Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Туризм18 сентября 2016 9:31

Неизвестная Ленобласть: Где идет желудевый дождь

Дороге к Ладоге не менее пятисот лет. И сколько радостных, драматических, героических и трагических событий произошло за это время вокруг тракта.
Тот самый дуб - необъятный и раскидистый.

Тот самый дуб - необъятный и раскидистый.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПО СТАРОЙ КОЛЕЕ

Многие поселки, какими бы современными они ни выглядели сейчас, имеют давнюю историю. Например, деревня Морье на берегу Ладоги упоминается аж с 1500 года. В 7008-м - не пугайтесь, это со времен сотворения мира, как было принято вести летоисчисление на Руси, по-нашему 1500-й - московский дьяк Дмитрий Васильевич Китаев составил «Переписную окладную книгу», в которую занес все деревни и всех жителей в округе. Сделал это не для того, чтобы удовлетворить свое любопытство. Цель была вполне конкретной - всех сосчитать и обложить податями. Зато благодаря мытарям мы сегодня знаем возраст многих наших поселков и местечек.

Берег Ладоги - почти как морское побережье.

Берег Ладоги - почти как морское побережье.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

А с XVIII века известен и сам тракт. Некий прапорщик Соколов в 1792 году описал деревянную усадьбу в деревне Морья баронессы Регины-Луизы (а по-русски Ирины) Фридрикс, вдовы придворного банкира. Он отметил, что «от оного домика проведена через лес прямая и широкая дорога даже до Охты… Кто желает видеть Ладожское озеро, тот из С.-Петербурга скоро может доехать до деревни Морьи по короткой и ровной дороге».

Прапорщик упомянул «стеклянный завод» в Морье, деревни Осиновец, Ваганово, Ириновку… Посетовал, что жители не столько кормятся хлебопашеством, сколько рыболовными и лесными промыслами, а хлеба сеют мало, поскольку вокруг сплошные болота. Может, размышлял прапорщик, и вовсе бы не сеяли, но не хотят, чтобы «пропадал понапрасну на дворах их навоз».

Ириновская усадьба.

Ириновская усадьба.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ИМЕНИ ИРИНЫ

Впрочем, возделывать поля лишь для того, чтобы не пропадал навоз, не устраивало и самого барона Фридрикса. Сначала он сам, а потом и его вдова начали осушать земли. То, что было раем для комаров, стало благоустроенным и комфортным для жизни. И существует предположение, что деревню Ириновка назвали в честь баронессы.

В округе есть еще несколько деревень с интересными именами. Например, Проба.

В 1870 году новым владельцем земель стал барон Павел Корф. Однажды он ехал в свое имение в Ириновку, и его лошадь потеряла подкову. Он сделал остановку у кузницы, а пока ждал, нашел настоящий клад. Это было не золото или зарытые драгоценности. Это был торф. Павел сразу смекнул, что наткнулся на настоящее богатство. Растущий Петербург, строящиеся заводы и фабрики нуждались в энергии. В те времена это был торф. И именно около Ириновки Корф основал деревню, где начал пробные заготовки торфа. Отсюда и название.

Бескрайняя синева, где небо сливается с водой.

Бескрайняя синева, где небо сливается с водой.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Для доставки торфа в Петербург барон построил первую в России частную железную дорогу. Концессионерами стали многие состоятельные местные жители. На пересечении с Колтушским шоссе стоит часовня храма Спаса Нерукотворного Образа. Храм возвел князь Павел Александрович Всеволожский. Он был предводителем дворянства Шлиссельбургского уезда и выступил одним из акционеров строительства железной дороги из Петербурга к торфозаготовкам в Ириновке. В качестве условия своего участия в проекте Павел Александрович выдвинул требование: одну из станций назвать Всеволожская. Получается, именно его именем назван сегодняшний город Всеволожск.

Часовня Павла Всеволожского.

Часовня Павла Всеволожского.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Железной дорогой пользовались не только торфозаготовители. По ней пустили и пассажирские вагоны для дачников. Поезда ходили медленно, поэтому люди могли заскочить в вагоны или сойти с них в любом месте. А вокруг вплоть до берегов Ладожского озера начали появляться дачи.

А Корф построил себе имение в стиле эклектики. Усадьба сохранилась до нашего времени. Однако главная достопримечательность этих мест - творение самой природы.

ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРИАРХ

Это величественное дерево стоит посреди поля у дороги сразу за Ириновкой. Проехать мимо и не остановиться просто невозможно. Величавый дуб притягивает к себе и мощью, и красотой.

Под сенью ириновского дуба прохладно в любую жару.

Под сенью ириновского дуба прохладно в любую жару.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Под его крону входишь, как в дом с надежной крышей. Туристы неизменно пытаются обхватить его руками. Однако, чтобы полностью обнять дерево, нужна компания из четырех-пяти человек. Зеленый патриарх буквально царит в округе. Кажется, ничто не может потревожить его стать. Вдруг подул ветер с Ладоги, и с веток буквально посыпался дождь из желудей. Они глухо начали падать в траву, звонко отскакивая от валунов у корней. Кому-то из зевак ударили по макушке. Но это к счастью. Говорят, желуди сулят богатство, достаток, а кому-то даже прибавление семейства.

Дуб известен с незапамятных времен. К нему когда-то вела липовая аллея от усадьбы Корфов. Не случайно Ириновский дуб одним из первых получил статус «Дерево - памятник живой природы России». Такой статус в нашей стране сейчас уже имеет около двухсот деревьев. 341 дерево внесено в реестр как представляющие природную и историческую ценность.

Это не просто дерево, а памятник природы и истории.

Это не просто дерево, а памятник природы и истории.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

С одной стороны, для Ириновского дуба статус почетен. С другой - он принес для многих разочарование. По местной легенде считалось, что под деревом перед отъездом на Отечественную войну 1812 года любил отдыхать и размышлять Кутузов. Но ученые перед внесением в реестр деревьев-памятников выяснили, что росток появился около 1829-го, то есть позже времени жизни генералиссимуса. Истоки легенды понятны. В этих местах в середине XIX века жили родственники великого полководца. И хотя Михаил Илларионович нынешнее дерево лицезреть не мог, его по-прежнему называют Кутузовским дубом. Впрочем, славы у зеленого великана от этого не убывает. И на него хватило лихолетий.

Маяк в Осиновце виден практически отовсюду.

Маяк в Осиновце виден практически отовсюду.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ДОРОГА ЖИЗНИ

Вот уже 75 лет дорога к Ладоге через Пробу, Ириновку, Борисову Гриву к Морью называют Дорогой жизни. Именно по этому тракту наладили снабжение блокированного Ленинграда с Большой земли. Работать Дорога жизни начала 12 сентября 1941 года, и, несмотря на обстрелы, бомбежки, коварный характер Ладоги, движение по ней не прекращалось вплоть до прорыва блокады. Этот героический и трагический период снискал немеркнущую славу и людям, и трассе. Но данная история заслуживает отдельного подробного рассказа.