Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество23 декабря 2016 13:35

Смольный: Мы хотим строить метро, понимаем, что отстали. Но вопрос в деньгах

Схема развития подземки до 2048 года – это, возможно, еще и оптимистический вариант
Враги строительства петербургской подземки - застройка и волокита

Враги строительства петербургской подземки - застройка и волокита

Фото: Александр ГЛУЗ

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга подвел итоги 2016 года и поделился планами на 2017-й. Денег выделяют все больше, подготовка к Чемпионату мира по футболу идет полным ходом. Вот только метро у нас все равно отсталое по сравнению со столицей.

ПРОРЫВ ГОДА

В этом году КРТИ вложил в дороги, мосты и подземку 56 миллиардов 730 миллионов рублей. Ожидают, что к 1 января бюджет исполнят на 95 процентов.

Прорывом года стало открытие Центрального участка ЗСД. Замкнутая магистраль, по словам главы КРТИ Сергея Харлашкина, «разгрузила город и перераспределила движение». На Васильевском пока одни съезд в районе набережной Макарова. Но уже проектируют второй, у Шкиперского протока. Еще двумя съездами – у Шуваловского и Белоострова – займутся в следующем году.

Хорошо поработали над дорожной сетью в районе «Экспофорума»: построили участок Петербургского шоссе с эстакадой над железнодорожными путями.

– Транспортное сообщение Пушкинского района и всех районов на шоссе стало лучше, – отмечает Харлашкин. – Дорогу будем продолжать. Планируем две развязки, первая из которых – на Петербургском шоссе и Витебском проспекте.

БОЛЬШЕ ПАРКОВОК

Вперед шагают не только дороги, но и стоянки. Уже провели проектно-изыскательские работы по расширению зоны платной парковки в Центральном районе с 27 улиц до 209. Плюс хотят открыть три новых плоскостных парковки в Петергофе и три перехватывающих стоянки (две – у «Купчино», одну – у «Рыбацкого»). А еще собираются автоматизировать городскую и обе перехватывающие парковки.

– Два месяца назад мы заключили договор об обмене персональными данными со Службой судебных приставов, – рассказывает Харлашкин. – Это временная схема, пока Госдума не примет закон об обмене персональными данными с МВД. Это должно произойти в апреле. За два месяца зафиксировали шестьдесят тысяч нарушений, но пока никого не оштрафовали. Бесплатное время на платных парковках увеличили до пятнадцати минут: народ успевает подъехать, сделать свои дела и уехать.

В 2017-ом финансирование будет больше: без малого шестьдесят миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на ремонт, содержание и строительство дорог, а также на четыре строящихся линии метро: «фиолетовую», «зеленую», «оранжевую» и «коричневую».

СКОРОСТНЫЕ МЕТРОСТРОИТЕЛИ

Сумма контрактов, по которым ваяют четыре линии подземки, – 118 миллиардов рублей, 13,6 из которых – федеральные деньги. «Новокрестовская» и «Беговая» строятся полным ходом.

– Сейчас тоннелепроходческий щит диаметром десять метров шестьдесят сантиметров движется под Финским вблизи от Крестовского острова, – рассказывает Харлашкин. – Ожидаем, что он дойдет до «Новокрестовской» в двадцатых числах января.

В столь экстренных условиях петербургским метростроителям пришлось работать впервые: за всю историю городской подземки параллельных работ в тоннелях не проводили. Но на судьбоносном участке «зеленой» рабочие одновременно с проходкой укладывают основание путей и налаживают вентиляцию.

– По технологии, щит должен был пройти 215 метров через «Новокрестовскую» как через обычный тоннель, – объясняет Харлашкин. – Но мы уже выбрали весь грунт, а щит просто протянем по станции. На этом сэкономим полтора месяца.

Выигрывают время и на подаче 54-тонных колец (их на участке будет тысяча). Если бы строили в обычном режиме, то грунт с «Новокрестовской» вывозили бы через «Беговую», то есть за два с половиной километра. Издалека катали бы и кольца. Но склады и площадки на Крестовском процесс ускорили.

СХЕМА ДЛЯ ОПТИМИСТОВ

Предварительная схема развития метро до 2048 года, презентованная Смольным, и так шокировала горожан: судя по ней, за 32 года планируют построить на тринадцать станций меньше, чем хотели открыть до 2025 года. Но, судя по словам зампредседателя КРТИ Михаила Цалко, она… оптимистическая.

Черновой вариант новой схемы метро

Черновой вариант новой схемы метро

По данным Цалко, «фиолетовую» линию завершают. Хотя предварительной схемой предусмотрено три станции, вплоть до «Шушар», до 2028 года.

«Оранжевая» линия за десять лет должна дойти до самой Лахты (в схеме – за 32 года).

«Коричневую» ветку, по словам Цалко, за десятилетие дотянут до Полюстрово (в схеме – к 2038 году). Кроме того, появится участок «кольца» от «Площади Мужества» до «Горного института» (судя по схеме, этот участок кольцевой в 2028 году строить только начнут). Еще думают, идти ли подземке в Пулково (в схеме метро у аэропорта нет вовсе).

– Это перспектива на десять-тринадцать лет, – подытоживает Михаил Цалко. – Но при наличии финансирования не менее тридцати миллиардов рублей в год. И только тогда все это можно будет построить.

А вот о продолжении «зеленой» ветки на север после «Беговой» пока не говорят. Вероятно, это связано с тем, что зоопарк строить передумали, и открывать станцию «Зоопарк», где планировали ранее, смысла больше нет: ее хотят «передвинуть» поближе к жилому массиву. К слову, по схеме, до 2028-го линия должна прирасти тремя станциями.

ДОМА, ВОЛОКИТА И ДЕНЬГИ

Сейчас Комитет работает над технико-экономическим обоснованием строительства метро, которое станет частью нового Генплана. В документ включат пятнадцать новых станций и 28 километров перегонов. Отличие обоснования от схем и концепций – его прямая связь с земельным и энергетическим вопросами. Бумагу обещают подготовить к июлю.

– Главная проблема – плотная застройка: так как развитие метро отстало, «вытащить» наклонные ходы под фундаментами зданий, «втиснуть» вестибюли очень сложно, – рассказывает Цалко. – В Москве намного проще: линии метро строят заранее, а потом уже появляется застройка.

Отсталые петербургские метростроители переживают сущие муки. Так, в районе Мариинского театра их «заставили делать археологическую экспертизу, историческую оценку, а на это уходит по полгода». Мало того, среди застройки ни площадку нормальную не развернуть, ни грунт не вывезти, ни пошуметь.

Вторая «больная мозоль» – волокита. В среднем два с половиной года уходит на проектирование, год – на документы по планировке территории, пять лет занимает сама стройка. Вот и выходит, что «рождение» новой станции длится около восьми лет. И это еще если деньги есть.

– Мы уже столкнулись с проблемами финансирования на «коричневой» и «фиолетовой» линиях, – признается Цалко. – Сказывается дефицит бюджета. Контракты заключены, но в следующем году мы не сможет обеспечить их строительство в полном объеме. Надо что-то решать.

К слову, на один километр проходки, с учетом станций и всех работ, уходит от шести с половиной до семи с половиной миллиардов рублей. Гидрогеология у нас сложная: водоносные слои, валунные зоны. Единственная отрада – сухие кембрийские глины, работать в которых очень удобно. Вот только до них, залегающих на глубине минимум сорок метров, нужно еще дойти.

– Ни от чего город не отказывается, – отмечает Цалко. – Мы хотим строить. Мы понимает, что метро в Петербурге отстало. Но вопрос в бюджете.

КОНКРЕТНО - О 2016-ОМ

Объекты ЧМ-2018:

Пулковско-Дунайская развязка – откроется 1 мая: идут отделочные работы, осталось уложить верхний слой асфальта

Наб. Макарова с мостом через Смоленку, участок от Серного до Адмиральского проезда – откроется 31 января 2018-го

Наб. Макарова от Адмиральского пр. до ЗСД – открыта с 4 декабря

Реконструкция Тучкова моста – завершится 31 мая 2018-го

Мост в створе Яхтенной ул. – тестовые мероприятия с 14 апреля 2017-го, открытие 1 июня 2017-го

Участок «зеленой» ветки метро от «Приморской» до «Беговой», включая «Новокрестовскую», – работы завершатся 28 февраля 2018-го, открытие 30 марта 2018-го

Реконструкция Песочной наб., наб. Адмирала Лазарева (в рамках строительства моста через Неву в районе Серного) – работы завершатся 30 апреля 2018-го

Дороги:

33 объекта строили или реконструировали

17 120 000 000 руб. на это ушло

14 из 33 объектов (а это 37 км дорожного полотна) уже открыли для проезда

114 дорог пережили мелкий ремонт

6 500 000 000 на это ушло (рекордная сумма за последние годы)

Парковки:

98 700 000 руб. – доход от платной парковки

38 100 000 руб. – доход от городских и перехватывающих парковок

Велопрокат:

106 станций

759 велосипедов

39 487 пользователей

63 971 поездка

6 087 000 руб. выручки

Самый популярный тариф – «одна поездка»: 19 611 продаж

Самый непопулярный тариф – «месяц»: 409 продаж

За год испортили, сломали или украли: 732 крыла, 813 колес, 343 седла, 9 вилок, 251 втулку, 48 шатунов

Дорожные «аксессуары»:

44 новых светофорных объекта

17 реконструированных светофорных объектов

5 адресов, оборудованных автоматизированной системой управления дорожным движением

92 звуковых и голосовых устройства, установленных на 17 светофорных объектах

88 нерегулируемых пешеходных перехода с искусственными неровностями

40 нерегулируемых переходов с импульсными индикаторами

4 улицы с «выделенкой» под общественный транспорт: Ленинский пр., пр. Медиков, Кантемировская ул., пр. Маршала Блюхера

1 184 «размеченных» улиц

600 225 квадратных метров, «закрашенных» дорожной разметкой