Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+3°
Boom metrics
Туризм17 октября 2016 16:30

Наше серебряное кольцо: Путешествие в стиле пушкинской эпохи

Едем под Гатчину, где классик останавливался не менее тринадцати раз [фото]
Дом станционного смотрителя.

Дом станционного смотрителя.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Как известно, Пушкин никогда за границей не был (Тифлис, Кишинев и Одесса в те далекие времена входили в нашу державу). Зато по России Александр Сергеевич путешествовал много. Например, в маленькой Выре под Гатчиной он останавливался не менее тринадцати раз. Сейчас в этом поселке работает уникальный музей «Дом станционного смотрителя».

ДВА ВЕКА НАЗАД - НА ПОЧТОВЫХ

А как путешествовали два века назад? Во времена Пушкина ни машин, ни автобусов не было. Даже железную дорогу начали строить только в 1837 году, уже после кончины поэта.

Но люди ездили. По казенной надобности, друг к другу в гости, к любимой бабушке в деревню.

Вариантов передвижения было не так уж много. Всего три. Первый и самый дорогой - нанять ямщика. Второй также накладный - содержать свой экипаж. Третий - отправиться в путь на почтовых лошадях.

У входа на станцию обязательно ставили часовню.

У входа на станцию обязательно ставили часовню.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

По всей России были расположены станции, к которым мчались повозки с проезжающими. Здесь лошадей меняли, путник отдыхал и продолжал свой маршрут. Станции просуществовали до начала эры железных дорог.

Вроде все просто. Но в царской России желающий куда-то ехать должен был получить подорожную (это что-то вроде билета и одновременно командировочного удостоверения). Без нее нельзя было покинуть место постоянного проживания. На въездах и выездах в города стояли караульные, которые сверяли документы.

Подорожные проверяли и на станциях. Так что путник, отправляющийся в Псков, просто так свернуть в Новгород не мог.

По казенной надобности полагалась курьерская лошадь, по личной - почтовая. Лошадей выдавали по чинам. Генерал мог забрать целых двадцать. Зачем так много? Чем выше чин, тем больше слуг, сопровождающих его в поездке. А вот какому-нибудь коллежскому секретарю - не более трех.

За предоставление транспорта взималась плата.

100 ВЕРСТ В ДЕНЬ

Логично предположить, что приятнее всего путешествовать летом. Но по русским трактам, оказывается, лучше зимой - под утрамбованным снегом путь глаже.

Прекрасно понимая состояние дорог, царское правительство установило ограничение скорости: зимой до 12 верст в час, летом - до 10, а осенью - до 8. Более ста верст в день путник преодолеть не мог. Правда, находились лихачи, которые за взятку ямщикам ухитрялись промчаться до двухсот верст.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ПУШКИН!

В Выре находилась одна из крупнейших станций. Ее было не миновать отправляющимся по белорусскому тракту в южные и западные губернии.

Сегодня о вырской почтовой станции известно многое благодаря музею «Дом станционного смотрителя».

Кареты застыли в ожидании лошадей.

Кареты застыли в ожидании лошадей.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Когда входишь во двор, сразу погружаешься в атмосферу пушкинской поры. За каменным забором - шумная автострада, а здесь словно время остановилось: булыжная мостовая, скрипучие двери, герань на окне.

В доме находится старая мебель, на столе - самовар, приятно потрескивают дрова в печи. Помещений немного. У окон - груда дорожных вещей, характерных для первой четверти XIX века: саквояж для рукописей с восьмью отделениями, футляр для цилиндра, шкаф-чемодан. В углу - большой стол станционного смотрителя с журналом для отметки проезжающих. К бумагам на столе стоит присмотреться. Среди них - подорожная от 5 мая 1820 года: «Коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобности службы к главному попечителю колонистов южного края России генерал-лейтенанту Инзову».

Александр Сергеевич через Выру ездил к родителям в Михайловское. По этому тракту он отправился в ссылку. По нему же пролегла его последняя дорога после дуэли с Дантесом - все в то же Михайловское, к месту погребения.

ПОЭТ И ТОКАРЬ

Александру Сергеевичу музей обязан своим появлением. А точнее - грустной повести «Станционный смотритель» о печальной судьбе Самсона Вырина, чья дочка Дуняша убежала с проезжавшим гусаром Минским...

Однажды в Выре отдыхал ленинградский токарь Иван Дмитриевич Ларин. Он обратил внимание на необычные строения. Начал расспрашивать и узнал о бывшей почтовой станции. Дома готовили под снос. И простой токарь ужаснулся: ведь можно навсегда потерять уникальные здания. Он стал добиваться открытия в них музея. Его, конечно, футболили… Тогда Иван Дмитриевич использовал последний аргумент. Он заявил, что это именно то место, где произошли события пушкинской повести:

- Обратите внимание на фамилию главного героя - Вырин. Ясное дело, перекличка с названием деревни, где находилась станция. А проезжающий ротмистр - Минский. Еще одна подсказка Пушкина: белорусский тракт ведет в том числе к Минску.

И так горячо Иван Дмитриевич убеждал, что добился своего! Музей открыли в октябре 1972 года. Первоначально в коллекции насчитывалось всего 72 экспоната, сейчас их тысячи. И сотрудники гордятся тем, что в музее нет ни одной купленной вещи.

С КНИГОЙ ПО МУЗЕЮ

Здесь можно бродить с пушкинским томиком, на каждом шагу отыскивая нужные цитаты. Вот герой повести приехал на станцию. Он попал под ливень и промок. Его первое желание - обсохнуть. Станционный смотритель поставил самовар:

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына… Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

Сегодня в музее можно увидеть и кровать с занавеской, и «сертук» - сюртук с медалями, и картинки на стене, изображающие историю блудного сына...

ЕЗЖАЙТЕ В ВЫРУ!

Выра - прекрасное место, чтобы провести выходной. Недалеко от нее - Гатчина с ее парками и дворцами. Отсюда можно дойти до Рождествено, где расположился Музей-усадьба Набокова. А если вы на машине, то, проехав всего несколько десятков километров, окажетесь в Суйде (здесь находится музей-усадьба пращура Пушкина Ганнибала) или в Сиверской с ее уникальным Домом-музеем композитора Шварца.