, но с семинарским образованием. Ютился отец народов в квартире Аллилуевых на 10-й Рождественской. Вполне возможно, что в церковь ближайшую захаживал. Все-таки храм был районный, а район - пролетарский: заселялся с середины XVIII века исключительно мастеровыми - плотниками, столярами, кузнецами, трубочистами, птичниками, специалистами колесного дела, оконного… И даже представителями ныне исчезнувших профессий, таких как гардинебель и фонтальщик. Чем не революционный класс?

КАК ДОБРАТЬСЯ

6-я Советская улица, дом 19, литера А.

12 минут пешком по Суворовскому проспекту от станции метро «Площадь Восстания» до Рождественского сквера.

Храм Рождества Христова на улице Коллонтай. Фото: Яндекс. Карты

Храм Рождества Христова на улице Коллонтай. Фото: Яндекс. Карты

ЦЕРКОВЬ НА ОТВАГЕ

Рядом с храмом Рождества стоит гранитный камень. На нем выгравировано имя - Петр Шумеев, и возраст - 23 года. Камень напоминает о подвиге и о тех временах, в которые вряд ли кто захотел бы вернуться. Петр Шумеев был участковым. Погиб совсем молодым.

- Убиенного воина Петра в храме ежедневно поминают на богослужениях, - говорит священник Константин Денисов.

Петр Шумеев умер в больнице 13 сентября 2002 года от травмы, полученной неделей раньше. Храма тогда на улице Коллонтай не стояло. Стояли затянувшиеся в Веселом Поселке порядки девяностых.

6 сентября молодежные банды с палками и битами выясняли отношения в лесопарке у казино на Искровском проспекте. В милиции, которую тогда еще не переименовали, сочли происходящее массовыми беспорядками.

Невский РУВД на вызов отправил весь отдел. При виде милицейских уазиков подростки бросились врассыпную. Одного из них Петр Шумеев догнал на улице Коллонтай. Беглец, заметив, что милиционер один, сбил его с ног битой. А потом добил. Позже нападавшего нашли. Он оказался совсем юнцом - ему было всего 18 лет. Зовут Антон Большаков.

- Я раскаиваюсь в случившемся, - заявил он на суде. - Защищался, не знал, что это милиционер.

Антона Большакова приговорили к тринадцати годам колонии. Петра Шумеева президент посмертно наградил орденом Мужества. А на месте, где пал милиционер, воздвигли храм. Бетон для него замешали на 24 водах из различных источников Святой земли и России. В «тело» здания вложили камни и песок из святых мест: Иерусалима, Вифлеема, Синайской горы, Афона…

Храм нарекли в честь Рождества Христова. А рядом поставили часовню в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Рождество в храме на улице Коллонтай начнут отмечать с девяти утра 6 января навечерием и закончат 7 января утреней и литургией.

ТТХ ЦЕРКВИ Храм Рождества Христова возводили по канонам русской церковной архитектуры. Тип - крестово-купольный. Такой же, как знаменитый Софийский собор в Великом Новгороде. Строилось культовое здание по проекту «Арх-студии», которая создала храм во имя «Успения Божией Матери» в Выборге.

С восточной стороны, в алтарной части церкви, как принято в православии, располагается полукруглая апсида. Церковь пятиглавая, центральный купол венчает световой барабан с шестнадцатью витражными окнами, освещающими пространство под центральным куполом. В двух восточных куполах располагаются звонницы - основная и дополнительная, предусмотренная для праздников.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Улица Коллонтай, 17.

Семь минут пешком от станции метро «Проспект Большевиков».

Христорождественская Запогостская церковь

Христорождественская Запогостская церковь

Фото: кадр из фильма

КОЛОКОЛЬНЯ СЧАСТЬЯ

«- А ты кто?

- Я режиссер. Член европейской киноакадемии. А ты кто?

- А я... А я просто бандит.

- Что-то плохое сделал?

- И не одно...

- А я не знаю...»

Это диалог двух киногероев из картины «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Последнего фильма одного из самых неоднозначных и известных режиссеров России.

Его герои - абсолютно разные люди, такие непохожие, с разными судьбами, но жаждущие счастья. Получить счастье по замыслу Балабанова можно только на руинах Запогостской церкви (она же Христорождественская. - Прим. автора), именуемой в картине колокольней счастья.

- Под съемки была арендована другая церковь, неподалеку, - рассказал «Комсомолке» музыкант группы «АукцЫон» Алексей Гаркуша, один из актеров этой ленты. - Но во время прогулки по местности Леша увидел Запогостскую и сказал: «Вот она. Мы должны входить в нее». И вся съемочная группа понимала: если Леша говорит - значит так и надо. В итоге договорились снять финал фильма в ней.

Уже тогда Балабанов знал, что смертельно болен. Он снимал свою последнюю картину и знал это. Что или кто направил его именно в эту церковь? Загадка. Режиссер играл в фильме, по сути, самого себя. Но по сюжету колокольня счастья его не взяла.

18 мая 2013 года Алексея не стало, а 27 июня, ровно сорок дней спустя, рухнула башня Запогостской церкви. Просто совпадение или знак свыше - нам остается лишь гадать.

- Мы добирались туда ранним утром, нас буксировали на санях, - вспоминает Гаркуша. - На улице минус 25, ехать прилично, а все равно было ощущение спокойствия и уверенности. Мы знали, что Леша выбирал колокольню не просто так, он чувствовал.

Руины этой простенькой церкви с непростой историей до сих пор являются просто руинами. Нет у них статуса исторической достопримечательности или памятника, хотя и построили храм еще до нашествия Наполеона в 1802 году.

КАК ЦЕРКОВЬ ОКАЗАЛАСЬ НА ВОДЕ

Христорождественская Запогостская церковь стала жертвой Шекснинского водохранилища, затопившего данные окрестности еще в 50-х годах прошлого века. С того времени храм так и стоял, забытый всеми.

Шум рухнувшей в мае 2013 года колокольни слышали по всему поселку. Говорили даже, что это первый звук, изданный храмом за почти сотню лет.

После того как церковь попала в фильм Балабанова, часто спрашивали, начнутся ли работы по ее восстановлению. Однако местные власти лишь разводят руками. Ведь официально это здание, а точнее его руины, юридически никому не принадлежат. Не сохранилось никаких документов. К тому же восстановить церковь будет очень сложно - место слишком опасное, берег плывет. Так и стоят балабановские руины в ожидании последнего дня.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Вологодская область, поселок Шексна. 80 км от Вологды, 50 км от Череповца. Добраться можно на личном авто по трассе Вологда - Новая Ладога. В списке туристических достопримечательностях церковь не значится, адреса у нее нет, поэтому то, как к ней проехать, подскажут разве что жители поселка.

Летом, чтобы попасть на остров, потребуется лодка. Зимой, если все-таки похолодает, можно пройти по льду.

Храм Рождества Христова в поселке Красноозерное. Фото: Мергей ТИМОШЕНКО.

Храм Рождества Христова в поселке Красноозерное. Фото: Мергей ТИМОШЕНКО.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Ничем не примечательный с виду деревянный храм в поселке Красноозерное. Самое подходящее описание - деревенский. Именно так. Небольшой, из бруса, без позолоты и прочего шика. Зато с непростой историей и со своей изюминкой, ведь сюда ведут людей навигаторы и сердца.

Храм построили в 2002 году, но три года спустя, прямо накануне Пасхи, он сгорел. И только через пять лет его начали восстанавливать. Одним из главных спонсоров строительства нового храма стал Магомед Исаевич - бизнесмен, занимается животноводством.

- Он мусульманин, но это не помешало ему помочь нам, - рассказывает нынешний настоятель храма иерей Евгений. - Он поздравляет меня с православными праздниками, я его - с мусульманскими. После пожара жители ходили очень расстроенные. Магомед спросил, чем можно помочь. И люди попросили восстановить храм. Через год церковь поставили. Правда, сделали ее чуть побольше, но черты оставили те же.

Это ли не чудо, когда две религии спокойно соседствуют и помогают друг другу? И чудо, кстати, не последнее, связанное с этой церковью.

- В сентябре этого года к храму подъехала женщина, не из местных, - рассказал Евгений. - Оказалось, что она из Петербурга. Ехала на дачу, которая находится недалеко, но к ней ведет совсем другая дорога. Навигатор почему-то маршрут проложил именно через наш поселок. Каково же было мое удивление, когда женщина сразу же заявила, что хочет пройти обряд крещения. И именно здесь, в этом храме.

Жительница Петербурга объяснила батюшке, что уже несколько лет шла к вере, но не могла выбрать церковь, решиться на крещение. А тут навигатор сам дорогу проложил. Говорит, что когда увидела храм на пригорке, поняла, что пора и что здесь именно то самое место, которое она давно искала.

Иерей Евгений служит под Приозерском с 2014 года. Поселок совсем маленький, в нем живет всего около девятисот человек. А постоянных прихожан всего двадцать. Может, это и к лучшему: у священнослужителя есть время выслушать каждого, дать совет, просто поговорить.

- Сейчас трапезную готовим. Даст Бог, к лету сделаем. Хочется все же иметь возможность поговорить с людьми после службы в уютной обстановке за чашкой ароматного чая, - надеется иерей.

На вопрос, бывали ли еще какие чудеса, Евгений отвечает, что для него чудо - каждый новый прихожанин:

- Если человек приходит в церковь, значит, у него есть вопросы, есть желание, есть интерес и вера. Для меня это чудо, что Господь посылает мне новых прихожан.

КСТАТИ

После постройки храма службы в нем проводил отец Александр, который погиб от сердечного приступа на 40-й день после того, как храм сгорел. Восстановление храма начал уже другой иерей, Артемий Пиянзов. В 2014 году на это место назначили иерея Евгения, который по сей день проводит службы практически в одиночку.

Особой популярностью храм пользуется у желающих обвенчаться. В прошлом году из Петербурга для этого сюда приехали четыре пары. Если учесть, что церковь находится все-таки очень не близко - это просто удивительно. Почему люди выбирают именно этот храм - загадка. Впрочем, иерей Евгений уверен, что на все воля Божья. Раз приехали - значит Он направил.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Ленинградская область, Приозерский район, поселок Краснозерное, Школьная улица, 1. На личном авто нужно ехать по трассе 41К-181 почти 100 км.

Церковь Рождества Христова в дервне Надкопанье. Фото: сайт храма

Церковь Рождества Христова в дервне Надкопанье. Фото: сайт храма

ПОДАРОК РЕКТОРА

Деревенская идиллия. Классический стиль. Ректор Императорской академии художеств в 20-х годах XIX века подарил небольшой, даже по меркам дореволюционной России, деревне Надкопанье, где всего-то девять домов и сорок жителей, проект белоснежной церкви. Храм назвали в честь предшественницы, стоявшей неподалеку, - церковь Рождества Христова. Упоминание о ней сохранилось в Писцовых книгах Обонежской пятины за 1582-1583 годы.

«Церковь Рождества Христова каменная, да на погосте место церковное; церковь сожгли немецкие люди», - жаловался летописец времен правления Ивана Грозного.

Добавим, что жителям Германии в данном случае не за что извиняться перед россиянами. Немцами тогда называли всех иностранцев. Не говорит по-русски? Значит, немой, немец.

Увы, потомки, пришедшие на смену, дара ректора не оценили. В церкви разместили зернохранилище. К первозданному виду храм удалось вернуть силами настоятеля игумена Антония только в 2013 году.

- Даже у архиерея нет такого кафедрального собора, - оценил размах Тихвинский и Лодейнопольский епископ Мстислав, которого в деревню пригласили освятить восстановленный храм.

Теперь храм не только в деревне центр духовной и культурной жизни. Паломники и туристы едут из Тихвина, Петербурга. Здание не только красивое, но и с богатой историей: в подвале храма погребен артиллерист александровского времени генерал-лейтенант Федор Апрелев, родовая усадьба которого находилась в версте от церкви. Возле храма покоятся помещики Мордвиновы, Борошневы.

КСТАТИ

Работы Авраама Мельникова, чей проект воплотили в жизнь в Надкопанье, были признаны лучшими в конкурсе на возведение храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Увы, но оба сооружения в итоге построили по предложениям других архитекторов. Потому что императора, в отличие от конкурсной комиссии, больше вдохновили идеи Витберга и Монферрана.

По проектам Мельникова, кроме храма Рождества Христова, в Российской империи построили из знаковых сооружений единоверческую церковь Святого Николая, в соавторстве с Буффо и Потье Мельников работал над Потемкинской лестницей в Одессе, а еще приложил руку к перестройке Спаса на Сенной, который большевики снесли.

КАК ДОБРАТЬСЯ

180 километров по трассе «Кола» на автомобиле до села Паша. В селе свернуть к Ладоге и проехать пару километров.

Собор в Выборге.

Собор в Выборге.

Фото: Тимур ХАНОВ

СОБОР ТРЕХ КОНФЕССИЙ

У Выборгского собора, пожалуй, самая тяжелая история. Его не раз разоряли, здание пережило несколько пожаров, переходило разным церквям, использовалось в качестве склада, меняло названия и хозяев. Но обо всем по порядку.

Первые упоминания о Выборгском католическом приходе встречаются в документах 1351 года. Тогда церковь была деревянной и принадлежала католикам. В 1411 году она сгорела , а еще через два года на этом месте стали возводить храм из камня. В 1418 году храм освятили во имя Пресвятой Девы Марии и святого Олафа. В церкви успешно соседствовало сразу несколько алтарей: святых Эрика, Лаврентия и Марии Магдалины.

А в 1554 году, когда Выборгская епархия ушла из лона католической церкви, храм назначили кафедральным собором, и церковь стала лютеранской.

Во время Северной войны собор практически полностью разрушили. До наших дней дошла любопытная история о том, что после войны жители Выборга подали русской военной администрации список зданий, нуждающихся в ремонте.

- А где ваш кафедральный собор? - удивился Петр Первый.

Императору объяснили, что здание пострадало настолько сильно, что жители и не надеялись его восстановить.

Петр Первый проявил царскую щедрость. По его указу к 1722 году собор отстроили заново. Открылась в нем уже не кирха, а православный храм, который сначала освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. А три года спустя поставили новый алтарь и престол во имя Рождества Христова, а сам храм переименовали в Рождественский собор.

Но и на этом история страданий здания не закончилась. После 1788 года его передали под склад Выборгского гарнизона. Видимо, православие у жителей оказалось не слишком популярно. Но в городе по-прежнему стояли русские войска. И в соборе в 1913 году снова открыли православный храм - на этот раз гарнизонную церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В храме поставили три алтаря, один - Рождества Христова, второй - апостолов Петра и Павла, а третий - как раз в честь упомянутых святителей.

В 1918-м храм снова стал лютеранской церковью. Но ненадолго. В 1939 году он вновь пал. Полуразрушенным храм стоит и теперь: пара стен да потрепанная временем и пожарами часовая башня, выполнявшая роль колокольни.

ТРИ ПОЖАРА БАШНИ

Башню-колокольню пристроили к храму в 1494 году. Однако она сильно пострадала от пожара, и ее обновили. В 1660 году на башне поставили часы, а в 1738-м снова случился пожар и часы сгорели. Лишь пятнадцать лет спустя на ней установили новые циферблат и колокол, заказанные в Стокгольме. В 1793 году - опять пожар на колокольне, но постройку успели спасти.

Часовой механизм последний раз заменили в 1848 году, и он исправно работает до сих пор.

КАК ДОБРАТЬСЯ

С Финляндского вокзала на электричке до Выборга. А вот от железнодорожной станции придется пройти пешочком чуть более полутора километров по Ленинградскому проспекту до набережной 40 лет Комсомола. И далее по набережной до Подгорной улицы. Собор, точнее стена, которая он него осталась, находится на пересечении Подгорной и Сторожевой башни.

Храм в деревне Старополье. Фото: Википедия

Храм в деревне Старополье. Фото: Википедия

ПОЖЕРТВОВАНИЕ ЦАРЯ

6000 рублей из своего кошелька выделил император Александр Второй на возведение храма в деревне Старополье. Место для новой церкви священник Валентин Кедров выбрал на холме. Название храму дали под стать размаху стройки - Рождества Христова. Завершилась она с учетом скоропостижной гибели мецената через десять лет - в 1888 году.

Храм вышел высоким - 37 метров, и просторным. Вмещал до тысячи человек, то есть фактически все население деревни. Правда, не так долго, как хотелось бы авторам стройки.

В 1921 году деревню покинули отряды белогвардейцев. Церковные земли местные власти отобрали. А в 1938 году и сам храм отдали под гараж и склад. Богослужения в нем возобновились только во времена оккупации. Что примечательно, служил в нем тогда протоиерей Алексей Кибардин, священник, крестивший детей Николая Второго.

Службу в оккупации ему припомнили власти в 1950 году. Дали пять лет лагерей.

Увы, когда он вышел, в храм возвращаться не стал. Так и прождали стены церкви верующих до 1990 года. А после началась реставрация, которая продолжается до сих пор.

Храм тем не менее действующий. И Рождество в нем обязательно будут отмечать.

КСТАТИ

Восстанавливать церковь в Старополье общине помогали прихожане храма Святого Георгия Победоносца, что соседствует на Старой Рогатке с петербургским храмом Рождества Христова. По историческим чертежам уже удалось восстановить святые врата и колокольню, на которую в 2003 году вернулся крест. В нижнем ярусе колокольни освятили придел во имя пророка Илии. Там идут богослужения.

КАК ДОБРАТЬСЯ

112 километров по трассе «Нарва» на автомобиле. Свернуть у Ополья в сторону Пустомержи. И двигаться до Замошьи 56 километров.