Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество28 сентября 2017 12:00

Во время блокады ленинградцы освящали кусочки хлеба вместо пасхальных куличей

Несмотря на то что атеизм в Советском Союзе стал официальной политикой, Храмы в осажденном городе были переполнены
Князь-Владимирский собор в наши дни

Князь-Владимирский собор в наши дни

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Есть легенда, что в 1941 году Сталин пригласил в Кремль духовенство для молебна о даровании победы. А перед битвой за Москву чудотворную Тихвинскую икону Богоматери из московской церкви в Алексеевском на самолете пронесли вокруг столицы, как бы оберегая Москву от вражеского нашествия. Может, все было и не так, но само появление легенды свидетельствует о многом. И прежде всего об огромном значении духовных традиций для нашей страны и нашего народа.

ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА

В Советском Союзе атеизм стал официальной политикой. В 1930-е годы закрывались и взрывались Храмы, священники подвергались репрессиям, посещение Храмов высмеивалось. Люди отдалялись от церкви. Но удивительное дело: многие православные традиции сохранялись. Пекли куличи на Пасху, крестили детей. И иконы хранили. А если что, говорили: «Это бабушкина». К 1941 году в Ленинградской епархии остался всего 21 православный Храм. А монастырей и духовных семинарий и вовсе не было. С началом блокады многие церкви оказались за линией фронта. В Ленинграде и в не занятых фашистами пригородах действовали Никольский кафедральный, Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, церкви: Никольская Большеохтинская, Димитриевская Коломяжская, Спасо-Парголовская, Князь-Владимировская в Лисьем Носу и два Храма на кладбищах - Волковском и Серафимовском. Молодые священники ушли на фронт, многие добровольцами. Но те, кто остался, - показали истинный пример патриотизма и бескорыстного служения Отечеству.

Вера помогала ленинградцам бороться и выживать.

Вера помогала ленинградцам бороться и выживать.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

Уже вечером 22 июня 1941 года митрополит Ленинградский Алексий провел службу в Никольском соборе, а 26 июля обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины». Он назвал войну с врагом - священным делом и благословил «подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества». В приходах Ленинграда начался сбор пожертвований на оборону. Приходские советы ряда Храмов выступили с инициативой открыть лазареты при церквях. В СССР существовал закон, запрещающий духовным организациям заниматься благотворительной деятельностью, поэтому ленинградские власти врачевать раненых не разрешили. Тогда приходской совет только одного Князь-Владимирского собора передал в фонд Красного Креста и обороны практически все имеющиеся в его распоряжении средства: 710 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. Движение по сбору средств день ото дня ширилось. Митрополит Алексий вспоминал, как неизвестные принесли в Никольский собор и положили в укромном месте у иконы Святителя Николая пакет со 150 золотыми десятирублевыми монетами старой чеканки. Церковь внесла их на нужды обороны. Таких пожертвований было много. К концу 1941 года патриотические взносы сделали все православные приходы Ленинграда на общую сумму более двух миллионов рублей. Голод и лишения блокадного времени уносили тысячи жизней. Подчас люди оставались одни в холодных и темных квартирах, под обстрелами, без еды и воды. Куда в такой трудный час обращается человек, чтобы не впасть в отчаяние? Многие шли в Храмы.

В память о суровых днях

В память о суровых днях

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

«НАШИ НЕРВЫ ОКАЗАЛИСЬ КРЕПЧЕ»

Война диктовала свои законы. Нужно было позаботиться о маскировке, ведь величественные соборы могли стать ориентирами при авиаударах и обстрелах. Так, в августе, еще до блокады, началась маскировка золотых куполов. На них надевали чехлы, их красили в защитный цвет. На окнах Никольского собора до сих пор остались ставни, установленные в начале войны, чтобы даже огонек одной свечи не просочился наружу. К сожалению, уже в один из первых налетов гитлеровской авиации в ночь с 17 на 18 ноября 1941 года под удар попали Никольский, Князь-Владимирский соборы, Коломяжская церковь. В Коломягах погиб один из прихожан. Но богослужения в Ленинграде совершались ежедневно. Первое время по сигналу тревоги верующие спускались в бомбоубежище. Затем к налетам привыкли, и службы уже не прерывались. После войны прихожане вспоминали: «Наши нервы оказались крепче, чем предполагали наши враги». Особенно тяжело службы проходили в зимние холода. Храмы не отапливались. Во многих от взрывов были разбиты окна. Даже масло в лампадах замерзало. На одном из старейших Храмов города установлена мемориальная доска: «1941-1945. Князь-Владимирский собор и его прихожане в Святую Пасху 04.04.1942 стали жертвами фашистской бомбардировки». Это была первая военная Пасха. На службу пришло много народу. И именно в эту ночь немцы бросили на город целую авиаармаду - 132 самолета. Сильно пострадал и Князь-Владимирский собор. После победы протоиерей Николай Ломакин, настоятель Князь-Владимирского собора в блокаду, стал единственным представителем Русской православной церкви, который выступил на Нюрнбергском процессе. В качестве свидетельства преступлений фашистов он привел и варварскую бомбардировку Храма в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года.

Люди были готовы пожертвовать последние деньги и ценности на нужды фронта

Люди были готовы пожертвовать последние деньги и ценности на нужды фронта

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПИСЬМО СТАЛИНА

30 декабря 1942 года церковь выступила с призывом к прихожанам начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. На Пасху 1943 года, с 24 на 25 апреля, ради праздника комендантский час был отменен, и служба прошла ночью. Храмы были переполнены. А накануне Пасхи состоялось освящение построенных на средства верующих танков. Колонна тяжелых бронемашин торжественно следовала от Храма к Храму. Один из очевидцев этих событий, известный скульптор Виктор Сергеевич Новиков, тогда еще мальчишка, жил в Лисьем Носу. Он вспоминал, что о прибытии танков все знали и ждали их. У поселковой Князь-Владимирской церкви собралось очень много народу. Был солнечный день, но у многих в руках горели свечи. Когда появились танки, ударил колокол. Танки шли колонной, а мальчишки бежали за ними. У церкви машины выстроились в линию и заглушили моторы. «Кругом все светилось - и новые танки, и небо, и синие купола нашей старой лисьеносовской церкви, и хоругви с образами Георгия Победоносца», - писал Новиков. Старый священник отец Евгений отслужил молебен, а после танкисты завели моторы и ушли на фронт. В будущем им предстояло принять участие в полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады. О средствах, собранных для армии Ленинградской епархией, митрополит Алексий известил Иосифа Сталина. И Верховный главнокомандующий дал ответную телеграмму, которую опубликовала газета «Правда»: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее 3 682 143 рублей, дополнительно 1 769 200 рублей на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». В СССР начались значительные изменения взаимоотношений государства с церковью.