Санкт-Петербург
Общество

Стеклянные пирамиды и капустные поля: Петербург выбирает лучшую концепцию комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»

В День памяти жертв блокады из девяти проектов выберут один
Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Город, переживший девятьсот дней голода, холода и обстрелов, выбирает, как будет выглядеть музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». На суд петербуржцев представили девять лучших концепций. В основе многих – кольцо, но некоторые проекты поражают: встречаются и спирали, и перевернутые пирамиды, и даже поля с капустой.

КРУГЛАЯ ДАТА

Комплекс расположится на Смольной набережной, на стрелке Невы западнее Смольного монастыря, и займет 1,73 гектара, ранее принадлежавшие «Водоканалу». В будущем участок ограничит петля левобережной развязки Орловского тоннеля.

По задумке, комплекс включит в себя музейное пространство с постоянной экспозицией и временными выставками, научно-исследовательский центр «Институт Памяти», архив, библиотеку, фондохранилище. Снаружи поместят мемориал и экспозицию под открытым небом.

– Миссия нового музейно-выставочного комплекса – формирование научного знания о Великой Отечественной войне, обороне и блокаде Ленинграда, – отмечают в Комитете по градостроительству и архитектуре. – Это увековечивание памяти, побуждение к размышлению над нравственными вопросами.

При этом действующий Музей обороны и блокады Ленинграда на Соляном переулке продолжит развиваться как Мемориальный музей и сможет размещать материалы и на новых пространствах.

По словам вице-губернатора Петербурга Владимира Кириллова, комплекс общей площадью в 25 тысяч квадратных метров обойдется городскому бюджету в два миллиарда рублей. Успеть построить его хотят уже к январю 2019-го, к 75-летию снятия блокады.

ДЕВЯТЬ ВАРИАНТОВ

Еще весной Смольный объявил конкурс на концепцию будущего музейно-выставочного комплекса. Главной задачей архитекторов было «выразить идею стойкости и мужества людей, единства жителей и города». Приветствовалось применение современных технологий: интерактивные экспозиции, 3D-инсталляции, необычное использование света.

В результате жюри отобрало девять лучших концепций архитектурных бюро Петербурга и Москвы, Норвегии, Финляндии и Германии. Последнее слово – за горожанами: познакомиться с проектами можно на выставке в Манеже (вход туда бесплатный) или на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре. Голосование продлится до 8 сентября: в День памяти жертв блокады объявят победителя.

«Студия 44» предлагает построить комплекс отдельно стоящих блоков, расставленных по кругу. Каждый посвятят отдельной теме: голод, огонь, скорбь, быт, культура и наука, производство. Корпуса будут стоять на возвышенности, куда со всех сторон будут вести ступени.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

В основе концепции Архитектурной мастерской Мамошина также лежит тема кольца. Круглое здание венчает стеклянная крыша, витражи складываются в звезду. От здания-звезды, словно лучи, расходятся дорожки.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Музейно-выставочный комплекс «Земцова, Кондиайна и партнеров» напоминает военные укрепления. Как объясняют авторы, «пологий холм кольцом охватывает музейное здание, мощный объем которого прорывает блокирующее окружение». Музейное пространство будет единым, ведущим наверх, к свету. Но внутри помещения оно словно «распластается под тяжестью плит покрытия». А посетители на какую-то доли секунды почувствуют тяжесть голода, холода, войны.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Концепция «А.Лен» представляет собой строгое здание, вписывающееся в петлю будущей развязки и по очертаниям напоминающее каплю, слезу. На плоской крыше сооружения разместят орудия. Вести на нее будет длинная и широкая лестница, символизирующая путь к прорыву кольца и к Победе.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

В комплексе Архитектурной мастерской Романова тема кольца скрыта внутри здания, представляющего собой нагромождение кубов. Экспозицию расположат по спирали. Смысловым и геометрическим центром здания станет памятный зал под открытым небом с девятьюстами гильзами-свечами.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Кольцо Проектного института «Арена» составлено из вертикально расположенных плит. Они очерчивают двор, внутри которого находится квадратное здание музея. Один из главных архитектурных приемов – использование света: «луч надежды» будет проходить через отверстие в крыше.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Норвежская компания «Snøhetta» видит музей ассиметричным зданием с резкими очертаниями. Идея заключается в «серии пандусов – диагональных выставочных галерей, соединяющих основные выставочные залы» через балконы, а также в свете, который «используется в качестве путеводного средства» на террасу на крыше. С нее откроется прекрасный вид на город и прилегающую территорию. Ее, кстати, авторы проекта предлагают засеять капустой, напоминая, что в годы войны весь голодающий город летом заполняли грядки.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Немецкая компания «Thomas Herzog Architekten» изобразила музей в виде перевернутой стеклянной пирамиды, в вершине которой, под землей, расположена основная часть здания. Вокруг сооружения вырастят зеленый кольцевой лабиринт.

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Концепция, разработанная финской фирмой «Lahdelma & Mahlamäki» и американской компанией «Ralph Appelbaum Associates», тоже обыгрывает тему спирали. Все здание музея скроется под землей, а на поверхности будет лишь открытая площадка. В понимании создателей спираль символизирует «историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни».

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре

Почетный архитектор России, председатель Совета по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербурга Рафаэль Даянов:

– Если говорить об архитектуре, то все работы сделаны плюс-минус профессионально. Что касается образности, то все это, скорее, монументы, нежели музеи. Хотя разговор идет о музейном комплексе. Выбор за горожанами, кому что припадет: кому-то нравится более монументальное, кому-то – функциональное. Но не хотелось бы, чтобы комплекс превратился в памятник: это должен быть научный центр, где исследовалась бы тема, которой он посвящен.

Эти монументы могли бы быть вовсе не в Петербурге. Не знаю, в чем тут дело – может быть, таково сегодняшнее время, – но они не очень петербургские, не очень ленинградские, что ли. Они не всегда отвечают духу города.