Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+25°
Boom metrics
Туризм1 апреля 2016 12:45

Наше Серебряное кольцо: Почему мировые сокровищницы завидуют музею в Ивангороде

Можно сесть в машину и через два часа оказаться практически один на один с уникальной коллекцией выдающегося художника
Ивангородский художественный музей, хранящий работы Билибина.

Ивангородский художественный музей, хранящий работы Билибина.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Только не забудьте с собой загранпаспорт. Музей, куда мы отправляемся, находится в приграничной зоне. От него до государственной границы с Эстонией и Евросоюзом - метров триста.

МУЗЕЙ, ЗАКРЫТЫЙ ОЧЕРЕДЬЮ

Особняк купца Филиппа Яковлевича Пантелеева в Ивангороде стоит на холме. С углового балкона открывается великолепный вид на русскую крепость и замок Германа в Нарве. Однако сам дом с дороги почти не виден из-за каравана фур, ожидающих пересечения границы. Может, эти заслоны и закрывают его от туристов? Удивительно, но бывают дни, когда в расположившийся в особняке музей не приходит ни один посетитель.

А экспозиция в бывшей пантелеевской обители не просто интересная - уникальная, единственная в мире!

Имя художника, чьи работы составили здешнюю коллекцию, можно допустить, сразу вспомнит не всякий. Однако его работы наверняка известны каждому из нас с детства. Именно его рисунки открывали нам волшебный мир сказок еще до того, как мы научились читать.

Блистательный Иван Яковлевич Билибин - один из ярчайших представителей художественного объединения «Мир искусства», создал свой собственный мир, который невозможно спутать ни с каким другим. И так случилось, что самая большая коллекция его работ, достойная лучших музеев мира, хранится в маленьком городе около границы.

«ОТКРЫЛИ, ТОЧНО АМЕРИКУ»

Судьба Билибина уникальна. Он учился в Петербурге и Мюнхене. Мог сделать блестящую карьеру на Западе. Его работы с успехом экспонировались в Праге, Париже, Берлине, Венеции, Вене, Брюсселе, Лейпциге. Однако в начале XX века Иван Яковлевич отправился в экспедицию по северным губерниям. И в его сознании произошел переворот. Художник написал: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: «Вернуть! Вернуть!».

Мастер страстно собирал народные костюмы, вышивки, кружева, лубочные картинки. Все это позже отразилось в его рисунках к книгам сказок, иллюстрациях Пушкина, в оформлении опер и театральных постановок. Эти работы принесли ему славу и звание академика.

Работы Ивана Билибина.

Работы Ивана Билибина.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ВЕЧНЫЙ СТРАННИК

После революции Билибин оказался на юге и уехал из России. Судьба снова послала ему испытания. На пароходе, на котором он плыл в Европу, вспыхнула эпидемия, и пассажиров не приняли ни в Константинополе, ни на Кипре. Измученные странники вышли на берег только в Египте.

Иван Яковлевич написал Рериху, спрашивая: куда ему лучше податься? Тот отсоветовал ехать в Европу, где и без того уже было много русских иммигрантов. Почти пять лет художник жил в Египте и путешествовал по Ближнему Востоку, по сути, заново завоевывая себе имя.

Потом он все же переехал в Париж, где его ждал новый успех. Но не напрасно Билибин когда-то написал о прекрасной Руси. Одному из своих друзей он признался, как много понял, «насмотревшись на всех этих носителей культуры: англичан, французов, итальянцев и прочих», и что хочет вернуться.

СНОВА ДОМА

В багаже вернувшегося в Ленинград мастера вместе с изысканными касторовыми - из бобрового пуха - шляпками и тончайшим кружевом жены, художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой, истинным сокровищем были национальные костюмы северных губерний России. Он приобрел их во время своих первых экспедиций и почти двадцать лет возил всюду с собой по миру. Они, словно талисман, вдохновляли его. На родине он продолжил работать как блестящий иллюстратор.

В начале войны академику поступила повестка на эвакуацию. Однако он на нее даже не обратил внимания. Широко известна фраза Билибина: «Из осажденных крепостей не бегут, их защищают».

Иван Яковлевич умер зимой 1942 года в блокадном Ленинграде, работая над иллюстрацией былин. По его замыслу они должны были выйти после победы как «книга о нашем эпическом и героическом прошлом…».

Картина жены художника.

Картина жены художника.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ИВАН ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА

Художник практически не писал маслом. В ивангородском музее находится более ста его графических работ. Одна из загадок творчества Билибина - его уверенные линии, за которые он даже получил прозвище Иван Железная Рука. Он никогда не пользовался линейкой. Идеальные контуры его рисунков будто начерчены пером. Но и перо мастер не любил, принципиально рисуя только кистью.

Однако почему Ивангород, маленький городок у границы?

После возвращения в СССР академик не был в Ивангороде, который в то время принадлежал Эстонии. Но он гостил в городе, в особняке Пантелеева. Среди его последних работ - иллюстрации к роману «Петр I» Алексея Толстого, где точно воссозданы виды Ивангорода и Нарвы.

А коллекцию художника передал Ивангороду его приемный сын - Мстислав Николаевич Потоцкий, ученый-биолог по профессии.

Чтобы понять, что это за человек, можно вспомнить одну историю, ставшую ивангородской легендой. У Мстислава Потоцкого была дача в здешних местах. И он, как ученый, очень любил лес. Однажды на «зеленую стоянку» припарковался автобус с французскими туристами. Веселые и бесшабашные, понимая, что в русском лесу они практически в одиночестве, иностранцы вели себя несколько разнуздано. И вдруг из зарослей вышел старичок с «Беломором» в зубах. На чистейшем французском он отчитал путешественников, возгнав их в краску. Откуда им было знать, что пасынок Билибина вырос в лучших парижских салонах среди художников и деятелей культуры первой величины? Притихшие французы уехали, свято уверовав, что в России все, даже вышедшие из леса - люди высочайшей образованности.

А Потоцкий до конца своих дней остался верен принципам, заложенным в него Иваном Яковлевичем. Он отверг предложения известных музеев продать наследие великого мастера, понимая, что большая часть работ тут же окажется в запасниках. А он хотел, чтобы работы художника были доступны всем.

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Билибина. Возможно, и у вас появится интерес к его творчеству. Только ради этого стоит съездить в приграничный Ивангород, даже не помышляя о путешествии за границу. Собственно, а что там делать?