Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Общество26 сентября 2017 6:30

Победный гром в январе

Вообще-то в наших местах гроза в январе - явление крайне редкое.
Первый удар 14 января 1944 года с Ораниенбаумского плацдарма нанесла 2-я ударная армия. А 15-го в наступление с Пулковских высот пошла 42-я армия

Первый удар 14 января 1944 года с Ораниенбаумского плацдарма нанесла 2-я ударная армия. А 15-го в наступление с Пулковских высот пошла 42-я армия

Но потому военной операции и выбрали такое название. «Январский гром» должен был стать полной неожиданностью для врага и безжалостно сокрушить его.

За две недели января 1944 года фашистские войска были полностью разгромлены под Ленинградом. Город освободился от ненавистной блокады.

А задумывалась эта уникальная операция в сентябре 1943-го.

«ЭТО ИСААКИЙ…»

Ленинградский писатель Лев Успенский в годы блокады был прикомандирован к Краснознаменному Балтийскому флоту. Он вспоминал, как с фотокорреспондентом с Большой земли отправился на наблюдательный пункт на Ораниенбаумском плацдарме.

Указатели снова на русском!

Указатели снова на русском!

Укрытый НП находился на сосне. Оттуда линия фронта была видна как на ладони. Край леса - наш. Заболоченное пространство южнее леса, метров триста - четыреста, - ничейная полоса. А дальше поля, кусты… и окопы, блиндажи, дзоты. «Не наши, - подчеркивает писатель. - Смотреть на все это было больно и тяжко». И все так близко, что, как пишет Успенский, «в бинокль можно было видеть даже пушистые шишечки на вербе»…

Моряки-наблюдатели по телефону передали точные данные немецких позиций. И тут же последовал залп, уничтоживший несколько немецких дзотов.

Фотокорреспондент сделал снимки. Пришло время возвращаться. И тут молоденький матрос попросил:

- Товарищ корреспондент! Сделайте, пожалуйста, еще одно фото. Маме хочу послать, чтобы знала, что мы тут защищаем.

Он, как волшебник, повернул ручку, и отворилось скрытое окошко в сосновых ветках. А там, за лесами, в бесконечной дали, оказался небольшой, но тем не менее могучий серый силуэт. «Словно бы древний воин в куполообразном шлеме, словно богатырь, по плечи ушедший в леса…»

- Что это? - спросил ошалевший гость с Большой земли.

- Ленинград это… Исаакий… - смутившись, сказал матрос.

Как все близко: шишечки на вербе за линией фронта и Исаакий...

СМЕЛЫЙ ПЛАН

В январе 1943 года прорвали блокаду. Это была большая победа. Но еще не полная. Ленинград оставался в осаде.

В боях за Петергоф

В боях за Петергоф

В сентябре 1943-го Военный совет Ленинградского фронта представил в Ставку предложение по разгрому фашистов под городом на Неве. Смелость плана состояла в том, что наступление должно было начаться не с Большой земли, где сосредоточились основные силы Красной армии, и даже не от границ Ленинграда, где проще было сконцентрировать войска, а с плацдарма под Ораниенбаумом, небольшого пятачка нашей земли, который удалось удержать ценой огромных усилий в сентябре 1941-го…

Этот плацдарм оказался отрезанным не только от Большой земли, но и от Ленинграда. Связь и снабжение можно было осуществлять только через Финский залив, через Кронштадт и Лисий Нос. Этот транспортный коридор, несмотря на постоянные обстрелы и вражеские бомбежки, действовал исправно. Летом по воде, зимой по льду. В народе трассу назвали Малой Дорогой жизни - по примеру легендарной, через Ладогу.

Но, чтобы опрокинуть немцев, серьезно окопавшихся за два с половиной года блокады, нужны были огромные силы. А переправить их на плацдарм предстояло под носом врага. Скрытно, чтобы он раньше времени не догадался о намерениях советского командования. Как вспоминал командующий Балтфлотом адмирал Владимир Филиппович Трибуц, еще до ледостава на кораблях и судах к 20 ноября через залив перебросили более 30 тысяч человек, танки, тысячи машин, сотни орудий, более 10 ты- сяч тонн грузов. Но этого было недостаточно. Уже по ледовой дороге к 12 января 1944 года на плацдарм доставили еще более 22 тысяч солдат и офицеров, 140 танков, 380 орудий, 800 автомобилей и более 20 тысяч тонн грузов.

ОТКУДА ПРИЛЕТИТ ПРИВЕТ?

Что же, немцы такие дураки и совсем ничего не замечали? Это сегодня кажется фантастикой, но в каком-то смысле не замечали. Командующий фашистской группой армий «Север» фельдмаршал Георг фон Кюхлер и командующий 18-й вражеской армией генерал Георг Линдеман обращались в ставку фюрера: что делать, если русские пойдут в наступление? Получили вполне «конкретные указания»: «Держаться до последнего! В случае прорыва контрударами выбивать русских, и, развивая инициативу, переходить в наступления, и захватывать новые позиции».

Советы весьма далекие от реальности 1944 года.

И все-таки, как позже оказалось, Кюхлер и Линдеман действительно ничего не знали. Их обеспокоенность - это, скорее, интуиция. То, что направление главного удара обрушится с Ораниенбаумского плацдарма, противоречит военной логике. Педантичный немецкий мозг просто взрывается от мысли, что такое возможно.

А наши не спешили давать им повод что-либо заподозрить. Как рассказывал ветеран контрразведки Борис Михайлович Пидемский, активно велась радиоигра с участием перевербованных немецких шпионов, которые уверяли свое командование: удар будет нанесен на западе плацдарма.

Осада снята!

Осада снята!

Более того, прибывающие в Ораниенбаум части весело, чуть ли не с песнями грузились в эшелоны и на глазах у немцев двигались в западную часть плацдарма. А под покровом ночи тайком возвращались, чтобы на следующий день снова шумно отправиться на запад…

ЧАС «ИКС»

Честь начать наступление доверили 2-й ударной армии. Командующий Иван Иванович Федюнинский вспоминал: «Утро 14 января 1944 года выдалось необыкновенно тихим». Но все командиры с замиранием сердца смотрели на часы и считали секунды. И вот - 09.35… Тишину разорвали громовые раскаты. Намеченный участок прорыва шириной 10,5 километра - в направлении Ропши и Красного Села. Здесь было собрано 1773 орудия и миномета. Плюс к этому ударили морские орудия флота, фортов и авиация.

Наши воины вступают в Гатчину

Наши воины вступают в Гатчину

В начале блокады, когда берегли каждую крошку хлеба, в дефиците был и каждый снаряд. Всему плацдарму позволялось делать не более 150 выстрелов в сутки. 14 января, как посчитал командир 43-го стрелкового корпуса генерал Андрей Иосифович Андреев, на врага падало 25 снарядов в секунду. Обстрел продолжался 65 минут. В первый день наступления 2-я ударная армия продвинулась на 1-3 километра, сокрушив первую линию созданного фашистами оборонительного рубежа «Северный вал». В германских войсках началась неразбериха. О директиве берлинской Ставки наносить контрудары никто и не думал. В отчаянии немцы нередко открывали огонь по своим, приняв однополчан за наших солдат.

15 января обстрел длился 100 минут. В тот же день в наступление пошли бойцы 42-й армии с Пулковских высот. 19 января 2-я и 42-я армии соединились у деревни Русско-Высоцкая. К концу января фашисты были отброшены далеко от Ленинграда. Вечером 27 января над Невой прогремел еще один «Январский гром» - салют из 24 залпов 324 орудий. Эта дата вошла в историю как День ленинградской победы.

Дорогие читатели! Если у вас есть интересная информация для проекта, свяжитесь с нами: 197136, Гатчинская улица, 35А, тел. 8 (812) 458-90-68, spb-info@phkp.ru.

.

.