Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды20 февраля 2017 14:00

Он нарисовал нам Лондон: истории творений художника "Ленфильма" Виктора Оковитого

Он принял участие в создании 160 картин
Эскиз Оковитого к «Собаке Баскервилей», по которому им же изготовлен макет для съёмки, ставший основой известного кадра. В кинофильме в этом кадре фигура Холмса является вырезанным из бумаги силуэтом.

Эскиз Оковитого к «Собаке Баскервилей», по которому им же изготовлен макет для съёмки, ставший основой известного кадра. В кинофильме в этом кадре фигура Холмса является вырезанным из бумаги силуэтом.

В ТЕНИ ЧУЖОЙ СЛАВЫ

Пять лет назад, в ночь на 21 января 2012-го, на 67-м году жизни внезапно скончался один из выдающихся российских кинематографистов, известный также и на Западе, художник, специалист комбинированных съёмок и компьютерной графики, легенда «Ленфильма» Виктор Оковитый.

Это может показаться невероятным, но Оковитый принял участие в создании почти 160-ти фильмов. Зрители восхищались результатами его труда, зачастую не зная, кто воплотил это на экране; и, читая в титрах указания «комбинированные съёмки: художник В. Оковитый» или «режиссёр комбинированных съёмок В. Оковитый», не представляли в полном объёме, о чём речь.

Комбинированные съёмки – это получение изображения путём разнообразного изменения режима работы киноаппарата, дорисовка и домакетка кадра, все виды графического оформления, включая эскизы кадров. Это макеты зданий, горы и ущелья. А ещё взрывы кораблей и самолётов, извержения вулканов и наводнения в павильонах киностудии. Комбинированные съёмки позволяют сделать безопасными обычные съёмки рискованных трюков.

Фильм «Гадкие лебеди» (2006) по повести братьев Стругацких. Картина сложно-постановочная. В Кронштадте Виктором Оковитым, Игорем и Олегом Плаксиными был изготовлен макет затопленного города.

Фильм «Гадкие лебеди» (2006) по повести братьев Стругацких. Картина сложно-постановочная. В Кронштадте Виктором Оковитым, Игорем и Олегом Плаксиными был изготовлен макет затопленного города.

Виктор Оковитый прошёл путь от ассистента художника до художника комбинированных съёмок высшей категории. Первые два года на «Ленфильме» (с января 1968-го) работал постановщиком декораций в цехе декоративно-технических сооружений. Строил декорации для картин, ставших классикой отечественного киноискусства и высоко оценённых за рубежом. Это и «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, и «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой, и «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, и «Король Лир» Григория Козинцева, и «Начало» Глеба Панфилова. Помню интересный рассказ Виктора Кирилловича о съёмках «Белого солнца…», где он начинал как плотник-постановщик, устанавливая берёзы для прохода Катерины Матвеевны, а закончил ассистентом художника, нанося карандашом вмятины от пуль на макете нефтяного бака.

ДЕКОРАЦИИ ДЛЯ ХОЛМСОНИАДЫ

Виктор Кириллович Оковитый.

Виктор Кириллович Оковитый.

Наум Бирман, экранизируя в 1979-м повесть «Трое в лодке, не считая собаки», не ожидал, что его задача выполнить вступительную часть фильма, показав Лондон второй половины 1890-х, будет выполнена так великолепно. Город в тумане, несущиеся в разные стороны авто в облаках выхлопных газов, пышущий паровоз, летящий над крышами дирижабль – всё это сделано (кроме сборных моделей автомобилей) и срежиссировано Виктором Оковитым. Все помнят эту наглядную иллюстрацию закадровой песни на стихи Кима Рыжова «…Бедный наш Лондон! / Стал он для жизни совсем непригодным / Смрадом, туманом, дымом зловонным / Дышит теперь человек».

Оковитый был и талантливым живописцем, нередко выбирался с этюдником в окрестности Ленинграда, к Финскому заливу, на родную Псковщину под Великие Луки. И когда Игорь Масленников в 1982 года захотел перенести на экран полный текст «Пиковой дамы», всецело создав иллюзию погружения в ту эпоху, Оковитый помог создать эту иллюзию, выполнив оригинальные акварельные заставки, стилизованные под XIX век.

Английский режиссёр Салли Поттер была в восторге, увидев как Оковитый с помощью макетных съемок воссоздал для её фильма «Орландо» (1992) часть Лондона XVII в. с замёрзшей Темзой, по которой катались на коньках персонажи фильма.

Рисунок Оковитого «Вестминстерский дворец» (здание Британского парламента), по которому сделан макет, как фон под титры, и памятные начальные кадры.

Рисунок Оковитого «Вестминстерский дворец» (здание Британского парламента), по которому сделан макет, как фон под титры, и памятные начальные кадры.

Но самый, пожалуй, главный фильм в судьбе Виктора Оковитого – 11-серийный цикл картин о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Оковитый выполнил с помощью оператора Виталия Волчанского интереснейшие и, как сказали бы сегодня, эксклюзивные титры (взять хотя бы решётку для тайнописи), которые весьма понравились не только зрителям СССР и соцстран, но поразили западных немцев и англичан.

Рукописи, письма, записки Холмса, рисунки Ватсона, фотографии, вырезки из газет, чековые книжки, карта Гримпенской трясины, надпись на трости доктора Мортимера – это работа Оковитого. В холмсониаде он создавал элементы декораций, а подчас и декорации в целом (Вестминстерский дворец, причал на Темзе, сельский вокзал, летящий самолёт, дом с движущимся под его аркой поездом метро, силуэт Холмса на фоне луны, Баскервиль-Холл для начальных титров, да и… саму собаку Баскервилей). О мучениях с собакой Виктор Кириллович рассказывал неподражаемо.

– Масленников говорит: «Начинать фильм без точного художественного решения образа собаки невозможно, хотя она и появится только в финале. Давайте, думайте!» Стали изучать крупные породы, такие как дог, мастифф, кавказская овчарка. Кто-то предложил загримировать телёнка. Но начали с чёрного дога, – обклеили полосками из светоотражающего материала, повторяющими его скелет. Дог спокойно, с чувством собственного достоинства, смотрел на меня с любопытством и недоумением. Его хозяина одели в чёрный бархатный костюм и поставили на фоне черного же бархата. Мужик позвал пса, а тот хозяина не видит и начинает искать его по запаху. Нашёл, но не может поверить, что этот чёрный мешок и есть хозяин. Животное нервничает, прыгает, лает, и всё это снимается под хохот киногруппы. Показываем результат съёмок режиссёру – снова общий смех и ни намёка на необходимый ужас...

Игорь Фёдорович решил ограничиться только светящейся маской, и она в итоге произвела с экрана нужное впечатление. Маску я делал дома на основе намордника с использованием бархатной ткани и той же светящейся плёнки «скотч-лайт». Домашние смотрели на меня с некоторым подозрением, чем это взрослый человек занимается?..

И ВСЁ ЖЕ ЗАСЛУЖЕННЫЙ

Отличник кинематографии СССР, Почётный кинематографист России, преподаватель Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Виктор Оковитый давно уже должен был стать заслуженным художником, но по чьей-то вине документам не дали ходу, всё тянули и раздумывали. Собирая материал к юбилею фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», я решил рассказать читателям о и труде Оковитого. И когда в июне 2009-го статья была опубликована в «Комсомольской правде», то чиновники от кино вдруг узнали, что 30 лет страна видит в кадрах с появлением надписей от пламени свечи, с помощью утюга и других средств руки не Василия Ливанова, а Виктора Оковитого. И что вообще его акварели, графические работы и эскизы к фильмам находятся в частных коллекциях за рубежом.

Фильм «1814» (2007) о первом наборе Царскосельского лицея. Макет Казанского собора; работа Виктора Оковитого.

Фильм «1814» (2007) о первом наборе Царскосельского лицея. Макет Казанского собора; работа Виктора Оковитого.

И уже 9 августа Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Виктору Оковитому звания «Заслуженный художник РФ». Виктор Кириллович даже поблагодарил меня и газету, а я вспомнил фразу «где „Комсомолка“ – там победа».

Вообще он был вежливым человеком, думающим, с созерцательным умом. Переживал уход из земной жизни своих коллег, переживал за будущее «Ленфильма», разваливаемого претендентами на руководство. Постоянно повышал уровень мастерства. Делился опытом. Например, помог с изображением паровозных гонок и преодоления полуразрушенного моста в фильме «Край».