Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Происшествия18 июля 2017 14:35

Пострадавшая в теракте 3 апреля получила компенсацию в одну тысячу рублей

После трагедии у Надежды Соседовой начались панические атаки, но врачи считают, что она здорова
Надежда Соседова до сих пор восстанавливается после психологической травмы.

Надежда Соседова до сих пор восстанавливается после психологической травмы.

Фото: СОЦСЕТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – НЕ В СЧЕТ

Взрыв в вагоне поезда, подъезжавшего к станции «Технологический институт», прогремел 3 апреля. Погибли 15 человек, не считая смертника – уроженца Киргизии Акбара Джалилова.

Больше сотни попали в больницы. Еще в день трагедии чиновники заверили: выплаты получат все пострадавшие и родные погибших.

В итоге последние компенсации, из федерального бюджета, поступили только в середине июля.

И то – не всем.

Так, Надежда Соседова, чудом выжившая после взрыва и пролежавшая пять дней в больнице, была признана… здоровой!

Надежда находилась всего в нескольких метрах от Джалилова. В общей суматохе ее усадили на такси и отправили в Военно-медицинскую академию. Соседова провела в отделении неврологии пять дней. Вспоминает, что ее тошнило, что болела голова – типичные симптомы сотрясения мозга или контузии.

Но ни того, ни другого врачи у Надежды не обнаружили. Так, по мелочи: пару гематом. После выписки Соседова уехала в отпуск, чтобы хоть немного придти в себя.

А после возвращения в Петербург с удивлением узнала, что власти ее в расчет решили не брать!

- В заключении судебно-медицинской экспертизы было сказано, что никакого ущерба здоровью я не получила, - рассказала Соседова «Комсомолке».

Нет, компенсацию Надежда все-таки получила. Целую тысячу рублей от администрации Петербургского метрополитена.

С трудом, но Соседова сумела добиться повторной экспертизы. Ответ пришел 13 июля. Угадайте, что написано в справке?

- Я признана абсолютно здоровой, - говорит Надежда.

По словам Соседовой, спустя несколько недель после трагедии у нее начались панические атаки. Соседова – практикующий психолог-психоаналитик. И ей понятно: то, что с ней происходит, называется клинической депрессией.

– Мне звонили из Комитета по социальной политике, приглашали на встречу. Я не смогла прийти, потому что в отпуске. Приеду в город, посмотрим – может, что-нибудь прояснится, - говорит Надежда Соседова.

ДВА ОСКОЛКА В ГОЛОВЕ И ШЕЕ

Случай Надежды Соседовой показывает ясно: ущерб психологическому здоровью, по мысли чиновников, ущербом вроде бы и не считается. Как говорится – «встань и иди». И не горюй.

Но даже те, кто получил физические травмы, не сразу добились справедливых выплат.

Петербурженке Наталья Власиной для этого понадобилось несколько месяцев. В теракте едва не погиб ее 18-летний сын Саша.

- Он стоял в двух метрах от смертника, как нам следователь объяснил, - рассказала «КП» Наталья Власова. – В больнице у него диагностировали травму головы, закрытую черепно-мозговую травму, слепые ранения в шею, в бедро, рваную рану головы.

Сашу серьезно посекло осколками. Часть уже извлеки, но два пока не трогали – в голове и шее. Один – всего в пяти миллиметрах от сонной артерии. Врачи ждут, пока осколок полностью закапсулируется, чтобы можно было извлечь его без риска.

Саша Власов ждет, когда последние осколки удалят из головы и шеи.

Саша Власов ждет, когда последние осколки удалят из головы и шеи.

Фото: Из личного архива героя публикации

Новая операция ждет Сашу осенью.

А ведь он уже провел в больнице почти месяц, потом еще две недели лечился амбулаторно.

- Мы получили два перевода - 201 тысячу рублей и 250 тысяч. Но когда я попыталась связаться с Комитетом по соцполитике и прояснить, что это за выплаты, со мной говорили очень грубо, - жалуется Наталья. – Девушка на том конце провода заявила, что мы слишком много хотим, и вообще, мол, скажите спасибо, что вам руку-ногу не оторвало!

«ХОТЕЛИ СЭКОНОМИТЬ БЮДЖЕТ»

В конечном итоге, уже в кабинете следователя, Наталья Власова узнала: чиновники решили, что Саша пострадал несильно – установлен был «легкий» вред здоровью. Причем самого Сашу на экспертизу даже не пригласили – ограничились выпиской из больницы.

Но стоило Наталье подать ходатайство о повторной экспертизе, как с семьей тут же связались следователи. Со второй попытки разобрались: вред здоровью – все-таки средней тяжести. И Саше по закону полагаются выплаты в два раза больше.

- Мне кажется, власти с самого начала пытались дать по минимуму, отделаться от нас. Так сказать, сэкономить бюджетные деньги, - говорит Власова. – И только когда я начала задавать вопросы, все поменялось.

Увы, но это слишком похоже на правду. 22-летней Евгении Бахлыковой, которая поначалу никуда не звонила и ни у кого не просила помощи, из городской казны не выплатили ни рубля! А девушка несколько дней провалялась на больничной койке. У Бахлыковой повреждено колено, она все еще хромает.

- Ей так никто и не позвонил из следствия, - говорит Наталья Власова, знакомая с ситуацией.

Не всех пассажиров из взорванного вагона признали потерпевшими.

Не всех пассажиров из взорванного вагона признали потерпевшими.

Фото: СОЦСЕТИ

В качестве «утешения» Петербургский метрополитен перечислил Бахлыковой две тысячи рублей. После того, как Женя написала претензию об утерянном телефоне, ей перевели еще 11 тысяч.

- У меня проблема с мениском, но, получается, телефон – ценнее человека? – задается вопросом Бахлыкова.

Непростую чиновничью логику Женя понять так и не смогла. Спасибо, власти Ханты-Мансийского округа перечислили небольшую сумму. Петербург остался безучастен.

По подсчетам юриста Александры Шнайдрук, которая помогает жертвам теракта, 25 пострадавших так и не получили выплаты. А все потому, что травмы их по медицинским стандартам не «дотягивают» даже до легкого вреда здоровью. И ничего, что им несколько минут пришлось провести во взорванном вагоне, а потом искать выход, перешагивая через трупы...

- Необходимо в срочном порядке менять законодательство в данной части - урегулировать на законодательном уровне вопрос материальной помощи потерпевшим в терактах, которые получили повреждения, психологическую травму, но без вреда здоровью по СМЭ (судебно-медицинской экспертизе – прим. Ред.). Нужно ввести основания для выплаты компенсаций и таким категориям потерпевших, - уверена Шнайдрук.

«Комсомолка» попросила Комитет по социальной политике прокомментировать ситуацию, однако к вечеру 18 июля ответ от чиновников не пришел.

Еще больше материалов по теме: «ТЕРАКТ В МЕТРО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 3 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА»