Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics

Неизвестная Ленинградская область: Потаенные места Засвирья

Наверняка многие слышали об этом месте. О таежных лесах, озерах, порожистых реках. О затерянных храмах и почти безлюдных деревнях. Но кто бывал тут?
Свирь соединяет два крупнейших озера Европы - Ладогу и Онегу.

Свирь соединяет два крупнейших озера Европы - Ладогу и Онегу.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Первые сомнения: а хороши ли дороги? Нет ли опасности заблудиться? Придет ли кто-то на помощь, случись что?

Давайте составим маршрут. От Петербурга до Подпорожья - 275 километров, три с половиной часа по Мурманскому шоссе.

Подпорожье - Важины с переправой через Свирь по плотине Верхнесвирской ГЭС - еще 14 километров и двадцать минут.

А дальше круг по маршруту, который здесь называют «Жемчужины Присвирья»: через старинные русские деревни Согиницы, Посад, Волнаволок - километров сто.

Таким образом, общий километраж - не меньше 700 километров. Теоретически можно даже за сутки управиться… Итак, в путь!

СВИРЬ

Свирь соединяет два крупнейших озера Европы - Ладогу и Онегу. И река достойна этих озер. Вроде бы не такая уж длинная - 224 километра, но в узких местах ее ширина составляет 100 метров, а в разливах достигает 12 километров.

«Свирь порожистая и стремительная река. Пароходы без опытного лоцмана не могут проходить свирские стремнины. Поэтому на Свири с давних пор существовало племя лоцманов, связанных круговой порукой», - написал в повести «Золотая роза» Константин Паустовский.

В советские годы на Свири построили две ГЭС - у Лодейного Поля и у Подпорожья. Плотины перегородили реку, затопив каменистые перекаты. Судам стало легче и безопаснее плавать. А пороги остались только в названиях - например, в имени города Подпорожье.

Подпоржье.

Подпоржье.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПОДПОРОЖЬЕ

Городу почти пятьсот лет, а по нему и не скажешь. В войну его здорово потрепало. В местном музее немало свидетельств творившихся кошмаров. Принято считать, что захватившие Заладожье финны вели себя корректно и без зверств. Но факты - упрямая вещь. По свидетельствам очевидцев, оккупанты отправили в лагеря восемь тысяч местных жителей. Домой вернулась только половина…

А в боях погибли почти все старинные дома. Так что центр - это современные многоэтажки.

Монументально встала над рекой Верхнесвирская ГЭС. Любопытный памятник промышленного зодчества. Только увидеть станцию можно либо с берега, либо из окна машины. Что поделать, режимный объект.

Важины.

Важины.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ВАЖИНЫ

В поселке останавливался Николай Лесков. Здесь он задумал написать «Очарованного странника».

В стороне - первая жемчужина. Деревянная церковь Воскресения Христова построена в 1630 году на месте сгоревшей, еще более старой. Этот храм - единственный из сохранившихся на Русском Севере с десятериковым срубом. Десятигранные башни строили в древнерусских крепостях.

Церковь славится трехъярусным деревянным иконостасом. Через погост, огибая каменные надгробья «потомственных почетных граждан», «тайных советников», «предводителей дворянства», подошли к входу. А на вратах замок.

Рядом с кладбищем дом священника. Работник вызвался «покликать».

- А ко мне часто путники захаживают, - вроде бы обрадовался нам отец Анатолий. - Недавно приезжали с фотоаппаратами. Объективы - с тракторное колесо. Красные книжечки все показывали: мол, мы из комиссии по охране памятников… А мне что? Я поп - пастырь овец православных. Это не мой дом, а Его. Чего тут охранять? Все по Его воле.

Как ни уламывали отца Анатолия, он нам храм не открыл. Приходите, говорит, на службу.

- А снимать и тогда не дам! - уточнил поп.

Ни с чем и уехали.

Согиницы.

Согиницы.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

СОГИНИЦЫ

Церковь Николая Чудотворца срублена в 1696 году. Петр еще не начал воевать со шведами, а храм уже стоял.

Деревня расположена на берегу Важинки. Многие купцы в обход порожистой Свири плыли по этой речке. В Согиницах отдыхали, ночевали, ходили в храм.

В 1970-е церковь отреставрировали, но не очень удачно. После ремонта в бурю снесло крест. Поднимать не стали, так он и сгнил в траве. Храм стоит без креста.

Но службы в нем ведутся. Летом в Согиницах отдыхает много городских, а зимой их дома закрыты. Постоянных жителей - несколько человек. Однако дороги от снега чистят, раз в неделю приезжает автолавка.

Привлекает внимание дом с провалившимся боком, похожий на тонущий корабль. Его хозяйка Лариса Васильевна вышла на звук голосов.

- Дом в округе так и называют - Титаник, - сказала она. - И почему-то все спрашивают: как вы тут спите, с кроватей, наверное, скатываетесь?

Входим в дом. Внутри ничего необычного. Женщина наливает молоко. Жидкость в стаканах, как уровень - ровная линия!

- Этот стол мой дед поставил сто лет назад, когда дом строил. Так его и не передвигали ни разу, - уточняет хозяйка.

Она прекрасно помнит, как дом «раскособочило». В деревне была совхозная ферма, для нее бурили скважину. Вот дом и завалился.

Аварийный-то он аварийный, но стоит же! Стал достопримечательностью. У хозяйки есть квартира в Важинах, однако ее туда не тянет:

- Что мне там делать?! На скамейке со старухами сидеть? Тут хозяйство: то воды наносить, то печь натопить. Движение - это все! Согиницы мне жизнь продлевают.

Это только кажется, что тут глухомань. Благодаря телевидению и радио Лариса Васильевна не хуже нас знает обо всех новостях. Частенько к ней приезжает внук, военный моряк.

- Поднял над домом Андреевский флаг, - рассказывает Лариса Васильевна. - Уточнил: «Какой же это «Титаник», бабушка? Это «Варяг»! Крепкий дом, не потонет!»

Посад.

Посад.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПОСАД

В какой-то момент понимаешь, что о дороге не думаешь. Она хоть и грунтовая, но ровная, без выбоин. И, как писал Брюсов, «широкой шиной вздымая пыль, легко несется автомобиль».

В Посаде есть еще одна красивая церковь XVII века. А рядом - стройка. Возводят сразу несколько домов. И неважно, дачники это или фермеры. Жизнь сюда возвращается, а ведь несколько лет назад, кроме стариков и старух, тут никого и не было.

Волнаволок.

Волнаволок.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ВОЛНАВОЛОК

Деревня на высоком холме над озером в солнечную погоду так и блестит зеленью трав. Но водная гладь отдает холодом. Как писал Паустовский: «Неверное лето всегда вызывает тревогу… Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса»

Тревога тут не обманчивая. Несколько лет назад случилась трагедия. Рыбаки разожгли костер, не уследили. И два храма XVIII - XIX веков сгорели. На их месте сейчас стоит скромная часовня.

Яковлевское.

Яковлевское.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ЯКОВЛЕВСКОЕ

Вдоль Свири дорога снова покрыта асфальтом. За поселком Яковлевским - большим дачным массивом - находится одна из самых легендарных церквей Засвирья - Елисеевская. Она стоит в заброшенной деревне в паре километров - через леса, луга и болотца. От берега озера видны только маковки ее деревянных куполов. Судя по информации в интернете, многие петербуржцы доходили до этого брошенного храма, больше похожего на деревянный дворец. Но такой поход требует специальной подготовки.

Значит, мы покидаем эти места с намерением вернуться. Ведь это путешествие хоть и непростое, но не невозможное. А главное - открывает такую красоту, какой больше нигде нет.