Места здесь красивейшие: нехоженые леса, живописные озера.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Есть места, где обязательно нужно побывать. Хотя, безусловно, делать этот шаг лучше подготовленным. Это не легкая прогулка или поход. Сегодня мы даже подчас не представляем, как в одночасье может оборваться привычная жизнь.
ТАЙГА РЯДОМ С МЕГАПОЛИСОМ
Тайга для многих из нас ассоциируется с бескрайними лесными чащами Сибири. На самом деле географически тайга начинается всего в нескольких километрах восточнее Петербурга. Возле большого города это не так заметно. Но отправьтесь к Кировску. Здесь хвойные леса уже стоят стеной. Километров двадцать в сторону Мги - кричи не кричи, мало кто услышит. Дальше вообще начинаются дебри.
Красоты здесь потрясающие - реки, озера и чистый, почти нехоженый лес. Вот где легко затеряться, почувствовать себя Робинзоном - можно в одиночку, а можно вдвоем или целой компанией.
Тут и рыбалка, и ягоды, и грибы. Истинное счастье для тех, кто любит природу в ее первозданном виде. И все это в нескольких часах езды от Северной столицы.
Но и сегодня, 75 лет спустя, отправляясь в лес, мы часто находим следы минувшей войны: старые окопы, засыпанные землянки или разрушенные дзоты.
Именно в этом районе разыгрались главные события битвы за Ленинград. В конце августа 1941 года фашисты заняли станцию Мга и прервали железнодорожную связь с городом. 8 сентября они захватили Шлиссельбург - и с этого дня началась блокада.
В этих местах шли жестокие бои за Ленинград.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
ДОБРОВОЛЬЦЫ
Блокада - одна из самых трагических и героических страниц в истории нашего города. В отряды ополчения с первых дней войны записывались студенты и профессора, рабочие и служащие, художники и писатели.
Вот одна из обычных организаций - киностудия «Ленфильм». Среди первых в ополчение пошел режиссер Ян Фрид. Ученик Эйзенштейна до войны поставил два фильма: комедию по Чехову «Хирургия» и приключенческую ленту «Патриот». В июне 1941-го он с актером Марком Бернесом готовился к съемкам музыкальной комедии «Жених с миллионами». Но «хлопушку» сменила винтовка. Ян Фрид участвовал в боях за Ленинград, дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге. Комедия про жениха с миллионами так и не состоялась. Но его фильмы, снятые после войны, знают все - это «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Летучая мышь» и другие.
21 июня 1941 года кинооператор Евгений Шапиро снял последний кадр ленты «Антон Иванович сердится». И сразу ушел на фронт. Он даже не узнал, с каким успехом его фильм идет в кинотеатрах. Шапиро его впервые увидел в госпитале, куда попал с тяжелым ранением. Картину показывали на натянутой на стене простыне. Солдаты сидели прямо на койках, смеялись и не знали, что рядом - создатель этих кадров.
В Малуксе находится один из крупнейших воинских мемориалов.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Евгения «вычислили» случайно. Его вызвали в штаб фронта, отчитали - преступно «отсиживаться в окопах, когда не хватает фронтовых операторов» - и направили группу военных кинематографистов, снимавших хронику блокадного города. Шапиро встретил Победу с кинокамерой в руках. После войны он стал легендой «Ленфильма», а среди его режиссерских работ - знаменитая киносказка «Золушка».
КИНОРЕЖИССЕР В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ
С первых дней войны рвался на фронт и Евгений Червяков. Знаменитейший довоенный режиссер и актер прославился фильмом «Поэт и царь». Это первая картина о Пушкине. Червяков был сценаристом, сорежиссером и исполнителем роли поэта.
В первые дни войны для Боевого киносборника № 2 Евгений снял сюжет «У старой няни». А также сыграл роль Наполеона в киноновелле «Случай на телеграфе» - французский император посылает телеграмму Гитлеру: «Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон».
Когда фашисты подошли к Ленинграду, «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату. Червяков написал заявление об уходе и положил на стол директора киностудии. Режиссеры - каста особая, перечить им отважится не всякий. Директор заявление подписал. 23 августа Евгений ушел на фронт.
Солдатскую шинель он носил с тем же достоинством, что и шикарные костюмы. И в новом своем качестве не играл роль, а стал настоящим солдатом. На фронте окончил курсы младших командиров, ему присвоили офицерское звание. В бою 16 февраля 1942 года Червякова ранило, на следующий день он умер в госпитале. Ему было 42 года.
Фрид, Шапиро и Червяков могли получить бронь, но они выбрали другую судьбу.
ВДАЛЕКЕ ОТ СТОЛИЦ
Деревня Новая Малукса - это настоящая глубинка в Кировском районе. До Мги дорога еще ничего. А дальше - грунтовка, которая идет сквозь леса. Кругом ни души. А встретить кого-нибудь хотелось бы… Дело в том, что указатель на Малуксу сообщил, что до деревни восемнадцать километров. Проехали уже двадцать, а леса все не расступались…
На стенах мемориала - тысячи фамилий. Но большая часть, кто здесь захоронен, остались безымянными.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Деревня возникла неожиданно. В Новой Малуксе расположен один из крупнейших воинских мемориалов. На входе - арка с колоколом. За ней видны гранитные монументы и большая пятиконечная звезда.
В свое время в Новую Малуксу перенесли останки бойцов из многих братских могил, в которых между сражениями хоронили защитников Ленинграда и солдатов Волховского фронта. По скромным оценкам, здесь покоется около 23 тысяч человек, имена более восемнадцати тысяч неизвестны.
Рядом с памятниками - простреленные каски, гильзы, проржавевшие остатки оружия. Это то, что находят рядом с погибшими солдатами. Поисковики продолжают работу и сегодня. В нынешнем году захоронили останки почти девятисот бойцов. Увы, имена только 27 из них удалось установить...
Новая Малукса тысячами нитей связана со всеми уголками нашей страны. У плит с фамилиями - фотографии людей. Это семейные карточки. Они выхватывают из забвения хотя бы кого-то, монотонные списки на граните перестают быть обезличенными. За каждым именем, за каждым безымянным солдатом - жизнь, судьба и подвиг. Среди имен обозначен Евгений Червяков. Здесь он просто солдат. В тот момент он считал, что это важнее, чем снимать кино.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
8 сентября мы вспомним трагическую и скорбную дату - день начала блокады Ленинграда. Но миллионы людей верили, что битва за город закончится нашей победой. Иначе не отдали бы за это свои жизни. Так что правильно высмеял режиссер Евгений Червяков в последнем своем фильме Наполеона и Гитлера - двух амбициозных диктаторов, сломавшихся в России.