Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+18°
Boom metrics
Происшествия20 марта 2016 19:00

Заслуженный летчик России Вадим Базыкин о катастрофе в Ростове-на-Дону: Два часа кружиться - это граничит с глупостью

По его мнению, не надо хвалить пилота за риск, за это надо ругать
Фото: REUTERS

Фото: REUTERS

Первый вопрос, которым невольно задаешься после авиакатастрофы в Ростове-на-Дону: как сделать так, чтобы трагедий больше не было? Вроде и самолет надежный, и летчик опытный, а вот что-то не предусмотрели, не учли. И как всегда, расплатились десятками человеческих жизней. Сколько можно? Свое мнение о катастрофе «Комсомолка» попросила высказать знаменитого петербургского пилота, заслуженного летчика России Вадима Базыкина.

- Что-то комментировать - значит обвинять. Там все, конечно, понятно, - сказал Вадим Валерьевич. – Два часа кружиться – это граничит с глупостью…

- А вы бы что посоветовали делать в такой ситуации?

- Обычно, если до запасного аэродрома лететь около часа, то ждут порядка 30-40 минут. А там было до запасного минут сорок лету. Как правило, 20 минут подождали, несколько кругов сделали – и все! Мне кажется, наверняка пилот был просто зациклен на экономии денег. Понимал, что авиакомпания будет переплачивать за трансфер, если они уйдут в Краснодар или в Сочи. За перевозку, на гостиницу, плюс сборы за взлет-посадку, сборы за обслуживание пассажиров… В любом случае это дороже, чем кружиться и сжигать топливо.

- А штрафы пилоту грозили, если бы он ушел на запасной?

- Нет, абсолютно никаких. Не знаю, стимулируют ли их заработной платой за экономию. Но не обязательно финансовое стимулирование, может, он зарабатывал себе общественное мнение, что вот он заботится о компании. Лучше израсходовать дешевое топливо, нежели создать проблему авиакомпании в обеспечении пассажиров.

Но в любом случае два часа – однозначно, это перебор.

- Может, он, иностранец, не очень понимал русские реалии?

- Навряд ли. Летчики, как правило, летают по всему земному шару.

Даже если он не был знаком с обстановкой в Ростове, это чисто психологически. На самолете есть сборники, там все сказано про полосу: горбатая она, или прямая, с каким курсом. Летчики подготовленными вылетают, тренируются. И если есть особенности, это не значит, что полоса плохая. Нормальная там полоса. Полос плохих не бывает, есть недоученные летчики. Но это проблема другая. Думаю, не это повлияло.

Фото: Илья БОГОМОЛОВ

Фото: Илья БОГОМОЛОВ

- Почему нет понимания, что жизнь дороже любой экономии?

- Он не думал, что настолько рискует. Он южный человек, а там серьезные циклоны тоже случаются. Я думаю, у него достаточный был опыт в таких условиях. Он знал, что чем сильнее ветер, тем быстрее он проходит. Не может быть мощный мега-циклон, очень быстро движушийся, который так долго держится. Обычно он моментально проходит. Вот летчик и ждал, что пройдет. Не угадал.

- Самолет – такая махина, неужели даже сильный ветер мог так повлиять?

- Но во представьте, если по-простому: самолет – тот же парусник. Только у парусника паруса стоят вертикально, а у самолета крылья - горизонтально. Но он точно так же реагирует на ветер. Самолет парусный, тем более Боинг. Он толстеньки такой, аэродинамика крыла у него хорошая. Он очень реагирует на любой сдвиг ветра, вообще на любой ветер.

- И все равно, такие страшные последствия…

- Как правило, ветер всегда по высоте идет, то есть он либо встречный, либо попутный, либо боковой. А бывают такие особенности, как сдвиг ветра. Это когда ветер либо сверху, либо снизу. Вот тогда он очень мешает самолету, потому что парус-крыло, оно горизонтальное, и если есть сдвиг ветра, тогда либо кренит, либо кидает вниз. В данном случае ветер его швырнул просто вниз, на огромной скорости.

- То есть все-таки ветер повлиял?

- Конечно. Но дело в том, что до того, как повлиял ветер, нужно было принимать решение – заходить на второй круг или уходить на запасной аэродром. Если бы это продолжалось 30 минут, или 50. Но когда 2 часа – непонятно. Непонятно для чего. Понятно, что если ты на восемь часов топливом закачался, но что же, все 8 часов мучить пассажиров?

- А не могли диспетчеры посоветовать: парень, ты уже больше часа кружишь, может, разумней на запасной уже лететь?

- Наверняка советовали. Всегда советуют. Но командир хочет слушает, хочет – не слушает. Сейчас нет такого, что диспетчер может какие-то команды давать. Аэродром по погоде открыт, а по ветру – командир считает: «Я думаю, что вот сейчас ветер стихнет». А он не стихает, и все.

Фото: Александр ГЛУЗ

- А почему так резко вертикально вниз рухнул?

- Я думаю, это сдвиг ветра.

- Говорят, крупных обломков нет, на мелкие кусочки разлетелся.

- Потому что скорость удара была очень большая. И загорелся, потому что у него же столько топлива. Там не могло по-другому быть.

- А вообще сейчас в авиации получше стало? Учли предыдущий страшный опыт?

- Конечно. Это бесспорно. Никто не хочет умирать. В авиакомпаниях проводят учебу, чтобы определять риски. Когда надо уже уходить. И если перебор уже в ожидании – уходить.

- А этот – не ушел! Значит, должно быть прописано правило, например, кружить не больше часа, затем уходить.

- Такого нету. Вот я с месяц назад как пассажир летал, из Петербурга в Краснодар. А там туман. Минут двадцать покружили, три круга сделали. Командир видит, что не получается. И ушел на запасной в Сочи. Там два часа переждали, заправились и пошли обратно. Ну посидели мы часик, ничего страшного, не утомились, и все нормально. Там хороший, видимо, командир. В авиакомпаниях надо правильно ставить вопрос. Не надо хвалить за то, что он рискнул. За это надо ругать И тогда все будет нормально.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сестра женщины, чудом не попавшей на разбившийся Boeing: Я думала, что Эля летит этим рейсом, но тут пришло смс: «Я жива»

34-летней Эльвире Исаевой суждено было остаться в живых. Девушка опоздала самолет в Ростов-на-Дону, который разбился 19 марта.

- Я в четыре утра узнала, что самолет разбился. И знаю, что там же должна была быть сестра… Это было ужасно, - призналась «КП» Фарида Форостян, сестра Эльвиры Исаевой (подробности)

Экипаж и пассажиры трагического рейса Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Семь загадочных моментов авиакатастрофы под Ростовом

Читатели сайта kp.ru активно обсуждают обстоятельства падения «Боинга-737» под Ростовом. Странностей хватает. Особенно если посмотреть момент падения самолета, снятый одной из камер со здания в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Читатели спорят буквально до хрипоты. Мы собрали наиболее обсуждаемые вопросы и разобрали их с помощью экспертов по авиации(подробности)

Источник: Ошибка пилота при крушении «Боинга» в Ростове-на-Дону выходит на первый план

Уже известно, что бортовые самописцы («черные ящики») «Боинга-737-800», разбившегося в Ростове-на-Дону, сильно повреждены, об этом заявил Международный авиационный комитет, чьи специалисты приступили к их изучению. И, естественно, именно их расшифровка даст информацию о причинах крушения, в котором погибли 62 человека – 55 пассажиров и семь членов экипажа. Правда, займет это от одного до четырех месяцев. (подробности)

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна(подробности)

В ТЕМУ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ПАМЯТЬ

Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке

В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто - ни пассажиры, ни члены экипажа. "Комсомольская правда" выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно... (подробности)