2017-03-02T11:36:14+03:00

О чем молчит реклама квартир и забывают новоселы

Каждый десятый петербуржец остается недоволен купленным жильем. Застройщики, архитекторы и социологи объяснили «Комсомолке» почему
Поделиться:
Комментарии: comments3
Во время дискуссии эксперты подчеркнули, что один из факторов выбора жилья - количество квартир на этаже.Во время дискуссии эксперты подчеркнули, что один из факторов выбора жилья - количество квартир на этаже.Фото: Олег КУЗЕНКОВ
Изменить размер текста:

Две главные покупки в нашей жизни - квартира и машина. Выбирать авто мы научились: знаем, чего хотим, на что смотреть и без чего нельзя обойтись. С квартирами сложнее. Большинство покупателей ориентируются на цену, количество комнат и близость к метро. Между тем на удовлетворенность крупным приобретением влияют и другие факторы - от общих принципов городской застройки до числа квартир на этаже. Немудрено, что каждый десятый новосел испытывает разочарование.

Город «муравейников»?

Большинство из нас выросло в многоквартирных домах и подсознательно считает такую застройку нормой. Но то, что мы к этому привыкли, еще не значит, что так и должно быть.

Кому понравится каждое утро полчаса выезжать из перегруженного высотками квартала? Или ждать «скорую» не пятнадцать минут, а час, потому что дорогу построили одну, а «муравейников» - пятьдесят в ряд. Станете ли вы от этого счастливее, как обещала реклама выбранной вами квартиры?

В последние годы не замечать эти проблемы невозможно. О качестве жилой среды стали говорить и что-то делать. Правда, пока это похоже на мелкое улучшательство. Да, велодорожки, клумбы и горки во дворе нужны, но проблема в другом. Менять шаблон многоквартирных высотных «спальников» непривычно покупателям и, не будем скрывать, сложно застройщикам. Вот и идет все по накатанной: одни привычно строят как-то не так, другие привычно покупают что-то не то.

- Вот и напишите об этом, вы же «Комсомолка»! - предложил нам член совета директоров группы компаний «Ленстройтрест» Дмитрий Карпушин. Этот застройщик уже несколько лет занимается исследованиями качества жилой среды, результаты которых чаще всего опровергают то, что мы видим в сложившейся модели застройки Петербурга.

- А вы готовы рассказать все как есть? - недоверчиво уточнили мы.

- Да, - подтвердил наш собеседник, - расскажем о том, каких знаний не хватает покупателям жилья и каких принципов и перемен - нам, застройщикам. Со всем этим давно пора что-то делать.

Дмитрий Карпушин Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Дмитрий КарпушинФото: Олег КУЗЕНКОВ

Вот так и собрались в пресс-центре «Комсомолки» застройщик, архитектор, социолог и психолог, чтобы поговорить, почему покупка жилья не всегда дарит нам радость.

Четверо за одним столом

Разочарование купленным жильем приходит не сразу.

- Как правило, необходимо три года, чтобы человек понял, что именно он купил, - говорит Дмитрий Карпушин. - Новоселье, эйфория, ремонт, привыкание - и уже потом становятся видны детали, как приятные, так и не очень.

Интересно, что люди, прожившие в квартире пару-тройку лет, часто признаются: доведись им снова выбирать жилье, они бы думали о других факторах.

- О том, чтобы в квартире не было слышно соседей, чтобы не приходилось смотреть в чужие окна, чтобы на этаже было поменьше квартир и желательно вообще не было студий, - говорит социолог, директор по маркетингу социологической службы «Той-опинион» Алексей Кропотов. - Наши исследования показывают, что после приобретения жилья критерии выбора у человека сильно меняются. В итоге девять процентов петербуржцев, купивших новую квартиру, признаются, что не удовлетворены.

- Тут и подстерегает проблема, - объясняет психолог Надежда Петрова. - Если человек делает выбор, исходя из желания иметь самое лучшее, его ждет гарантированное разочарование. Где-то всегда будет еще лучше. Если же мы выбираем то, что достаточно для удовлетворения потребностей, то, как правило, получаем даже больше удовольствия, чем ожидали.

Привычка к коллективизму

Больше всего жилья сегодня продается в проектах комплексной застройки. И оно же вызывает разочарование людей, осознавших, что дом «чересчур многоквартирный». Что же тянет нас туда, помимо цен? Привычка к скученности? Отчасти с этим соглашается архитектор, эксперт постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга Павел Никонов.

- Еще в начале XX века Петербург имел наибольшую долю многоквартирных домов по сравнению со всеми городами планеты, - говорит эксперт. - В эпоху социализма тенденция многоквартирного строительства стала доминирующей, а в 90-е годы усугубилась. Если раньше дом на тысячу квартир был редкостью, то сейчас это массовое явление.

В народе такие дома называют «гетто», «муравейниками». Периодически поднимается вопрос о том, что жить в них не только некомфортно, но и небезопасно. Однако высотки продолжают расти.

- Во-первых, ни покупатели, ни зачастую застройщики не имеют представления об удобной жилой среде, - говорит Дмитрий Карпушин. - Во-вторых, как бы странно это ни звучало, со стороны потребителя нет спроса на хорошее жилье. И вот почему. Критерии людей в момент покупки и через три года проживания очень разные. Если строить жилье с учетом того, что порадует вас через три - пять лет, его будет сложно продать. Так что в этом отношении компании неохотно проявляют инициативу. Исправить ситуацию может только грамотный спрос. Административные меры ничего не дадут - невозможно заставить строить хорошо.

Двор - открыть, первые этажи - оживить

Так все-таки что такое хорошее жилье и как его правильно выбирать? Есть несколько ключевых, но неочевидных факторов. Прежде всего архитектура. И речь не о дворцах и лепнине.

- Например, у дома должны быть визуально различимые верх и низ, симметрия, тогда вы будете хорошо себя чувствовать в такой застройке, - говорит Дмитрий Карпушин. - Даже учет нескольких базовых архитектурных канонов способен преобразить и дом и квартал.

Еще один важный момент - дворы и окружение. Реклама недвижимости обычно подчеркивает наличие газонов и детских площадок, потому что покупателям это нравится. Но когда ребенок подрастает, родителям некуда деть чадо, выросшее из горок и лазалок.

Надежда Петрова Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Надежда ПетроваФото: Олег КУЗЕНКОВ

А для подростков и взрослых, особенно мужчин, в современных кварталах места нет. Это сказывается в том числе на образе жизни: чем вы займетесь, придя с работы? Уткнетесь в телевизор? Но это же не жизнь.

- Большинство петербуржцев считают закрытый двор преимуществом. Мы не пожалели времени, подробно исследовали этот вопрос и выяснили, что самый безопасный - это оживленный двор, где есть место и жителям разного возраста, и даже посторонним, где много магазинчиков, кафе, аптек, - продолжает Дмитрий Карпушин. - В людных местах уличной преступности практически нет.

Научились ли петербуржцы выбирать жилье?

- С точки зрения функциональности - да, а вот если говорить о квартирах для счастливой жизни - увы, многие не умеют их выбирать, - считает Алексей Кропотов.

- Городская среда не просто влияет на нас, а практически формирует, - согласна Надежда Петрова. - Человек по природе своей стремится к гармонии, пропорциям, безопасности и, если не находит этого, чувствует себя не в своей тарелке. Современный покупатель научился оценивать качество жилья, а вот учитывать свои особенности при выборе жилья - нет. Необходимо вырабатывать критерии выбора жилья, которые соответствовали бы и нашим внутренним потребностям.

- Дом должен вызывать эмоции, соответствовать человеку, иметь свой характер. Когда совпадаешь с жильем эмоционально, легко прощаешь какие-то рациональные недочеты, - отмечает Павел Никонов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

За рамками публикации осталось много острых моментов. Например, сегодня мы создаем неуправляемый жилой фонд, который через несколько десятилетий обернется катастрофой для Петербурга. Поэтому мы решили сделать наш круглый стол началом нового проекта о качественной и комфортной жилой среде, о современной застройке Северной столицы и, конечно, о тонкостях выбора квартир. Дмитрий Карпушин согласился делиться с нами информацией исследовательского центра компании и озвучивать вещи, пусть не всегда удобные для застройщиков, но важные для потребителей. Следите за публикациями на страницах «Комсомолки» и на нашем сайте. Это важно!

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: