Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+20°
Boom metrics
Общество27 марта 2016 16:24

Малые Колпаны: Место, где влюблялся Петр Третий, вдохновлялся Пушкин и стояли немцы

За пятьсот лет существования деревенька пережила и войну, и богохульство Советов, и... взрывающиеся колодцы
В домишках на четырех улицах живет всего четыреста человек

В домишках на четырех улицах живет всего четыреста человек

Фото: Александр ГЛУЗ

– Говорят, у нас живут злые люди… Мы не злые. Мы просто хотим, чтоб все было хорошо.

Так начинает свой неспешный рассказ Ольга Павлова, староста деревни Малые Колпаны, что под Гатчиной. Сегодня в деревеньке на четыре улицы живет четыреста человек. Половина – ингерманландцы, потомки выходцев с западного и восточного побережья Финского залива.

В Малых Колпанах только четыре улицы

В Малых Колпанах только четыре улицы

Фото: Александр ГЛУЗ

Но всего десятилетие назад посельчан было почти на двести больше. Потихоньку Малые Колпаны «доживают» свое.

ЙОХАННЕС, НЕ ПОМНЯЩИЙ РОДСТВА

У Малых Колпанов нет красивого знака на въезде. Зато есть богатая история: поселению более пятисот лет.

– Мои предки обосновались здесь в 1765 году, – рассказывает Ольга Михайловна. – Процентов сорок семей – это потомки ингерманландцев, которые жили здесь с тех времен.

Малые Колпаны соседствуют с Большими Колпанами и с Гатчиной. Фото: "Яндекс.Карты"

Малые Колпаны соседствуют с Большими Колпанами и с Гатчиной. Фото: "Яндекс.Карты"

С культурой и религией финны привезли и язык, который с годами стал диалектом. Несколько семей не забыли его и сейчас. А полвека назад только по-фински говорил каждый второй.

Причудливый диалект дал название деревне: «Колпаны» переводится как «маленькая деревня». По другой версии, поселение получило имя от слова «колп», что значит «водоплавающая птица».

– Народ теряет самобытность, – признается староста. – Он рассеялся, ассимилировался. Среди молодежи уже мало кто чувствует себя ингерманландцем.

ОТКУДА ПРИЛЕТЕЛ ПУШКИНСКИЙ ПЕТУШОК

О былом напоминает пустырь, где стояла финская школа, первая в Ингерманландии. Ее основал Павел Первый. И хотя памятник истории не сохранился, посельчане пытаются школу возродить и о ней не забывают: в прошлом году устроили большой праздник в честь ее 250-летия.

Это булыжники, по котором проезжал сам Пушкин

Это булыжники, по котором проезжал сам Пушкин

Фото: Александр ГЛУЗ

Еще один отголосок истории – булыжник, которым вымощена часть одной из улочек. Раньше «старая дорога» была мощеная целиком.

– Сам Пушкин ездил по ней, – рассказывают посельчане. – Есть предание, что он написал «Сказку о золотом петушке», когда увидел петушка на шпиле нашей кирхи.

Так кирха выглядела до войны. Фото: Общественное достояние

Так кирха выглядела до войны. Фото: Общественное достояние

Кирха – лютеранская церковь святого Петра, построенная в 1800 году автором Адмиралтейства Андреяном Захаровым, – главное достояние малых Колпанов. Официально она относится к Гатчине, но почти всю свою историю принадлежала деревне, а сейчас стоит через дорогу от малоколпанских домиков, так что посельчане воспринимают ее как свою.

ОТ ДОЧКИ ЛЕСНИКА ДО НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ

По легенде, на месте, где сейчас стоит храм, был охотничий домик Петра Третьего. При домике жил лесник-швед с приемной дочкой, восемнадцатилетней красавицей. Император влюбился, дочь лесника родила ему сына Павла. В то же время Екатерина Вторая родила мертвое дитя. Тогда Петр уговорил возлюбленную отдать мальчика на воспитание во дворец. Сын дочери лесника и императора стал Павлом Первым. На месте, где жила его мать, он приказал построить кирху.

Вот как кирха выглядит сейчас

Вот как кирха выглядит сейчас

Фото: Александр ГЛУЗ

Согласно другой легенде, однажды Петр Третий заблудился в лесу. Но вышел из чащи, ориентируясь на пение петуха. Вышел как раз там, где в дальнейшем воздвигли церковь.

Шпиль с петушком был утрачен, а на его месте появилась четырехскатная крыша. Фото: Общественное достояние

Шпиль с петушком был утрачен, а на его месте появилась четырехскатная крыша. Фото: Общественное достояние

В 1933-ем с колокольни «церкви с петухом» сняли знаменитый шпиль, в 1937-ом расстреляли пастора, в 1938-ем разместили в храме зернохранилище. В 1941-ом здесь был наблюдательный пункт артиллерии Красной армии. А через год деревню оккупировали немцы.

Ольга Михайловна Павлова, староста деревни

Ольга Михайловна Павлова, староста деревни

Фото: Александр ГЛУЗ

– У каждой семьи что-то связано с Великой Отечественной, – рассказывает Ольга Павлова. – У меня деда расстреляли, а бабушка осталась одна с пятью детьми. Она участвовала в подполье. Ее с моим папой отправили в концлагерь, но его оттуда быстро выпустили: слишком маленьким был. А бабушка просидела восемь месяцев.

Доты стоят прямо среди домов и огородов

Доты стоят прямо среди домов и огородов

Фото: Александр ГЛУЗ

О страшном прошлом напоминают доты: многие из них стоят прямо во дворах, народ сам приводит их в порядок.

– В прошлом году перекапывала свой участок, – рассказывает староста. – И нашла жестяную баночку с удостоверениями разведчиков.

ЗАВОД НА КОСТЯХ

Освободили деревню в 1944-ом. Все это время в кирхе, которая страдала от артобстрелов, шли службы. Но мирное время принесло храму не меньше бед: землю передали заводу.

Первый этаж храма "отдали" верующим, второй занимает... склад предприятия

Первый этаж храма "отдали" верующим, второй занимает... склад предприятия

Фото: Александр ГЛУЗ

– Возле кирхи было ингерманландское кладбище: там предки половины деревни были похоронены, – рассказывают жители. – Когда стали строить завод, кости просто на речку вываливали. А большинство могил закатали в асфальт.

Пускают в кирху только по воскресеньям, когда идут службы

Пускают в кирху только по воскресеньям, когда идут службы

Фото: Александр ГЛУЗ

В девяностые предприятие стало частным. Сейчас памятник регионального значения располагается на территории предприятия «Авангард», которое выпускает хлопушки, бенгальские огни. Пропускают в храм только по воскресеньям, когда идут службы. Верующим «отдали» первый этаж: на втором руководство предприятия устроило склад.

Службы в лютеранской церкви шли даже под артобстрелами

Службы в лютеранской церкви шли даже под артобстрелами

Фото: Александр ГЛУЗ

– Хотим восстановить кирху, на втором этаже сделать центр для детишек: у нас детская площадка одна на всю деревню, – делится Ольга Михайловна. – Народ просит.

КОЛОДЦЫ С СОЛЯРКОЙ

Власти обратили внимание на умирающие Малые Колпаны только летом 2014-го, когда в деревне… взорвался колодец.

– Дед опустил в колодец насос – и вдруг взрыв! – вспоминают посельчане. – Крышку выбило, деда чуть не прибило. Оказалось, что во всех колодцах вода испорчена: вычерпывали по две-три бочки солярки. Вода горела. У многих техника из-за этого «полетела». Урожай выбросили: картошка корявая, сливы почернели. Вот уже два года почти ничего не сажаем.

После утечки нефтепродуктов все колодца деревни заколотили

После утечки нефтепродуктов все колодца деревни заколотили

Фото: Александр ГЛУЗ

Воду во всех колодцах деревни загрязнила нефтебаза «Пик». Но прижучить ее так и не смогли: предприятие объявило себя банкротом, а на адвокатов у деревенских денег нет. Полгода воду приходилось покупать: власти заявили, что это не их проблемы. В конце концов, народ вышел на Киевское шоссе.

– Все колодцы Роспотребнадзор заколотил, полтора года воду нам подвозили, – вздыхают местные. – Сейчас водопровод на стадии подводки к домам. Поставили временные колонки. Губернатор обещал, что подведут бесплатно. Но теперь от нас почему-то требуют деньги. Хотя водителю главы районной администрации все уже подвели бесплатно.

То же самое – с газом. Газопровод проходит под окнами домов. На за то, чтобы протянуть его до дома, с каждой семьи требуют по триста тысяч рублей: сорок тысяч – за метр трубы. Таких денег ни у кого нет.

ВОДА, ВОЗДУХ И ЗЕМЛЯ

Добрая половина Малых Колпанов – промзона. Здесь и нефтепереработка, и алюминиевый завод, и комбикормовая база, и предприятия, которые выпускают мраморную крошку, сетку, яичную упаковку, картон. Словом, хоть и деревня, дышится здесь не так легко.

Из-за плохой экологии из деревни исчезли выдры, раки и фазаны

Из-за плохой экологии из деревни исчезли выдры, раки и фазаны

Фото: Александр ГЛУЗ

– Раньше грибы собирали, в реке раки водились, выдры были года три назад, лет семь назад – фазаны, – сетую местные. – А сейчас с каждым годом все хуже. И вода, и воздух, и земля.

Едва посельчане добились, чтобы промзона больше не расширялась, как начались ожесточенные войны за речку Колпанку, единственную на селе.

– Она стала мелеть, как только виадук начали строить, – объясняют жители. – Бывает запах газа, бывает мутная. А ведь раньше четыре ключа било. Речка была чистая, быстрая. Лет семь назад белье в ней полоскали.

Речка Колпанка высыхает. А раньше она была чистой и полноводной

Речка Колпанка высыхает. А раньше она была чистой и полноводной

Фото: Александр ГЛУЗ

К слову, Колпанка (или, официально, Колпанская) питает не только Малые Колпаны, но и дворцовые пруды и озера Гатчины.

Деревенские сами расставили по улицам контейнеры для пластика, а вскоре появятся коробки для опасных отходов

Деревенские сами расставили по улицам контейнеры для пластика, а вскоре появятся коробки для опасных отходов

Фото: Александр ГЛУЗ

Вывоз мусора до недавних пор тоже был проблемой. Но деревенские успешно ее решают: ставят контейнеры, выходят на субботники. На улочках уже стоят бачки для пластика, а вскоре появятся коробки для батареек и ртутных ламп.

«ГЛАВНЫЙ ДОСУГ – НА ОГОРОДАХ»

Не считая электричества и высотного жилого квартала на тысячу человек, который недавно вырос на окраине деревни, живут Малые Колпаны, как и век назад. Домики довоенной постройки. У многих – печное отопление. На редких участках – бани: дорого. Моется народ или под самодельными душами, или в тазах. Туалет – на улице.

В военные годы в Малых Колпанах действовало подполье

В военные годы в Малых Колпанах действовало подполье

Фото: Александр ГЛУЗ

Под окнами – огороды с перцами, картошкой, баклажанами, помидорами, ягодами. Живность почти не держат: корма дорогие, да и выгуливать негде, ведь к деревне подбираются высотки и коттеджные поселки. Из зверья есть только куры да козы.

В школы, детские сады и больницы деревенские ездят в Гатчину или в центр сельского поселения, в Большие Колпаны. Выехать из деревни непросто: железнодорожный переезд закрыт девятнадцать часов в сутки. Частенько народу, торопящемуся на работу (большинство занято в сельском хозяйстве и образовании), приходится лазать под товарниками.

Почти все деревенские дома построили еще до Великой Отечественной

Почти все деревенские дома построили еще до Великой Отечественной

Фото: Александр ГЛУЗ

Досуг местные организуют сами: ездят вместе в театры, на детские спектакли. По праздникам столы с угощениями расставляют прямо посреди улиц. А «главный досуг – на огородах».

– Живем дружно, – рассказывают жители. – Правда, молодежи все меньше: экология плохая, бытовых условий нет. Так что деревня наша предпенсионного возраста.

Деревенский железнодорожный переезд закрыт 19 часов из 24

Деревенский железнодорожный переезд закрыт 19 часов из 24

Фото: Александр ГЛУЗ

Без эксцессов, конечно, не обходится. Пару лет назад один из местных вместе с двумя гастарбайтерами обворовал дома. Шумные гулянки устраивают дачники. Некоторые из «залетных» промышляют наркотиками. Многие торгую самогоном. Правда, алкоголиков в деревне немного, ведь «спиваться некогда».

– Одно время жгли дома, – рассказывают деревенские. – Погорельцы или получили комнату в бараке, или пошли бродяжничать. А на этой земле теперь стоят коттеджи начальства наших предприятий.

Молодежь в Малые Колпаны не едет: экология плохая, удобств практически нет

Молодежь в Малые Колпаны не едет: экология плохая, удобств практически нет

Фото: Александр ГЛУЗ

Жители Малых Колпанов – товарищи неравнодушные: всей деревней устраивают субботники, каждую неделю – сход. За свои права бороться они будут до последнего. Но город все ближе.

– Не хотим, чтобы высотки у нас строили, чтобы из нас сделали новую Рублевку, – тревожатся посельчане. – Хочется, чтобы деревня оставалась деревней.

ПОДСЛУШАНО НА СЕЛЕ:

* * *

Владимир Петрович, председатель ингерманландского общества, завидев старосту, притормаживает на велосипеде:

– Когда субботник делать будешь? А то ведь вербное воскресенье у православных скоро.

– Давай 23-го.

– А чего тебя не видно? Приболела?

– Да спину вчера на работе сорвала. Стою еле-еле.

* * *

– Иван Саныч, пусть тебе воду вот он того колодца тянут, чтобы участок не боронить. Но это, правда, если потянут: хоть и обещали до фундамента, деньги стали требовать. На внутренний проект.

Восьмидесятилетний Иван Александрович бросает топор, которым только что колол дрова, облокачивается на забор:

– Какой проект, япона мать?! У меня дом дальше всех стоит. Я тогда откажусь: колонкой буду пользоваться.

– Так колонки снимут. Но если так пойдет, похоже, откажемся от губернаторской водички.

– Правильно. Мы хотим ровно столько, сколько обещали. Пусть тот, кто воду испортил, и доплачивает. Столько беготни из-за них: ой, ужас один. Два года без воды сидим.

– Ну, вот в субботу на сходе и решим… А ты рассаду-то посадил? Большая?

– Солнца в избе мало. Моя старуха бегает с ней от одного окна к другому.

ФОТОРЕПОРТАЖ: Малые Колпаны: Место, где влюблялся Петр Третий, вдохновлялся Пушкин и стояли немцы