Санкт-Петербург
Общество

В Петербурге выбрали финалистов конкурса на новый блокадный музей

В итоговом списке четыре проекта
Проект финского и бюро «Лахдхельма & Махламяки»

Проект финского и бюро «Лахдхельма & Махламяки»

Фото: Олег ЗОЛОТО

Вчера, в День памяти жертв блокады, жюри под председательством губернатора Георгия Полтавченко должно было подвести итоги международного конкурса на разработку концепции музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Но отложило решение.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ И ЗНАЛИ МОЛОДЫЕ ПЕТЕРБУРЖЦЫ

В шорт-лист конкурса вошли девять проектов, разработанных российскими и зарубежными архитектурными мастерскими. Пять из них представляют Петербург, остальные - Москву, Норвегию, Финляндию и Германию. Норвежцы, к слову, предложили засеять крышу музея… капустой. С проектами петербуржцы на протяжении двух недель могли ознакомиться в Манеже Конюшенного ведомства.

Комплекс построят на Смольной набережной, на участке площадью 1,73 гектара, который ранее принадлежал «Водоканалу». По условиям конкурса он будет включать в себя, в частности, музейное пространство с постоянной экспозицией и временными выставками, научно-исследовательский центр, архив, библиотеку, фондохранилище. Изначально комплекс планировали построить к январю 2019 года, когда будет отмечаться 85-летие со дня снятия блокады, но, судя по темпам проведения конкурсов, успеть к этой дате практически нереально.

- Экспозиция должна вызывать интерес у молодых людей - внуков и правнуков ленинградцев, переживших девятьсот дней блокады, - сказала корреспонденту «Комсомолки» пресс-секретарь Центра выставочных и музейных проектов Катерина Андрианова. - Поэтому будут широко использоваться современные технологии.

НЕ НАДО СПЕШИТЬ

За несколько часов до итогового заседания жюри выставку проектов вместе с другими руководителями города осмотрел губернатор Георгий Полтавченко. Градоначальник пообщался с архитекторами, но от каких-либо комментариев воздержался. Он молча ходил от одного макета к другому, выслушивая слова организаторов, и шел дальше. Понять, какой из них градоначальнику нравится больше, было решительно невозможно.

Тем временем специалисты выделили несколько фаворитов. Это были проекты студии «44», «Земцов, Кондиайн и партнеры» (оба - Петербург) и Lahdelma & Mahlamäki (Финляндия).

«Студия 44» предложила построить комплекс отдельно стоящих блоков, расставленных по кругу. Музейно-выставочный комплекс «Земцова, Кондиайна и партнеров» напоминает военные укрепления. Финны пошли еще дальше и создали проект, в котором основное пространство музея, словно бункер, находится под землей.

- До января 2019 года остается меньше шестнадцати месяцев. Какой бы проект не победил, удастся ли построить столь грандиозный комплекс за такой короткий срок? - спросил корреспондент «Комсомолки» у председателя Комитета по культуре Константина Сухенко.

- Мне кажется, желание обязательно сдать «объект» к какой-то дате - не лучшая традиция, перешедшая из советских времен. Надо не торопиться, а спокойно работать: построить на совесть.

- Какая судьба может ожидать нынешний Музей обороны и блокады Ленинграда?

- Сегодня могу сказать только одно: он будет сохранен. Детали станут известны позднее.

В итоге жюри так и не смогло прийти к окончательному решению. В частности, сказался тот факт, что многие жители блокадного Ленинграда лето проводят на дачах и не смогли познакомиться с проектами. Поэтому глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев объявил новый шорт-лист, в который вошли четыре проекта. Это работы студий «Земцов, Кондиайн и партнеры», «Студия 44», архитектурного бюро Михаила Мамошина и бюро «Лахдхельма & Махламяки». Выставку продлят еще на месяц. И окончательный выбор сделают, учитывая мнение жителей блокадного Ленинграда. Причем выяснять его будут непосредственно в КГА.

Проект студии «Земцов, Кондиайн и партнеры»,

Проект студии «Земцов, Кондиайн и партнеры»,

Фото: Олег ЗОЛОТО

Проект "Студии 44"

Проект "Студии 44"

Фото: Олег ЗОЛОТО

Проект "Архитектурной мастерской Мамошина

Проект "Архитектурной мастерской Мамошина

Фото: Олег ЗОЛОТО

Проект финского и бюро «Лахдхельма & Махламяки»

Проект финского и бюро «Лахдхельма & Махламяки»

Фото: Олег ЗОЛОТО

КСТАТИ

Невероятно, но в городе, пережившем не имеющую аналогов в мировой истории блокаду, нет музея, который бы глубоко и в полном объеме рассказывал о тех страшных днях. Хотя он был официально открыт более семидесяти лет назад - 27 января 1946 года - в Соляном городке. Его площадь составляла сорок тысяч квадратных метров, количество экспонатов превышало 37 тысяч. Среди них - подлинные образцы вооружения Красной армии: танки, самолеты, дальнобойные орудия. По словам очевидцев, особенно впечатлял изуродованный взрывом снаряда трамвай. Рядом с ним в витрине лежали окровавленные куски одежды, кошельки, документы, хлебные карточки - все, что осталось от пассажиров этого вагона.

Увы, музей в Соляном ждала печальная судьба: он стал одной из жертв недоброй памяти «ленинградского дела». В 1951 году его закрыли. Экспонаты, фонды, библиотеку перевели в Музей истории города и в Музей Октябрьской революции. Однако во время переезда многие очень ценные вещи были безвозвратно утрачены.

Почти сорок лет блокадники, представители интеллигенции безуспешно пытались добиться возрождения «самого ленинградского музея». Наконец, 24 апреля 1989 года городские власти приняли решение о восстановлении Музея обороны Ленинграда. Однако большую часть здания уже занимали военные научно-исследовательские учреждения. Музею выделили всего несколько помещений, общая площадь которых чуть больше тысячи квадратных метров.