Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics

Наше серебряное кольцо: Откуда в Изваре появились монеты Римской империи

Уникальное место расположилось в ста километрах от центра Петербурга
Извара прочно ассоциируется с именем Николая Рериха.

Извара прочно ассоциируется с именем Николая Рериха.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

НАЗВАНИЕ ПРИДУМАЛИ ИНДУСЫ

Извара прочно ассоциируется с именем Николая Рериха. Он прожил здесь 25 лет. Художник, мыслитель, писатель, путешественник, общественный деятель, в 1935 году он стал инициатором подписания первого в истории договора о защите культурных ценностей. Теперь этот документ известен как Пакт Рериха. Благодаря ему через десять лет стало возможным рождение ЮНЕСКО.

Извара стоит на месте древнего новгородского поселения Взвар, встречающегося еще в хрониках XII века. Рерих считал, что название деревни придумали индусы. В детстве будущий художник вычитал, что на санскрите слово «исвара» означает «господь».

Предположение весьма романтическое, но кажется чересчур смелым и даже невозможным. Где Индия, а где Волосовский район Ленинградской области?! Впрочем, Извара - место, где встречаешь немало сюрпризов.

ГЛУБИНЫ ИСТОРИИ

От больших городов до Извары далеко. В советское время даже возникли споры о том, насколько разумно открывать музей в глубинке: поедут ли туда туристы? К счастью, его все-таки открыли. И путешественники сюда едут.

А во времена юности Рериха такой вопрос вообще не стоял. Никому и дела не было до столиц. Жизнь была наполнена своим смыслом и творчеством.

В конце XIX века недалеко от изварской усадьбы начали работать археологические экспедиции Льва Ивановского. Местные мальчишки тут же примкнули к ним. Был среди добровольцев и юный Рерих.

Экспедиция Ивановского стала первой попыткой найти материальное подтверждение древним русским летописям. Ведь тогда многие считали их сказками и мифами. Оказалось, что холмы вокруг - не особенности рельефа, а настоящие курганы. И то, что в них скрывается, - подлинные сокровища, немые свидетели культуры тысячелетней истории.

Всемирная слава Николая Константиновича началась с юношеского увлечения археологией на раскопках курганов. В изварском доме среди мебели и семейных реликвий Рерихов можно увидеть предметы, которые будущий писатель нашел во время раскопок: украшения, глиняные черенки, наконечники стрел… Во дворе установлен старый каменный крест, который, по легенде, заложили под фундамент одной из церквей в округе.

Старый парк с аллеями, озеро с целебными источниками, причудливый фасад усадьбы - Николай видел во всем этом очертания старинного замка. В музее не очень много подлинников рериховских полотен. Художник написал более семи тысяч картин, которые разлетелись по всему свету. Зато интересны рисунки, сделанные им в молодости: фантазируя, юноша переиначивал графику башенок и стен отчего дома. Покинув Россию в 1917 году, Рерих часто вспоминал это место: «Дом изварский старый, стены, как крепостные…»

Приезжающие в музей-усадьбу в Изваре туристы бродят по комнатам, вживаясь в атмосферу того времени и привычки обитателей дома.

Приезжающие в музей-усадьбу в Изваре туристы бродят по комнатам, вживаясь в атмосферу того времени и привычки обитателей дома.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

СОКРОВИЩА - НЕ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО

Приезжающие в музей-усадьбу в Изваре туристы бродят по комнатам, вживаясь в атмосферу того времени и привычки обитателей дома. Тут все интересно. Проржавевшие и почерневшие от столетий археологические находки аккуратно разложены в витринах. Немало монет, большая часть - кроны и эре - свидетели периода, когда после Смуты шведы захватили Ижорскую землю.

И вдруг надпись: «Клад римских монет». Две горстки черных, практически стершихся кругляшек с едва различимыми профилями. Мистика! Померещилось?

- Нет, это не мираж, - спокойно отвечают сотрудники музея, будто у них спросили, здешнее молоко или привозное. - На самом деле недалеко от усадьбы нашли два клада. Оба датируются II веком…

Когда речь идет об одной находке, это может быть случайность. Но две - уже система.

А как же римские монеты попали сюда?

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ

Клады нашел археолог-любитель в 2008 году. В первом - тридцать монет, во втором - двенадцать.

В петербургской Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Лебедева, где провели экспертизу, подтвердили: «Находки римских монет на Северо-Западе - действительный факт. Время от времени попадаются единичные экземпляры. Открытие сразу нескольких кладов римских монет действительно стало неожиданностью».

Ученые осторожны в своих оценках. Но вероятно, что клады были зарыты во времена, когда Древний Рим еще здравствовал.

От больших городов до Извары далеко. В советское время даже возникли споры о том, насколько разумно открывать музей в глубинке: поедут ли туда туристы?

От больших городов до Извары далеко. В советское время даже возникли споры о том, насколько разумно открывать музей в глубинке: поедут ли туда туристы?

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Чтобы провести идентификацию, пришлось немало потрудиться. Монеты стерлись настолько, что изображения и надписи прочитывались с трудом. Однако у сестерций есть особенность. С I века казна империи сильно истощилась, начался кризис. Денег не хватало. Опасаясь народных волнений и бунта легионеров, императоры пускались во все тяжкие. Именно из этих времен к нам пришла фраза императора Веспасиана «Деньги не пахнут», сказанная им, когда его упрекнули за введение налога на общественные туалеты. К тому моменту цезари вовсю мошенничали с деньгами. Серебро в монетах заменили на медь, а потом на латунь. Но даже дешевые сплавы «разбавляли» добавками, оловом, например. Каждый император, а их тогда сменилось немало, использовал свое варево.

По составу каждой монеты удалось узнать, что в клады вошли сестерции от Тита (79-81 гг.) до Люция Вера (161-169 гг. н. э.).

Ученые провели раскопки на месте обнаружения кладов. Выяснилось, что находки располагались в могильниках древних племен, причем совершенно разных по обычаям и богам народностей: после смерти одни хоронили родичей, а другие сжигали. Следовательно, римские монеты ходили по нашему краю и не были редкостью. А местные жители контактировали с империей. Торговали ли они с Римом или участвовали в набегах с отрядами варваров - неизвестно, но как-то монеты к ним попали. И ни одна или две - десятки!

Уникальную находку передали на хранение в Музей-усадьбу Рериха в Изваре, что вполне логично, учитывая страсть бывшего хозяина усадьбы к археологии. И слава богу, что монеты не из золота и серебра - лежать бы им в запасниках больших музеев. Видели бы мы их тогда! Можем сказать «спасибо» императорам за их воровские повадки.

Археологи продолжают свою работу. Рано или поздно ученые докопаются до истины. И кто знает, какие сюрпризы еще нам откроются.

Николай Рерих однажды мудро заметил: «Жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего».