Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество16 ноября 2016 14:36

Русскому музею запретили застраивать этажами дворы-колодцы

Проект реконструкции Михайловского дворца отправили на доработку
Русскому музею запретили строить многоэтажные атриумы

Русскому музею запретили строить многоэтажные атриумы

Фото: Александр ГЛУЗ

ЛИФТ. МАСТЕРСКИЕ. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

На заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга разгорелись нешуточные споры. Предметом обсуждений стала реконструкция Русского музея. Руководство уже не один год мечтает построить атриум хотя бы в одном из внутренних дворов Михайловского замка.

- Изначально они выполняли роль световых колодцев, чтобы освещать прилегающие к ним комнаты. Сейчас такой необходимости нет. Напротив, они влияют на состояние здания скорее отрицательно. Там скапливается снег и вода, которую некуда убирать, - объяснил свою позицию исполняющий обязанности директора Русского музея Владимир Баженов.

Двор предлагали накрыть стеклянным куполом. Внутри хотели разместить лифт для маломобильных групп населения, конференц-зал на 86 мест и мастерские для реставрации экспонатов.

Двор, о реконструкции которого идет речь, похож на обычный двор-колодец

Двор, о реконструкции которого идет речь, похож на обычный двор-колодец

Фото: Александр ГЛУЗ

- У нас на руках шесть приказов Минкульта, где говорится, что мы должны обеспечить маломобильным группам населения доступ к главной экспозиции на втором этаже. Сейчас им сложно туда добираться. Кроме того, у нас нет зоны отдыха и информационной зоны для посетителей, нет зала для научных лекций, - говорит Баженов.

Казалось бы – благое дело. Однако есть сразу несколько веских «но», которые заставили экспертов усомниться в правильности проекта.

ПЕРЕСТРОИТЬ РОССИ

Во-первых, авторы проекта предлагали выстроить во дворе три этажа. По расчетам, стены и фундамент должны такую нагрузку выдержать. Но их облик при этом сильно изменится.

- Вы можете точно сказать, что в этом дворе является исторической ценностью? – возмущались члены Совета. – Какие именно окна? Это очень легкий вопрос.

Тем не менее, легкий вопрос поставил архитекторов в тупик. Четкого ответа они так и не дали, чем вызвали еще больше недоверия к проекту: а не сломают ли во время ремонта то, что никак нельзя ломать?

- Световые дворы – неотъемлемая часть дворца Росси. Может быть, они уже не актуальны, как источник света, но они остаются произведением великого русского архитектора. Изменение пространства во дворах исключено, если мы хотим сохранить культурное наследие, - заявил искусствовед и член Союза архитекторов Михаил Мильчик.

Члены совета раскритиковали концепцию реставрации

Члены совета раскритиковали концепцию реставрации

Фото: Александр ГЛУЗ

Эксперты резко раскритиковали идею разделить двор этажами. По их мнению, у Русского музея нет сильного дефицита в площадях, чтобы подвергать здание такой сильной перестройке.

- Проект незрелый, - резко заключил Мильчик. - Можно перекрыть верхнее пространство, создать тепловой контур, использовать первый этаж, но этого вполне достаточно, чтобы решить проблему с доступом маломобильных групп населения и перевозкой картин в мастерские. Нельзя разбивать двор еще двумя этажами перекрытий. Это будет травматично для прилегающих помещений и нарушит объем Росси.

ВЕРДИКТ – ОТПРАВИТЬ НА ДОРАБОТКУ

Против перестройки двора выступил даже директор Эрмитажа. Хотя сам несколько лет назад сам создал атриум во дворе Главного штаба.

- Во-первых, нельзя отказываться от входа для инвалидов. Во-вторых, если во дворе будет экспозиция, тогда это серьезный разговор. Но есть впечатление, что ее не будет. В-третьих, всегда кажется, что стекляшки можно построить так, чтобы они нигде не торчали. Ничего подобного. Я их в Главном штабе три раза сносил, - вспомнил Пиотровский. – В целом проект нормальный, но требует доработки.

В итоге члены совета единогласно отправили план реконструкции Михайловского дворца на доработку. В качестве альтернативного варианта представили музей музыки в Вене, где подобный двор накрыли стеклянным куполом и установили там лифт. На этом преображения закончились.

- В новом проекте должен быть доступ для маломобильных групп населения — это раз. Отказ от межэтажных перекрытий — это два. Минимальный конструктивный ущерб для музея — это три. И стеклянный купол — это четыре. И все это на основе утвержденного предмета охраны, - подвел итог вице-губернатор Игорь Албин.

ФОТОРЕПОРТАЖ: Русскому музею запретили застраивать этажами дворы-колодцы