Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды31 августа 2016 16:00

Про фильм «Собачье сердце» критики писали: «За такое надо руки отрубать»

А сейчас лента входит в золотой фонд российского кинематографа
Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Владимир Бортко вспоминал, что многие его работы сначала нещадно ругали, а потом только хвалили. Может, потому, что все новое и хорошее критики иногда не сразу могут оценить? Зато зрители становятся поклонниками сразу, и голосуют миллионами просмотров. Через два года двухсерийный телефильм отметит тридцатилетие выхода на экраны. И до сих пор «Собачье сердце» смотрят, обсуждают и приводят в пример как образец прекрасной работы великих артистов и режиссера, которые тонко передали все оттенки и глубокие мысли писателя. Есть мнение, что фильм получился даже лучше, чем книга, что бывает крайне редко, обычно наоборот.

НАПЕЧАТАЛИ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА

«Собачье сердце» сегодня считается одним из лучших фильмов еще советского кинематографа. Дополнительное очарование ленте придали и виды Петербурга, в то время еще называвшегося Ленинградом. Владимир Бортко, хоть и москвич по рождению, уже почти сорок лет как переехал в Северную столицу и полюбил этот город всем сердцем. А потому и снимал в хорошо знакомых городских интерьерах, тем более, в столице таких сохранившихся без новизны исторических видов уже днем с огнем не найдешь. А в Петербурге – сколько угодно. Тут сохранились уголки, которые смело можно выдать как за старый Петроград, так и за старую Москву.

А описал Михаил Булгаков, конечно же, окружающую его послереволюционную действительность. Писатель работал над рукописью в 1925 году. Но долгие 45 лет книга лежала на полке. Запланированную печать в альманахе «Недра», где готовы были предоставить писателю свои страницы, зарубили сходу. Повлияло отрицательное мнение, которые высказал соратник Ленина член Политбюро Лев Каменев. Он попросту запретил печатать рукопись. Резолюция не оставляла места компромиссам: «Это острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя».

Поэтому впервые повесть увидела свет в 1968 году в ФРГ и Англии. А в Советском Союзе рискнули выпустить «Собачье сердце» в журнале «Знамя» еще через двадцать лет - в 1987 году. С момента написания прошло 62 года… Почти полвека как не было в живых автора, семнадцать лет – его третьей жены, послужившая прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Она бережно хранила рукописи мужа… И вот час пробил.

Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

СНЯЛИ БЫСТРО

Как только «Собачье сердце» напечатали в России, уже спустя год Владимир Бортко снял свой ныне легендарный фильм. Произошло это по наводке режиссера Сергея Микаэляна, который коллеге

прочесть повесть. Владимир Бортко загорелся: «Собачье сердце» словно просилось на экран. «Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю, как. Это должно быть черно-белое кино…» - вспоминал Владимир Бортко. Он так и снял фильм – черно-белым. А некоторые кадры сняты с фильтром сепия, который придает изображению такой вид, как будто это старая кинохроника.

Поскольку шла перестройка, с цензурой проблем не возникло, никто из киноначальства не усмотрел в книге злой пародии на власть, как во времена Булгакова.

На роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского пробовались Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик… Но органичнее всех оказался Евгений Евстигнеев. И роль стала одной из лучших среди его работ. У актера в тот момент был непростой период в жизни, эта работа буквально спасла его от отчаяния. Евстигнеев влюбился в образ профессора Преображенского.

А на роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова пробовался даже Николай Караченцов. Но у артиста сложилось амплуа героя-любовника, а режиссеру нужен был другой типаж. На него идеально подошел артист Алма-Атинского Русского театра драмы Владимир Толоконников. Роль Шарикова была словно специально для него написана. Когда на пробах Толоконников лихо выпил рюмку «водки», а на самом деле, конечно, воды, и залихватски произнес одну из коронных фраз своего героя: «Желаю, чтобы все!» - Бортко понял: Шариков найден.

Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДВОРНЯГА "СДЕЛАЛА" ФИЛЬМ"

А собаку Шарика сыграл ленинградский двортерьер, по-научному – метис, а попросту – дворняжка по имени Карай. Его выбрали из двадцати претендентов в базе собачьего клуба «Дружок». «Это был умнейший пес, — говорит режиссер. — Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля». У пса одно ухо стоит, другое висит, и очень выразительное, почти человеческое выражение на морде.

У Карая был опыт выступлений в агитбригаде, он обожал находиться в центре внимания, не боялся софитов и шума ветродуя на съемочной площадке, нагонявшего снег. Хозяйка научила собаку вставать на задние лапы, садиться столбиком, ловить на лету колбасу, которой Карай так объелся на съемках, что уже смотреть на нее не мог и после каждого дубля, выполнив команду, выплевывал. А еще ему пришлось укусить человека за ногу, что он долго не мог выполнить, и гоняться за кошкой, хотя в жизни пес никогда не делал. Но сцена погони за кошкой в фильм не вошла, зря мучился.

Мужественно перенес Карай и грим: ему нарисовали красной краской «обваренный бок», взлохматили ухоженную шерсть желатином, так что от пса в гриме шарахались прохожие.

В двадцатиградусный мороз на улице Карая обливают помоями, дубль за дублем. Пес и это вынес стоически. Общительная собака мгновенно подружилась со всеми на площадке, но особенно с Евгением Евстигнеевым. А Владимиру Толоконникову пришлось специально придти на площадку, чтобы познакомиться со своим «двойником», поскольку совместных сцен у них не было.

Карай после «Собачьего сердца» стал настоящей звездой и снялся еще в нескольких фильмах. Он оказался настолько хорош, что «сделал» фильм безупречным. Хотя после премьеры кинокритики разгромили фильм, написав, что «за такое надо руки отрубать». Артисты очень расстроились, особенно Владимир Толоконников. «Подождите, подожди, время рассудит», - ответил Боркто. И ведь рассудило же!<

Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

strong>В КАДРЕ УЛИЦЫ

Все съемки проходили в центре города. Улицы, подворотни, дома выбраны и сняты с такой любовью и мастерством, что трудно себе представить фильм в других интерьерах.

Дегтярный переулок. Тут начинается сюжет. Зима, холод, метет метель, куда-то спешат редкие прохожие. Проезжает трамвай, который там ходил в те годы.

В подворотне лежит бездомный Шарик и страдает: «Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал».

Боровая улица, 3. Профессор Преображенский видит Шарика в подворотне.

Моховая, дом 27/29. Профессор ведет Шарика к себе. Реальный дом построили в конце девятнадцатого века по проекту архитектора Бенуа. До революции здесь жили министры, дворяне.

Преображенская площадь. Здесь Шарика выгуливают около Преображенского собора, построенного в 1827-1829 годах по проекту архитектора Стасова.

Некоторые сцены снимали в Апраксином дворе, на Инженерной улице, улице Рылеева, Цирке на Фонтанке, Андреевском рынке на Васильевском острове, во дворах-колодцах на Лиговском проспекте, на Обводном канале.

В этих местах сохранился колорит начала двадцатого века. Создатели фильма вообще удивительным образом сумели воссоздать колорит той эпохи.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Экранизировали «Собачье сердце» всего два раза. Первымм В 1976 году его сняли итальянские и немецкие кинематографисты. В немецкой версии фильм назывался «Почему лает господин Бобиков?»: вместо Шарикова у них стал Бобиков. А одну из небольших ролей сыграла Анна Илона Шталлер, впоследствии ставшая порнозвездой Чиччолиной.

Некоторые специалисты по Булгакову считают, что прототипами героев «Собачьего сердца» стали руководители страны. Шариков-Чугункин — Сталин (потому что «железная» фамилия), профессор Преображенский – Ленин (потому что преобразил страну), доктор Борменталь – Троцкий (Бронштейн), Швондер – Каменев, Зина – Зиновьев, а Дарья – Дзержинский.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

«Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза… - в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

«Ошейник - всё равно что портфель. Я вытащил самый главный собачий билет».

«Желаю, чтобы все».

«Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили».

«Голова пухнет! Взять все да и поделить».

«В очередь, сукины дети, в очередь!»

«Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет. <> Те мои пациенты, которых я заставлял читать «Правду», теряли в весе».

«Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города».

«А водка должна быть в 40 градусов, а не в 30».

«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку».

«Делай загадочное лицо, дура!»

«Мы в университетах не обучались»

«Господа все в Париже».

«Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь».

«Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими».