Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Туризм18 марта 2016 15:00

Наше Серебряное кольцо: Крепость Копорье отреставрируют впервые за сто лет

Она - одна из старейших в мире

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Семьсот - восемьсот лет назад в наших краях было теплее. Реки и озера замерзали редко. А море плескалось там, где сегодня раскинулись леса и поля.

Историки утверждают, что Копорская крепость строилась на берегу залива. В полноводную реку Копорку заходили ладьи. А стены и башни вырастали, словно продолжение скалы-острова.

Сейчас по утрам в низине на южном берегу Финского залива нередки туманы. Заснеженные поля сливаются с белой пеленой неба, и ощущение такое, что ты не идешь, не едешь, а плывешь в молоке.

- А где же крепость?

- Да вот же она! - замечаешь суровые башни только тогда, когда подбираешься к ним вплотную. Они, как призрак, проявляются на горизонте. Но призрак не грозный. Это, скорее, ежик, заблудившийся в тумане времени.

Ворота крепости закрыты на замок. Стучать бесполезно. В тумане нет никого. Крутые склоны, высокие стены… Там, где во время войн образовались проломы, воздвигнуты добротные заборы.

ОДНА ИЗ СТАРЕЙШИХ В МИРЕ

Копорской крепости без малого восемьсот лет. Согласно летописям немецкие крестоносцы в 1237 году, захватив новгородские земли, поставили на скале в Копорье деревянную цитадель. Александр Невский, наступая к Чудскому озеру, сжег оплот тевтонцев. Во время штурма погиб соратник князя богатырь Гаврило Олексич, прославившийся в Невской битве, ворвавшись на коне на корабль шведского короля.

В 1280-м сын Александра Невского - Дмитрий Александрович, поставил тут каменную крепость. Но новгородцы заподозрили, что князь посягает на власть республики. И уже свои разорили твердыню. Спохватились, что зря: границы же кто-то должен оборонять. И в 1297-м на острове встала новая крепость.

Любопытно: Копорская крепость за последующие века своего существования фактически не перестраивалась. Ее уникальность в том, что она одна из старейших крепостей в мире, дошедших до нас в первозданном виде!

Войны изрядно потрепали твердыню. Не было века, чтобы вокруг нее не происходили сражения. Памятник русского средневекового title="Архитектура">зодчества переходил то к русским, то к шведам.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ЧЕТЫРЕ БАШНИ

Если обойти крепость, можно удостовериться, что она не так уж и велика. Твердыня полумесяцем четко вписалась в скалу. Стены поддерживают всего четыре башни. Две у каменного арочного моста охраняют единственный вход. Еще одна стоит в противоположном конце и к ней сходятся окружающие крепость стены. Южный склон, нависший над оврагом, по дну которого протекает изрядно обмелевшая Копорка, настолько крут, что здесь не стали ставить башни. На северном, более пологом, высится последняя, четвертая башня.

Как ни парадоксально, петровские войска брали крепость в 1703 году именно со стороны «неприступного» южного склона. Мортирами пробили брешь там, где стены выдавались вперед к оврагу. Солдаты карабкались по отвесному склону. Но зато их было не достать артиллерии противника. И 27 мая твердыня пала. Сам царь Петр известие о виктории принял на берегах Невы. В этот день, как все помнят, был основан Санкт-Петербург.

ГДЕ КАРЛОВА КОРОНА?

Вход в крепость действительно только один. Но археологи нашли множество тайных подземных ходов. С ними связаны местные легенды. Одна из них гласит, что во время штурма в крепости пировал Карл XII. Наступление русских застало его врасплох. Он спешно удрал из Копорья по подземному ходу, обронив где-то свою корону. С тех пор кладоискатели тщетно пытаются ее найти. Есть поверье, что по ночам в крепости бродит призрак шведского короля. Если последовать за ним, он обязательно приведет смельчака к короне. Правда, нужно учитывать, что в 1703 году Карл воевал в Польше и вряд ли мог оказаться в районе Финского залива.

С победами Петра завершилось боевое прошлое твердыни. Но она не растворилась в тумане сменяющихся эпох.

ТУТ, БАРИН, НЕТ ТВОЕЙ ВЛАСТИ

В ХIХ веке владелец здешних мест задумал крепость снести. Действительно, не порядок! Вокруг вельможи строят шикарные дворцы, а тут на самом видном месте, как гнилые зубы, торчат покрытые мхом каменные стены и негламурные башни. Как собственник, направил запрос в Петербург. В ответ из столицы прислали грозную бумагу: «Подобные древнейшие здания строжайше запрещено разрушать». В те времена памятники истории чтили.

Копорская крепость связана с именем великого русского художника Ореста Кипренского. Кипренский - читай, Копорский - родился в ее окрестностях. В детстве любил лазить по склонам и руинам. Считается, что Орест - незаконнорожденный сын местного помещика и крепостной крестьянки. Когда мальчик подрос и обнаружился его огромный талант, отец решил направить его учиться в Академию художеств. Но крепостных в элитное заведение не брали. Тогда и возникла легенда о дворянине-сироте с красивой фамилией, перекликающейся с одним из прозвищ Афродиты, рожденной из морской пены на острове Кипр.

Именно копорские пейзажи воспитали вкус и стиль художника. Через много лет учебы, окончив Академию с золотой медалью, он отправился на стажировку в Италию. Его работы поначалу приняли за полотна Рембрандта.

А помещик, скрывавший свое отцовство, по другой легенде в день рождения сына посадил в крепости аллею ясеней. Есть поверье, если обнять одно из этих деревьев, будешь счастлив.

ОДНАЖДЫ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

Недалеко от старого моста - автостоянка. У стоянки - киоск с сувенирами. Спрашиваю женщину в окошке, можно ли осмотреть крепость изнутри?

- Только по воскресеньям, когда проходит служба в церкви, - отвечает она. - Приезжайте, погода будет хорошая.

Вот уж поистине Копорская крепость в наши дни превратилась в фантом. Сегодня она официально закрыта, поскольку находится в аварийном состоянии. Но внутри восстанавливается Преображенская церковь. По воскресеньям в ней ведутся службы. Тогда же можно осмотреть старинную цитадель изнутри. И пролом, пробитый петровскими войсками, и усыпальницу помещиков Зиновьевых, и старинный храм, и аллею ясеней.

В прошлом году твердыня перешла под юрисдикцию Ленинградской области. Власти региона обещают восстановить уникальный памятник истории и зодчества. И тогда его уже официально откроют для посетителей. Из призрака, выплывающего из тумана времени, он переродится в музей.

КСТАТИ

«Комсомольская правда» продолжает свой проект «Наше Серебряное кольцо». Мы публикуем истории журналиста Анатолия Аграфенина, автора популярной книги «12 путешествий по Ленинградской области». Но и вы, уважаемые читатели, можете поделиться своими впечатлениями в комментариях на нашем сайте или прислать в редакцию свои письма.