2017-09-22T17:24:28+03:00

«Ностальгия» по Тарковскому

Русский музей показал уникальные кадры со съемочных площадок режиссера
Андрей Тарковский в процессе работы.Андрей Тарковский в процессе работы.Фото: Олег ЗОЛОТО

«Зеркало», «Сталкер», «Солярис», «Андрей Рублев», «Иваново детство» - эти фильмы до сих пор показывают молодым режиссерам в качестве образца гениального кино. Андрей Тарковский создал новый художественный язык и получил статус легенды еще при жизни. В этом году великий мастер отпраздновал бы 85-летие. В честь этого события в Строгановском дворце открылась выставка. Мы сходили на нее и рассказываем, почему вам тоже стоит это сделать.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

На выставке в Русском музее впервые собраны вместе архивные и документальные материалы, которые собрали коллеги и друзья Тарковского, работавшие с ним бок о бок.  Можно увидеть как Тарковский работал на съемках, как он активно участвовал в процессе, как объяснял актерам, каких эмоций он ждет от них.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Вот эти фотографии со съемок фильма «Сталкер» в 1978 году передал на выставку Георгий Пинхасов из агентства Magnum Photos. Тарковский, как признается фотограф сильно повлиял на его творчество. «Он посоветовал мне снимать улицу, хотя я этого ужасно не хотел, потому что я считал себя художником. Мне не хотелось вмешиваться в чужую жизнь».

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Это еще одна замечательная работа Георгия Пинхасова со съемок фильма «Сталкер». Кстати, это последняя картина Тарковского, снятая в СССР. И хотя ее закончили снимать в декабре 1978 года, премьера состоялась только в 1980-м, в мае. Фильм снимался на дефицитную пленку Kodak. При проявке в лаборатории "Мосфильма" было испорчено несколько тысяч метров пленки, весь отснятый материал был потерян. После этого фильм переснимали дважды.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

После окончания съемок в середине 60-х годов «Андрея Рублева» запретили к широкому показу. Он вышел на экран в ограниченном числе копий только через пять лет, в начале 1970-х.  И руководство страны не сильно-то оценило эту картину. К примеру, вот воспоминания о реакции Леонида Брежнева: «Брежнев посмотрел минут 7-10 и сказал: "Скучища какая, скукота, пойду в бильярд играть". И ушел в бильярд играть».

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Изначально Тарковский поступил в институт на арабский факультет Московского института востоковедения. Через год он бросил учебу ради поездки в тайгу, где работал коллектором. Именно тут он и решил твердо стать режиссером. В 1954 году, когда Тарковскому было 22 года, он поступил во  ВГИК на режиссерский факультет. Успех пришел к нему, когда на экраны вышло «Иваново детство».  Этот фильм получил главный приз в Венеции. А Валентина Малявина, игравшая в «Ивановом детстве», рассказывала, как после поездки с фильмом в Америку Андрей на даче у Михалковых упал на спину в снежный сугроб, раскинул руки и воскликнул: «Я счастлив!».

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Сначала это был «Белый, белый день», сценарий которого Александр Мишарин и Андрей Тарковский начали писать в начале 1978 года в доме отдыха кинематографистов «Репино» под Ленинградом. Потом было еще несколько вариантов названия. Впоследствии, он стал «Зеркалом». И это стал самый личный фильм в биографии Тарковского.

Мишарин вспоминал потом: «Все  это делалось на листочках, на обрывках.  Андрей приезжал утром, группа еще не знала, что будет сниматься. Мы запирались с ним в комнате, придумывали сцену, обсуждали, что и как будем снимать сегодня». И никто не должен был отступать от сценария.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Анатолий Солоницын был любимым актером Тарковского. Можно сказать даже его талисманом. Он с огромным трудом утвердил его на роль «Андрея Рублева» и ни разу не пожалел. Солоницын относился к просьбам режиссера слишком серьезно. К примеру, в финальной сцене фильма после обета молчания Андрей Рублев должен был начать говорить. Тарковский мимоходом сказал Солоницыну: «Толя, ты должен помолчать с месяц, два, голос должен стать надтреснутым, старческим». «Так он не только молчал, объясняясь знаками, но в последние дни перед съемками перетянул горло шарфом, — вспоминает брат актера Алексей. — Мог ведь вообще связки посадить».

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Это Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра работают над сценарием фильма «Ностальгия». Фильм снимался в Аббатстве Сан Гольгано в  Италии.

Из книги Майи Туровской «7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского»: «Это было настоящее место для душевного кризиса, где чувствовать себя можно «только плохо».

 
Читайте также