Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество25 февраля 2016 18:43

Из болота у Ладоги подняли самолет героического защитника Ленинграда

В 1943 году раненый летчик Александр Хорошков пошел на таран немецкого бомбардировщика [видео, фото]

Фото: Александр ГЛУЗ

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ У ДОРОГИ ЖИЗНИ

Порт Кобона в Ленобласти в годы войны называли воротами Дороги Жизни. Именно сюда прибывали изможденные жители блокадного города. На обратном пути грузовики везли топливо и продукты.

Теперь поисковые отряды и члены Российского военно-исторического общества отвоевывают у местных земель осколки памяти – обломки самолетов, машин, части военной техники. Истребитель «Як-7Б» пал в воздушном бою в мае 1943 года. Сделал это героически – прихватил с собой еще и немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Фашистская машина была в четыре раза больше советской и считалась почти непобедимой благодаря способности стрелять на 360 градусов.

- За штурвалом «Яка» сидел младший лейтенант Александр Хорошков. Ему было всего 24 года. 30 мая 1943-его он прикрывал Волховскую ГРЭС и в бою был ранен в руку. Доложил об этом по рации и пошел на посадку в аэродром, когда увидел немецкий «Хейнкель», летящий к Кобоне. Прекрасно понимая, что этот порт снабжает блокадный Ленинград, принял решение идти на таран. Видимо, потерял много крови, и стрелять уже не мог. Позже за этот подвиг ему присвоят Орден Красного Знамени, - рассказал руководитель Департамента поисковой и конструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

На болоте работают водолазы

На болоте работают водолазы

Фото: Александр ГЛУЗ

По воспоминаниям однополчан, молодой летчик успел выпрыгнуть из горящего самолета. Но к своим он так и не вышел. Вокруг места крушения на километры вокруг километры одна трясина – выбраться практически нереально, тем более, весной.

- По архивным документам Александр Хорошков числится пропавшим без вести. Известно, что он родился в деревне Изосимово Тамбовской области, - продолжает Мачинский.

У пилота все было как в песне: первым делом самолеты, а девушки - потом. Дома у него осталась мама, а свою семью создать он так и не успел.

- Отыскать родственников нам пока не удалось, но если они откликнутся, мы готовы привезти их на место крушения, - говорят в РВИО.

Среди частей самолета нашли боеприпасы

Среди частей самолета нашли боеприпасы

Фото: Александр ГЛУЗ

ПОДВИГ НЕРАВНОДУШНЫХ

Местные жители еще долго помнили воздушный бой, в котором маленький «Як» сбил огромный «Хейнкель». В 90-ые годы один из дачников пошел собирать клюкву. Зашел на удивление далеко – в места, где обычно нога человека не ступает – слишком опасно. Вдруг среди россыпи красных ягод увидел торчащий из земли кусок самолета. Вернулся в деревню и рассказал мальчишкам. А потом эти мальчишки выросли и пошли искать героический истребитель.

- Мы снова нашли того мужчину и он смог составить нам примерную карту, - рассказывает Алексей Земсков. – Два дня мы бродили по болоту с металлоискателем, но он предательски молчал. А на третий увидели в трясине детали фюзеляжа...

Потом вышли на музей битвы за Ленинград и Военно-историческое общество. Начали готовить операцию по подъему. Оказалось, что осколки самолета разбросаны на площади в пятьдесят метров и большая часть из них – под водой.

- Удалось достать примерно 80 процентов частей. Полностью отреставрировать машину не получится, но мы будем приводить в порядок каждую деталь по отдельности, - говорит директор музея битвы за Ленинград и руководитель военно-исторического центра Северо-Запада Олег Титберия. – Планируем завершить работы примерно через полгода, и тогда на героический «Як» смогут посмотреть все желающие.

В музее уже придумали для него новую экспозицию. Рядом поставят немецкий «Хейнкель-111». Его обломки как раз нашли на дне Ладоги два года назад. Возможно, именно этот самолет и был сбит младшим лейтенантом Хорошковым.

Обломок немецкого "Хейнкеля", найденного у берегов Ладоги

Обломок немецкого "Хейнкеля", найденного у берегов Ладоги

Фото: Александр ГЛУЗ

- Для чего мы это делаем? Знаете, летчик Алексей Маресьев говорил, что его единственный подвиг во время войны – это то, что он вышел к своим. А все остальное – подвиг неравнодушных людей, которые помогли стране бить врага. Хочется напомнить, что нельзя быть равнодушными. Раньше люди такими не были…и они были сильнее, - говорит Мачинский.

ТТХ

«Як-7Б»

Максимальная скорость – 563 километра в час

Длина – 8,48 метров

Размах крыла – 10 метров

Экипаж – 2 человека

Вооружение - мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и два синхронных пулемета с общим боезапасом 400 патронов. В перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть реактивных снарядов или две бомбы от 25 до 100 килограмм каждая.

«Хейнкель-111»

Максимальная скорость – 400 километров в час

Длина – 18 метров

Размах крыла – 23 метра

Экипаж – 5 человек

Вооружение – 20-мм пушка и шесть пулеметов.

СПРАВКА «КП»

Алексей Маресьев – летчик, герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года был тяжело ранен в Новгородской области на территории, оккупированной немцами. Восемнадцать суток, сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Позже врачи ампутировали у него обе ноги, но он научился летать с протезами, и в 1943 году вернулся на фронт. За время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил одиннадцать самолетов врага: четыре до ранения и семь — после.

ФОТОРЕПОРТАЖ: Из болота под Кобоной подняли самолет героического защитника Ленинграда