2017-07-03T12:27:15+03:00

В Петербурге вяжут носки с эрмитажными котиками и дождями

Космические и непристойные, носочки из культурной столицы дошли даже до Манхэттена
В Азии и Америке от уныния на ногах давно отказались. Но россияне пока скромничаютВ Азии и Америке от уныния на ногах давно отказались. Но россияне пока скромничаютФото: Олег ЗОЛОТО
Изменить размер текста:

Не меланхолией единой: Петербург грустил-грустил под дождем – да и выдал порцию оптимизма, которой хватило на всю страну, и даже Америке перепало. Полтора года назад в деревне Разбегаево запустили фабрику веселых носков. Производители говорят, что они не делают носки: они делают настроение.

НОСКИ. НАЧАЛО

Пятничным петербургским утром 2015-го Сергей Тонков – экс-директор по маркетингу сайта светской хроники «Геометрия.ру» и ресторанов «Тинькофф» – в очередной раз натягивал на ноги унылые черные носки. Это ему никогда не нравилось. Но в то утро Сергей понял, что ходить в носках цвета «грусть мироздания» он больше не в силах.

Фабрика у St.Friday появилась по воле случая Фото: Олег ЗОЛОТО

Фабрика у St.Friday появилась по воле случаяФото: Олег ЗОЛОТО

Теперь Сергей не расстается с яркими и веселыми носочками даже ночью: у него под кроватью стоят два больших бокса с разноцветными парами, под любое настроение и на все случаи жизни. Их Тонков связал сам.

– Хотелось совместить бизнес и творчество, – рассказывает Тонков. – Так родилась компания St.Friday Socks. Правда, с датой Дня рождения мы пока не определились. Есть три варианта: когда пришла идея, когда 15 сентября 2015-го мы купили фабрику и когда спустя три месяца вышла первая коллекция.

Сергей Тонков переодел в пятничные носки себя, а заодно и всю страну Фото: Олег ЗОЛОТО

Сергей Тонков переодел в пятничные носки себя, а заодно и всю странуФото: Олег ЗОЛОТО

До этого нескучные носочки в России были. Но или иностранных брендов, как шведские Happy Socks и украинские Sammy Icon, или нишевых, концептуальных, далеких от среднестатистического покупателя.

– Рынок дизайнерских носков был настолько мелким, что его и рынком-то назвать нельзя было, – объясняет Сергей. – Фактически мы стали первым полномасштабным брендом российских дизайнерских носков.

УСЛОВНАЯ ПОРТЯНКА

Названием St.Friday все сказано. В «святой» зашифровали Санкт-Петербург и инициалы основателя. В «пятнице» – традицию «casual Friday», которая позволяет работникам офисов в последний рабочий день недели чуточку разбавить свой строгий гардероб. А еще пятница – это ожидание праздника, предвкушение выходных и особенное, пятничное, настроение. В котором можно пребывать всегда, если на тебе – веселые носки.

– У носков, кроме модной и функциональной, есть еще и эмоциональная составляющая, – объясняет Сергей. – Когда сутра вы одеваетесь в серо-сине-черное, но надеваете яркие носки, у вас поднимается настроение. Когда вы приходите в гости и разуваетесь, пять минут славы вам обеспечено.

Разулся в гостях – и пять минут слав обеспечено! Фото: Олег ЗОЛОТО

Разулся в гостях – и пять минут слав обеспечено!Фото: Олег ЗОЛОТО

Для многих россиян разноцветные носки – излишество, если не дикость. И дело не только в нашей суровости и советском прошлом: многие фабрики физически не могут вязать яркий узорчатый носок из-за устаревшего оборудования.

– Люди не относились к носкам как к чему-то большему, чем простой базовый продукт: все привыкли к этой условной портянке и воспринимали носки как нижнее белье, даже не задумываясь, что у него может быть особенное качество, дизайн, – делится Сергей. – Это дело привычки.

Каждую пару проверяют на брак минимум трижды Фото: Олег ЗОЛОТО

Каждую пару проверяют на брак минимум триждыФото: Олег ЗОЛОТО

Но времена меняются. Как нижнее белье постепенно превратилось в верхнюю одежду, так и носки из интимной детали гардероба становятся элементом образа. И шире: частью искусства. И вот уже Америка и Азия отказались от унылого черного, а премьер-министр Канады щеголяет сине-розовыми носочками перед канцлером Германии.

– Хотя Китай одолевает по всем фронтам, у прикольных носков в России большое будущее, – считает Тонков. – Существующие фабрики дополняют ассортимент, открываются современные производства. В США только носочных брендов порядка двухсот, свои носки есть и практически у каждой марки одежды (их там более 150 тысяч). У нас этот рынок лишь зарождается: мы делаем российскую носочную моду, мы создаем историю.

НОСОЧКИ ТОЖЕ НУЖНО ГЛАДИТЬ

Носочная фабрика – это вам не пенсионерка, вооруженная спицами и свободным временем: здесь все немного сложнее. Сначала будущие носочки рисует дизайнер. Затем технолог создает рабочий файл: он переводит задумку художника на язык машин – распределяет цвета по нитеводам. А потом флешку с файлом подключают к станку – и процесс пошел.

Носок вяжут рядами по кругу. На однотонный уходит три минуты (но таких на St.Friday не вяжут), носок с самым простым рисунком будет готов через пять.

Научить машины разным цветам - целое искусство Фото: Олег ЗОЛОТО

Научить машины разным цветам - целое искусствоФото: Олег ЗОЛОТО

– Сначала мы думали размещать заказы на других фабриках, а своей собственной обзавелись по воле случая: увидели объявление о продаже, решили купить, – делится Сергей. – Потратили полгода, чтобы научить все четырнадцать машин вязать нужные нам рисунки. Недавно закупили еще четыре станка. Два смогут вязать сложные рисунки с большим количеством цветов, два – чулки.

– Каждая машина – со своим характером, – рассказывает директор производственной линии Юрий Терентьев. – Вроде бы, одинаковые железки, а у этой один рисунок лучше получается, у той – другой.

Конечно, печатать картинки на носках было бы куда проще и дешевле. Зато связанный носок живет дольше, обувь и ноги он не окрасит, изображенный на нем котик не превращается в тюленя, когда растягивается. Да и поборникам всего натурального такие носочки нравятся больше.

Носочки, как и на спицах, вяжут вкруговую Фото: Олег ЗОЛОТО

Носочки, как и на спицах, вяжут вкруговуюФото: Олег ЗОЛОТО

Хлопок высшего класса для петербургских веселых носков везут из Европы, Турции, Узбекистана. Его в составе восемьдесят процентов.

– На качество, признаться, смотрят единицы, – рассказывает Тонков. – Люди видят надпись «95 процентов хлопка» и верят. Но таких носков просто быть не может: резинка занимает минимум три процента, а все мелкие детали рисунка вывязывают из полиамида.

Из машины вываливается носок с готовой двубортной резинкой, но без кетельного шва (это там, где пальчики). После проверки на брак «болванку» отправляют на кетельную машину. Снова проверка. А затем – финал: чтобы сделать носки еще привлекательнее, их… гладят.

– Носок натягивают на металлические ноги и отправляют в печь, – объясняет Тонков. – Формовка идет пятнадцать минут при температуре сто градусов.

Упаковке предшествует... глажка Фото: Олег ЗОЛОТО

Упаковке предшествует... глажкаФото: Олег ЗОЛОТО

Отутюженные носки или сразу упаковывают для заказчиков, или отправляют на склад. В закромах фабрики хранится целая галерея: минимум по одной паре выпущенных когда-либо носков, в качестве образца.

– Время летит незаметно: каждый день что-то новое, – приговаривает упаковщица, сворачивая еще теплые носочки. – Уже все Разбегаево в этих носках ходит, не говоря уже про нас, сотрудников!

ВНУТРИ СЕБЯ Я ТАНЦУЮ

Сейчас в ассортименте St.Friday 418 моделей носков трех размеров. Короткие, стандартные и гольфы. С надписями, строгими графическими узорами, зверушками или мультяшками. Петербургские и московские, сочинские и пермские. Космические, патриотические, новогодние – всех и не перечесть. – У нас два направления: носки под своим брендом и заказы других компаний, – объясняет Сергей. – Наши носочки вдохновлены духом улиц, современным искусством, мемами. Недавно выпустили коллекцию с группой «Мумий Тролль». Сотрудничаем с музыкальными группами «Фрукты», Alai Oli, On-The-Go. Запускаем коллекцию с Третьяковской галереей.

"Пятничный" дизайнер вдохновляется петербургскими реалиями, современным искусством и Интернетом Фото: Олег ЗОЛОТО

"Пятничный" дизайнер вдохновляется петербургскими реалиями, современным искусством и ИнтернетомФото: Олег ЗОЛОТО

Пятничные носки уже и на подиуме засветились: к показам фабрика выпускает лимитированные коллекции для десятка модных дизайнеров.

– Саша Арутюнов, Артем Кривда, «Sorry, I'm Not», Viva Vox…, – перечисляет Тонков. – Мы просто звонили дизайнерам и заинтриговывали, предлагая сотрудничать. Реакция оказалась положительной. И многие из них сделали носки, выпущенные в коллаборации, полноценной частью люксового образа.

Найти носки с подиума можно в интернет-магазине, на ярмарках, в магазинчиках подарков и амуниции. Своей розницы у St.Friday пока нет, но когда она появится, ассортимент планируют пополнить веселым нижним бельем и футболками.

Кто-то носит на ногах мультяшек, а кто-то - провокационные надписи Фото: Олег ЗОЛОТО

Кто-то носит на ногах мультяшек, а кто-то - провокационные надписиФото: Олег ЗОЛОТО

– Наши носки продаются более чем в семидесяти магазинах от Владивостока до Калининграда, – хвастает Сергей. – Есть они в Эстонии, Латвии, Финляндии, Греции, сейчас общаемся с израильтянами. Продаются наши носки и в двух магазинах в Нью-Йорке: в Бруклине и на Пятой авеню.

Пока на полную загрузку фабрика не вышла: в жаркий сезон – а он приходится на осень и зиму – машины работают круглые сутки без выходных, выпускают около сорока тысяч пар носочков. Накануне Нового года и 23 Февраля спрос закономерно взлетает, летом – падает. – Аудитория очень разная, – признается Сергей. – Кто-то покупает мамонтят, кто-то – провокационные нецензурные надписи. Но всех объединяет одно: наши люди – внутренние оптимисты.

НАЧИНАЮЩИМ НОСОЧНИКАМ:

Если вы решили открыть свою фабрику по производству носков, да и вообще чего угодно, стоит запастись терпением.

– Первые один-два сезона вас никто покупать не будет, – предупреждает Сергей Тонков. – Закупщики не просто хотят иметь известный продукт: они хотят убедиться, что вы надежный поставщик, что вы останетесь на рынке.

Ускорить процесс можно изменением и расширением ассортимента. Привлекут аудиторию и коллаборации с известными и просто интересными дизайнерами, художниками, музыкантами: это поможет вашим носкам выйти на подиум. Ну, и главное – качество и знание клиента.

3 НОСОЧНЫХ СОВЕТА:

Если носок великоват, постирайте его при 60-90 градусах

Если одна из ниток «волосатого» носка (то есть того, рисунок на котором вывязан) вылезла наружу, ее можно просто сбрить или остричь

Стирайте носки на деликатном режиме (но не руками: это грубо!) при температуре 30 градусов без отжима и сушки

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Самые веселые носки России вяжут в Петербурге

Еще больше материалов по теме: «#Сделано_в_России: Новости»

 
Читайте также