Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество13 июня 2017 8:43

Маршал Тухачевский активно сотрудничал с немецкими офицерами

Доктор исторических наук Юлия Кантор рассказала «Комсомолке», на каком основании его бездоказательно обвинили в шпионаже и измене родине
Фото: Архив "КП". Маршал Тухачевский

Фото: Архив "КП". Маршал Тухачевский

11 июня 1937 года в Москве начался и в тот же день закончился процесс над восемью высшими офицерами Красной Армии, обвиняемыми в так называемом военно-фашистском заговоре. Им, инкриминировались, в частности, измена родине и шпионаж в пользу Германии. Все офицеры, самый известный из которых, маршал Михаил Тухачевский, были приговорены к высшей мере наказания и через несколько часов расстреляны.

С тех пор прошло восемьдесят лет. Все фигуранты того процесса давно реабилитированы, однако историки и военные до сих пор спорят, существовал ли на самом деле «заговор Тухачевского», или уничтоженные офицеры – жертвы необоснованных репрессий. «Комсомолка» побеседовала с доктором исторических наук Юлией Кантор, которая досконально изучала не только биографию маршала, но и многие события, происходившие в СССР в двадцатые-тридцатые годы.

Мифическая «папка Бенеша»

- Юлия Зораховна, хорошо известно, что после знаменитого XX съезда КПСС появилась получившая распространение версия, что никакого «заговора Тухачевского» не было. Страдавший параноидальной подозрительностью Иосиф Сталин поверил фальшивке, которую начальник Главного управления имперской безопасности нацисткой Германии Рейнхард Гейдрих подбросил ему через президента Чехословакии Эдварда Бенеша. Так называема папка Бенеша. Однако существовала ли она на самом деле?

- Вероятно, нет. Эта версия впервые появилась в мемуарах руководителя политической разведки Третьего рейха Вальтера Шелленберга. И она устраивала лидеров СССР, поскольку в какой-то степени объясняла чудовищные чистки в армии предвоенного времени и, как следствие, наши катастрофические неудачи в первые месяцы войны. Мол, затеяв грандиозную провокацию, фашисты существенно ослабили нашу армию.

Другое дело, что немецкие спецслужбы на протяжении длительного времени, как говорится, вели Тухачевского. Уже давно не секрет, что в двадцатые-начале тридцатых годов между военными СССР и Германии было налажено тесное сотрудничество. На территории нашей страны – в Липецке, Казани, Саратове, других городах – были созданы военно-учебные заведения, где учились офицеры двух стран. Так фактически возрождалась немецкая армия (делать это в самой Германии запрещал Версальский договор), и модифицировалась, развивалась своветская.

В этом сотрудничестве Михаил Тухачевский был одной из ключевых фигур. Как образованный, высококвалифицированный и знающий иностранные языки офицер. Разумеется, это сотрудничество курировалось и НКВД.

После прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов военное сотрудничество сворачивается. Но хотя Адольф Гитлер никогда не скрывал, что завоевание «жизненного пространства» на Востоке и ликвидация «жидобольшевизма» является внешнеполитической доминантой Третьего рейха, на первых порах он вел себя не слишком воинственно. Это объяснимо: Германия еще не была готова к войне, тем более на два фронта. В свою очередь Сталин, который, вероятно, понимал, что схватка с немцами неизбежна, все же рассчитывал отодвинуть ее на достаточно длительный срок. И старался не обострять отношения. В этом его поддерживал нарком обороны Климент Ворошилов, которого, мягко говоря, не любил Тухачевский.

А вот Тухачевский придерживался другого мнения. Немецкие военные – это видно по немецким же документам, были «поражены недружественным тоном Тухачевского». Характерный пример: в 1935 году в «Правде» вышла его статья «Военные планы нынешней Германии», где анализируется подготовка этой страны к войне. Перед публикацией текст редактировал сам Сталин. Подлинник, с правкой вождя, сохранился: отличия существенные. Во-первых, изменено название «Военные планы Гитлера». Во-вторых, вычеркнуты жесткие абзацы, да и вся тональность публикации смягчена. Тухачевский завершал статью так: «Неистовая, исступленная политика германского национал-социализма толкает мир в новую войну. Но в этой своей неистовой милитаристской политике национал-социализм наталкивается на твердую политику мира Советского Союза». Эти два предложения Сталин вычеркнул, и статья увидела свет без них.

Фото: Архив "КП". Маршал Тухачевский и ряд других офицеров понимали, что война с Германией не за горами

Фото: Архив "КП". Маршал Тухачевский и ряд других офицеров понимали, что война с Германией не за горами

Ликвидация Тухачевского и еще семи высших офицеров Красной Армии объективно была на руку фашисткой Германии. Йозеф Геббельс в дневнике писал, что, узнав о событиях в Москве, фюрер был удивлен и «смеялся от всего сердца». Как вы понимаете, если бы рейх приложил руку к дискредитации Тухачевского, Гитлер не был бы «удивлен». И в Архивном следственном деле, хранящемся в ЦА ФСБ России, никаких упоминаний, не говоря уже о документах или цитатах, «папки Бенеша» нет.

Зачем ликвидировать офицеров накануне войны?!

- В своих исследованиях Вы утверждаете, что заговора не было, а само дело сфабриковано. Зачем же Иосифу Сталину незадолго до ожидаемой войны было уничтожать авторитетных и грамотных военных. Ведь поражение, вероятно, имело бы жуткие последствия и для самого Иосифа Виссарионовича?

- «Дело военных» - логичное продолжение длительной кампании по уничтожению любой, даже мнимой, оппозиции. Троцкистский заговор, заговор Пяткова – Радека, Каменева – Зиновьева, Бухарина и так далее. Процессы против тех, кто сыграл гораздо большую роль в революции, нежели Сталин, кто имел в обществе больший авторитет. «Дело военных» - не первое армейское. Было дело «семеновцев», дело «Весна», жертвами которого тоже стали военачальники. Мне кажется, ключ к пониманию здесь надо искать в выступлении Сталина перед руководством РККА в конце 1937 года. «Отец народов» высказался так: «Если вы пойдете в противоречие с политикой партии и правительства, если вы эту политику не признаете, - народ вас сметет и не задумается, маршалы вы или нет».

Сталин окружал себя теми, кто не мог возражать ему, иметь и тем более отстаивать свою точку зрения. Пример – тот же Ворошилов.

И, по мнению вождя, Тухачевский, Уборевич, Путна и другие.могли составить ему оппозицию, что в его представлении означало заговор.

- В своих книгах вы публикуете протоколы допросов, другие документы процесса над военными. Никаких доказательств их вины в этих материалах нет. Почему же тогда все подсудимые признали себя виновными, а некоторые, например, Якир, писали покаянные письма Сталину. Сразу же скажу, многие специалисты сомневаются, что они давали показания под пытками. Да и на скамье подсудимых сидели не красны девицы, а офицеры, по определению, люди мужественные.

- Специалисты как раз не сомневаются. На страницах дела – кровь. И почерковедческий анализ рукописных текстов показаний Тухачевского, проведенный экспертами-криминалистами МВД, свидетельствует, что они написаны рукой человека, находящегося, скажем так, в неадекватном состоянии. При этом не стоит забывать, что для получения нужных показаний в те времена следователи, наряду с пытками, использовали и другие методы. Например, убеждали арестованных, многие из которых искренне верили в «идеалы революции», что, признавая свою вину, они помогают делу партии. Использовался и такой прием: вы признайтесь, суд завершится, и вас вскоре отпустят. Это есть в деле: один из подсудимых комкор Борис Фельдман, например, пишет следователю: «Концовку и начало написал по своему усмотрению, недолго и переписать». То есть, самое главное – «уговорить» на признание.

Если такой подход не срабатывал, им говорили: если будете все отрицать, арестуют вашу жену, родителей или даже детей. И многие давали показания, что, впрочем, не спасало их близких. Скажем, практически все родственники Тухачевского были либо расстреляны, либо отправлены в лагеря. Кстати, о «признаниях». Семен Буденный после суда и приговора писал Сталину: «Тухачевский с самого начала процесса суда при чтении обвинительного заключения и при показании всех подсудимых качал головой, подчеркивая тем самым, что, дескать, и суд, и следствие, и все, что записано в обвинительном заключении, - все это не соответствует действительности... Тухачевский пытался опровергнуть свои показания, которые он давал на предварительном следствии…»

Фото: Копия справки о расстреле из АСД Р-9000, хранящегося в ЦА ФСБ России. Предоставлена Юлией Кантор

Фото: Копия справки о расстреле из АСД Р-9000, хранящегося в ЦА ФСБ России. Предоставлена Юлией Кантор

Документы могли быть уничтожены

- Историк, генерал-лейтенант ФСБ запаса Александр Зданович говорил о том, что в пятидесятые годы, после разоблачения культа личности Сталина, архивы интенсивно подчищались, многие важные документы, в том числе те, которые связаны с делом Тухачевского, бесследно исчезли. Быть может, в них как раз содержатся сведения, позволяющие иначе взглянуть на те события?

- Предположения, не подтвержденные фактами и документами, не могут быть доказательствами. «Может быть» – не исторический и не юридический аргумент.

- И тем не менее ряд ваших коллег утверждает, что властолюбивый маршал Тухачевский, кумиром которого с детства был Наполеон Бонапарт, хотел ликвидировать Сталина и его окружение. В семидесятые годы Вячеслав Молотов в одной из бесед с писателем Феликсом Чуевым говорил, что руководству страны была даже известна дата переворота. В других источниках называются 1 или 12 мая 1937 года.

- Насчет тех, кто утверждает, что заговор был: где доказательства? Ну кроме любви к Наполеону и амбициозного характера? Ни один из сторонников версии «заговора» их не приводит – фигурируют только предположения.

Молотову, видимо, хотелось объяснить народу, почему перед войной армия лишилась целого ряда авторитетных командиров. Ведь «Дело военных» и последовавшие за ним «чистки», жертвами которых стали тысячи военнослужащих, деморализовало армию, поселив среди солдат дух страха и подозрительности. Резко возросло количество самоубийств в военной среде. Были заморожены и перспекитвные военные исследования, поскольку они курировались «врагами народа». Это «аукнулось» в 1941-м.

- Но доводилось также читать, что накануне 1 мая 1937 года в Москве были предприняты очень серьезные меры безопасности: заменены пропуска в Кремль, на крыше ГУМа расположились снайперы. А писатель Елена Прудникова в своей книге «Двойной заговор» цитирует телеграмму посла США в Москве Джозефа Дэвиса президенту Франклину, Рузвельту, датированную 28 июнем 1937 года : «В то время как внешний мир верит, что процесс - это фабрикация, мы знаем, что это не так».

- Произведения художественной литературы, как исторический источник, я не комментирую. Скажу лишь, что усиление мер безопасности перед праздниками, когда в центре столицы, скапливается большое количество людей, это обычная практика. Так было не только в 1937-м.

КСТАТИ

На XXII съезде КПСС тогдашний председатель КГБ СССР Александр Шелепин цитировал предсмертное письмо Иона Якира, «забыв» сказать, что оно было адресовано товарищу Сталину: «…Я честен каждым своим словом, я умру со словами любви… к партии и стране, с безграничной верой в победу коммунизма».

А вот оригинал этого письма: «Родной, близкий тов. Сталин!…Мне предъявлено обвинение в государственной измене, я признал свою вину, я полностью раскаялся... Теперь я честен каждым своим словом, я умру со словами любви к Вам, партии и стране, с безграничной верой в победу коммунизма".