Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+21°
Boom metrics
Туризм31 августа 2017 12:50

Наше серебряное кольцо: как совершить романтическую прогулку по Ленобласти

Несколько небанальных советов
Кирха в Ленобласти

Кирха в Ленобласти

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Что ни говорите, а наши родители, для кого-то дедушки и бабушки, умели с толком провести лето. Как выдавалось несколько выходных, он собирали рюкзак, брали с собой палатку и отправлялись в поход.

ТРОПОЙ ХО ШИ МИНА

На станцию Кузнечное, последнюю в Ленинградской области по Приозерскому направлению железной дороги, прибыл поезд из Петербурга. Из вагонов вместе с немногими местными жителями вышло сразу несколько групп туристов. Водрузив на себя рюкзаки, они, словно улитки, потянулись в сторону гранитных карьеров - к Большим Скалам.

Туристские маршруты здесь отточены десятилетиями. Когда-то Кузнечное, большой поселок по добыче щебня и гранита, считалось последним населенным пунктом в Ленобласти, куда можно было приехать без специального разрешения. Дальше -погранзона, требовался пропуск. А именно в запрещенной зоне и была самая красота. Большие Скалы - самые высокие под Петербургом. Гранитный Парнас возвышается на пятьдесят метров, выше 14-этажного дома.

Туристы научились обходить КПП. Они шли через леса, мимо озер, карьеров, заброшенных финских хуторов. Петляющий путь в шутку назвали тропой Хо Ши Мина - по аналогии с маршрутом вьетнамских партизан.

Сегодня пропуск уже не нужен, КПП снят, а историческая тропа осталась. По ней продолжают странствовать романтики. Кто-то говорит, что протяженность пешего пути к Большим Скалам девять километров, кто-то - двенадцать. Без провожатого легко заблудиться. Опытный турист дойдет за три часа. В интернете легко найти рассказы, как группы блуждали более суток.

- Вообще-то путь может быть короче, - говорит Сергей, заядлый турист 1960-х годов. - Но нужно сесть в Кузнечном на поезд-подкидыш до Сортавалы. Если проехать до платформы 165-й км, пешком километра четыре, но по грязи. От следующей платформы, 168-й км, идти пять-шесть километров. Цена вопроса - рублей сорок. Правда, электрички ходят два раза в день.

ДЕРЕВНЯ КАВГАЛА ТИМОШКИНА

А если на машине? Недалеко от Кузнечного - поселок Севастьяново, названный в честь летчика-героя Алексея Севастьянова, совершившего осенью 41-го первый ночной таран над блокадным Ленинградом.

В старину это была большая русская деревня Кавгала Тимошкина, о ней упоминают еще писцовые книги 1500-х годов. В XVII веке Карельский перешеек завоевали шведы, переселили сюда своих подданных финнов. Те адаптировали название под Каукола. О том, что места давно обжиты, напоминают старые булыжные дороги и каменные мосты. Здесь шли упорные бои финской гражданской войны. На местном кладбище можно найти могилы и монумент в память событий 1918 года. Гранитные плиты примирили и красных и белых.

У дороги стоит кирха из красного кирпича, построенная в 1933 году. Она расположена на месте старинного храма XVII века, который в канун Янова дня поджег местный Герострат, психически больной человек. Новый храм выдержал немало испытаний и в ХХ столетии. В 1945-м деревня окончательно отошла СССР. В церкви размещалась самая большая в Ленобласти птицефабрика… Сегодня здесь проходят службы. Если решитесь забраться на колокольню - открываются прекрасные виды.

Вокруг Севастьяново много комфортабельных туристских баз, где любят отдыхать бизнесмены средней руки и госчиновники. Покой обеспечен - интернет здесь не ловит.

Кирха в Ленобласти

Кирха в Ленобласти

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

«ФЕРРАРИ» ТУТ НЕ ЕЗДЯТ

От Севастьяново до Больших Скал - еще ехать и ехать. В общем, недалеко, километров двадцать. Но не на малолитражке, тем более не на «феррари». Свернуть нужно у «2-го поста», он так и обозначен не табличке. Сначала дорога хоть и грунтовая, но неплохая. Чем дальше, тем хуже. В чаще сигнал на телефоне пропадает. Тут, если застрять, даже помощь не вызвать.

Наконец, лес расступился. Справа озеро, впереди речка, а за ней поле. Через речку когда-то был мост. Теперь от него остались только две металлические шпалы. Но, судя по следам, тут регулярно ездят!

Табличка указывает направление на Ястребиное озеро. Оно омывает Большие Скалы. По дороге несколько щитов с обозначением мест туристских стоянок.

Сергей - человек бывалый, заядлый охотник и рыболов. Если с кем-то идти в лес, то с ним. По пути Сергей с удовольствием «читает следы»:

- Вот косули, а тут прошло стадо кабанов.

- Боже мой! Давно?

- Нет, - спокойно говорит Сергей. - Дня два назад. Вообще лучше с ними не встречаться. К счастью, кабаны плохо видят. Если побежит на тебя, в сторону отойди…

После таких успокаивающих слов невольно начинаешь прислушиваться. Тут и наступает сближение с природой. Вдруг чудится водопад - это шумит листва. А вот знакомые звуки: будто кто-то заводит автомобиль - неужели, рядом шоссе?

- Это деревья от ветра трутся друг о друга, - объясняет Сергей. Действительно, скрипела рухнувшая и застрявшая между сосен береза.

Информационные щиты не обманули - туристских стоянок много. Вокруг мест для костра сколочены скамейки. Под навесом - заготовленные дрова. На деревьях натянуты веревки для тренировок альпинистов. Не такое уж и заброшенное это место. На лесной опушке - трогательная табличка: «Оставь машину здесь!»

Старая кирха до пожара

Старая кирха до пожара

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ГОЛОСА НАД ЯСТРЕБИНЫМ ОЗЕРОМ

Над Ястребиным озером раздавались голоса. На другом берегу - Большие Скалы. Их штурмовала команда альпинистов. Далеко, людей практически не видно, но обрывки фраз отчетливо долетали через километры. Красота неописуемая.

Вдруг зашуршали ветки, и из леса вышли двое с рюкзаками.

- Вы не из Политеха? А где можно найти отряд? - буднично спросили они, словно мы не где-то на краю света, а на турбазе.

Заслышав голоса, ребята обрадовались. Им топать еще километров пять по не самой прямой дорожке. Но они дойдут. После дня, проведенного на скалах, уютно устроятся у костра, запоют о Карелии, которая долго будет сниться.

Есть события, которые запоминаются на всю жизнь. Но понять это можно, лишь побывав в походе хотя бы один раз.

В уютной безопасной машине подумалось: как мы, двое городских, в цивильной одежде, правда, в изрядно испачканной обуви, решились на часик-другой заглянуть в эти дебри? С собой ни ножа, ни спичек, ни накидки на случай дождя. Даже нет кепки на голове. Авантюристы, проходимцы… Как еще назвать? И, странное дело, комары особенно не досаждали.