Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество24 июля 2017 22:00

Большой китайский заговор: почему миллионы гостей из Поднебесной не приносят в бюджет Петербурга ни рубля

«КП» разбиралась, как устроен бизнес на туристах из Поднебесной
Китайцы сходят с ума по янтарю. Но российские предприниматели от этого не выигрывают.

Китайцы сходят с ума по янтарю. Но российские предприниматели от этого не выигрывают.

Фото: Олег ЗОЛОТО

О «великом китайском нашествии» мы уже писали. Число туристов из Поднебесной по итогам сезона-2016 достигло 500 тысяч, но петербургские гиды-переводчики все равно сидели без работы. В 2017 году ждут уже миллион.

Хорошую конкуренцию гидам-профессионалам составляли приезжие из китайских деревень. И ничего, что Петра Первого они не отличают от Николая Второго. Главное, по-китайски говорят.

Но туристы ходят не только на экскурсии. Они еще где-то живут, что-то едят и у кого-то покупают сувениры на память.

«Комсомолка» изучила вопрос и обнаружила другой Петербург, в котором петербуржцам места нет.

ЗАХВАТ НИЖНЕЙ ПОЛКИ

Одна моя хорошая знакомая из Москвы в июне решила поехать в Северную столицу. С рекреационными, можно сказать, целями – встретиться с друзьями, побродить по Эрмитажу, выпить кофе на Невском проспекте.

Но в скором поезде Москва - Санкт-Петербург отдохнуть ей не пришлось. Поезд был захвачен китайцами.

- Целый вагон туристов, запуганные проводники! – вспоминает ту непростую ночь Александра Иванова. – Они даже в туалет ходили группами.

Ивановой пришлось весь вечер сторожить не только вещи, но и свою… нижнюю полку. Был риск, что спать на ней уляжется кто-нибудь другой.

У китайских туристов нет поводов для грусти. Путевка в Петербург и Москву на неделю с проживанием, питанием и перелетом - всего 50 тысяч рублей.

У китайских туристов нет поводов для грусти. Путевка в Петербург и Москву на неделю с проживанием, питанием и перелетом - всего 50 тысяч рублей.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- Мне проводница так и сказала: сядьте быстрее на свое место и не вставайте, иначе они его захватят. «И вы ничего не сможете с этим сделать!». Оказывается, они просто ложатся на пустые места. А когда их просишь уйти – делают вид, что не понимают, - объясняет Александра Иванова.

Утро в ее вагоне началось не с кофе, а с лапши быстрого приготовления. В 7 утра интуристы уже стояли на ушах.

- Я интернационалистка, конечно, и ничего не имею против китайцев. Но это уже какое-то Иго, - говорит Иванова.

Те, кто вынужден часто курсировать между Петербургом и Москвой, знают – билеты можно достать только за месяц, а то и раньше.

Все выкуплено для китайских туристов: от сидячих мест в «Сапсанах» до плацкарты в стареньком поезде, идущем из Махачкалы. Петербург и Москва – два пункта обязательной программы для китайцев, добравшихся до европейской части России. Всем остальным – подвинуться.

«МЫ КОРМИМ ТОЛЬКО КИТАЙЦЕВ»

Корреспонденты «Комсомолки» решили на себе прочувствовать это «китайское Иго».

Чтобы окружить себя интуристами в максимальных количествах, мы отправились в места, где их проще всего встретить. То есть в ресторан и сувенирную лавку.

С ресторанами проблем не было никаких. Вы их и сами видели немало: красная вывеска, черные иероглифы и китайские фонарики по краям – тоже красные, но с золотыми кисточками.

Таких ресторанчиков, по словам экспертов, сейчас в Петербурге около 300. Но они совсем небольшие – площадь зала едва превышает 50 квадратных метров, и вместится сюда один «автобус туристов». Проще говоря, человек 40-50. Некоторым местным даже удается там пообедать.

В новом ресторане недалеко от Биржи россияне не работают. И не едят.

В новом ресторане недалеко от Биржи россияне не работают. И не едят.

Фото: Олег ЗОЛОТО

А вот в новый ресторан, открывшийся в двух шагах от Биржи, влезает уже три «автобуса». Правда, найти это место не так-то просто. Вывесок и указателей нет. Еще недавно здесь был обычный, общедоступный ресторан – сейчас о нем напоминает только вывеска над входом.

Место, кстати, пользовалось популярностью, но владелец помещения решил, что на китайцах он заработает больше, чем на местных.

Сдал свои драгоценные метры бизнесмену из КНР. И, в общем, не прогадал. Когда репортеры «КП» появились у дверей ресторации, из нее как раз вываливались туристы. Очень много туристов – два, если не три «автобуса». Китайцы лениво перетаптывались на тротуарах в ожидании гидов - видно было, что они плотно пообедали.

Но журналистам «КП» в ресторане даже не предложили присесть.

- Извините, мы кормим только китайцев, - с ходу сообщила мне симпатичная китаянка на неплохом русском языке.

- Вы националисты? – я сделала вид, что удивилась.

- Нет, почему…. Просто такие у нас правила. Нет, меню мы вам не покажем. У нас тут… эээ… банкетный зал. Без меню.

Повара на открытой кухне с удивлением наблюдали за нашей беседой. Они тоже приехали из Китая, и, видно, не часто встречали здесь европейцев. Быть может, мы стали первыми.

ОБЕД В РОССИИ, СЧЕТ – В КИТАЕ

Мы подсчитали: в огромном зале под сводами установлено 15 круглых столов – каждый на 10 персон. То есть одновременно здесь могут отобедать 150 туристов – то есть три «автобуса»!

Здесь не встретить вывесок на русском языке – даже на таблички в туалетах нанесены иероглифы. Несмотря на то, что первая партия туристов еще не покинула ресторан, официанты – тоже китайцы – уже успели унести грязную посуду и сервировать столы.

В качестве угощения – чай в стеклянных чайниках и почему-то… дыня. Наверное, жители Поднебесной питают к ней особую страсть.

Огромный зал вмещает до полутора сотен голодных туристов.

Огромный зал вмещает до полутора сотен голодных туристов.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Среди петербургских рестораторов наверняка нашлось бы немало желающих организовать такой общепит. А что? Арифметика простая: ты знаешь, сколько гостей тебе нужно накормить каждый день, и ты знаешь, какие продукты для этого понадобятся. Минимум издержек, минимум рисков. Мечта, а не бизнес!

Жаль, но у петербургских рестораторов доступа к китайским туристам нет.

- Все такие «туристические» рестораны принадлежат китайским бизнесменам, - рассказывает «КП» гид-переводчик, работающая с группами из Поднебесной. Она согласилась поговорить с нами только на условиях анонимности. Лишняя публичность – ни к чему. Но китайскую кухню, в прямом и переносном смыслах, она знает наизусть. Для удобства назовем ее Натальей.

По ее словам, в таких ресторанах нет меню, и работают они, действительно, как банкетные залы. С одной большой разницей – оплата происходит… в Китае.

- Рестораны работают по серым схемам: им заказывают меню, сообщают число гостей, а оплата происходит ближе к концу сезона. Деньги переводит турфирма на банковскую карточку владельца – она, конечно, в Китае зарегистрирована, - объясняет Наталья.

При этом сами туристы ни о чем не волнуются: стоимость питания уже включена в путевку. Один обед обходится им примерно в 5.5 долларов.

Конечно, это не ужин в «Метрополе», но китайцы очень консервативны. Их не особо интересует борщ с солянкой – они хотят свою еду. И получают ее.

Довольны все: и туристы, и персонал, и владельцы. Все – китайцы, за исключением хозяина площадки. Но, кажется, и это временно – найдется богатый китайский дяденька, который выкупит помещение.

И тогда круг замкнется.

ЯНТАРЬ РАЗМЕРОМ С КУЛАК

После посещения китайского ресторана, где нам не удалось пообедать, мы направились в китайскую сувенирную лавку, где нам ничего не удалось купить.

Впрочем, у нас получилось зайти внутрь, а это уже большая удача. В сувенирном салоне «Сказка» на Аптекарской набережной вообще-то действует жесткий фейс-контроль, и наши с фотографом лица его бы точно не прошли.

К счастью, охранник куда-то отошел, а дверь была открыта. В огромном помещении с зеркалами и люстрами «под хрусталь» шевелились десятки китайских туристов. Кто-то примерял бусы, кто-то уже расплачивался. Круглолицый мальчишка лет 10 баловался с лупой.

В магазине "Сказка" для интуристов цены - тоже сказочные.

В магазине "Сказка" для интуристов цены - тоже сказочные.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Мы пошли вдоль витрин, и голова моя закружилась от такого великолепия. Бусы из янтаря, браслеты из янтаря, подвески из янтаря, серьги из янтаря, а еще янтарные картины, янтарные стопочки, янтарные китайские палочки… Наконец, просто камни из янтаря размером с кулак.

Янтарь у китайцев – в особом почете. Они считают этот камень спасением от всех несчастий. А поскольку в самой Поднебесной с янтарем – напряг, туристы охотятся за ним в России. Скупают килограммами.

- Простите, вы – с группой? – мужской голос вырвал меня из этой «янтарной сказки». Нас засекли.

- Нет, мы сами по себе, - ответила я и с вызовом посмотрела на консультанта – молодого парнишку азиатских кровей.

- Тогда вам придется уйти. Этот магазин – только для китайцев, - строго сообщил он и указал на дверь. В этот момент фотограф Олег щелкнул его память – но парнишка моментально закрыл лицо рукой.

Сотрудник сувенирного магазина на Аптекарской набережной не любит фотографироваться.

Сотрудник сувенирного магазина на Аптекарской набережной не любит фотографироваться.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- Здесь фотографировать нельзя! Что вы делаете? Кто вы такие? – налетела на нас с ходу сотрудница лет 30 с пышными ресницами. Они, кажется, доставали до самых бровей, и очень мешали концентрироваться.

- А сколько стоят эти бусы?

- А я вам не скажу!

Оказалось, снимать в магазине нельзя, смотреть на витрины нельзя, задавать вопросы нельзя, а можно только тихо уйти. И желательно побыстрее.

Фотографу удалось незаметно ретироваться – очень жаль было терять камеру и ценные кадры.

А ко мне подошла женщина лет 40 – взяла за локоток и повела к двери. Нет, меня не тащили – но я чувствовала в ее руке силу профессионального вышибалы.

- Давайте мы с вами на улице поговорим, - ласково шептала она мне. Конечно, обманула. Стоило нам перешагнуть через порог, как дверь захлопнулась.

БРАСЛЕТ ЗА МИЛЛИОН

Ни одного ценника я на витрине не увидела. Но любопытство разбирало, и я позвонила в Янтарный союз России – прицениться.

- В таких магазинах для китайских туристов все очень дорого, - пояснил нам президент Янтарного союза Василий Симонов. – Скажем, браслет с камушками диаметром два сантиметра стоит около миллиона рублей.

По словам Симонова, «янтарная лихорадка» в Китае началась совсем недавно – всего пару лет назад. Ажиотаж устроили владельцы турфирм – нужно же как-то зарабатывать на доверчивых туристах.

- Цены взлетели в пять раз, - говорит Симонов. – И это было бы для нас неплохо, но российские власти все отдали на откуп китайцам. Китайские бизнесмены скупают в Калининградской области самое лучшее сырье, обрабатывают его в Китае, и потом привозят в Россию уже в виде украшений. И делают на этом миллионы.

Стоит ли говорить, что все крупные «янтарные» магазины в Петербурге – их около пяти – тоже принадлежат китайцам?

По словам Василия Симонова, закон обязывает предпринимателей часть сырья обрабатывать в России. Китайцы подчиняются. Оставляют нам самое плохое.

- Это как купить кусок хорошей говядины – они себе берут мясо, а нам кидают кости, - говорит Василий Симонов. - Да, мы и с этим сырьем работаем, и российские товары тоже представлены в магазинах – картины, например. Но все самое дорогое – браслеты, бусы, серьги – делают в Китае – и прибыль уходит в Китай. А наша продукция может лежать годами.

По словам экспертов, каждый день к «Сказке» приезжает 20-30 автобусов с туристами.

Это в среднем – 1200 человек. Допустим, купит что-то только половина – 600 человек. Средняя стоимость украшений в таких магазинах – 200 тысяч. Получается, за один день в кассе – 12 миллионов рублей. Но касса-то – китайская.

Самые скромные браслеты стоят около 100 тысяч рублей.

Самые скромные браслеты стоят около 100 тысяч рублей.

Фото: Олег ЗОЛОТО

На российском янтаре заработают жители Поднебесной, а какой налог заплатят – и заплатят ли вообще – большой вопрос.

- Ясно, что у них там серая бухгалтерия, - уверена гид Наталья. – Не указаны ценники, не выдаются чеки. Не думаю, что контролирующие органы не знают об этом беспределе. Просто они не хотят ничего с этим делать.

Китайские магазины и рестораны в Петербурге нарушают основы Конституции – гражданам России в них почему-то указывают на дверь. Но доказать факт дискриминации на практике почти невозможно: в ресторане будут говорить, что он закрыт на «спецобслуживание». А в магазине выдумают «санитарный день».

- Сейчас почти весь бизнес на китайских туристах контролируют сами китайцы. Турфирмы, гиды-нелегалы, рестораны и сувенирные магазины – зарабатывают только граждане из Поднебесной. Ни в одной стране мира такого нет, а в России – пожалуйста. Китайцам позволяют здесь делать все, что они захотят, - возмущается Наталья.

Она и сама испытывает жесткую конкуренцию со стороны гидов-нелегалов. И так сезон короткий, а тут еще и демпинг от несознательных иностранцев.

Не думайте: мы тоже – интернационалисты. Мы за мир во всем мире и за дружбу народов. Просто Петербург, выражаясь рекламными терминами одной нефтегазовой компании, - он ведь тоже национальное достояние. И когда это достояние топчут миллионы ног, оставляя в нем не деньги, а только мусор, - тогда становится по-настоящему грустно.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий Мазаников, руководитель представительства компании «Росс Тур» в Петербурге:

- Китайский «подвальный» туризм – это огромная проблема. По большому счету, он уже целиком находится в теневом секторе экономики. Никаких налогов, никаких поступлений в казну. Все это проходит мимо нашей страны.

Китайцы открывают в Петербурге сувенирные магазины и рестораны, но куда уходит выручка – большой вопрос. Интересоваться этим должны люди из экономического отдела полиции, но сейчас в Петербурге – абсолютная бесконтрольность.

Да, есть китайские компании, которые работают цивилизованно. Но тенденция такова, что китайцы стремятся уйти в теневой сегмент и замкнуть на себе все сферы. Собственно, сейчас для полного цикла в Петербурге не хватает только гостиниц – но я знаю, что и их уже пытаются контрактировать напрямую, в обход лицензированных туроператоров. То есть из Китая приходят запросы на определенные даты и на конкретное число номеров. Работают по предоплате.

И еще одна проблема: нелегальные гиды-китайцы, которые не различают ни эпох, ни царей, дают туристам некорректную информацию. Из-за этого у простых китайцев складываются неправильные представления о России.

С этим на самом деле уже пора что-то делать. Иначе Петербург повторит судьбу Владивостока – там вообще всем турбизнесом заправляют китайцы.