Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество4 октября 2017 8:21

Если стометровку у метро зачищают, значит, это кому-нибудь нужно?

Предприниматели обсудили законопроект о запрете ларьков и киосков у метро. Создатели скандального документа на встречу не пришли
Если поправку о "стометровке" введут в действие, распространители и издатели понесут чудовищные убытки

Если поправку о "стометровке" введут в действие, распространители и издатели понесут чудовищные убытки

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Петербургские предприниматели, напуганные грядущей зачисткой у станций метро, собрались 3 октября в пресс-центре информационного агентства «Росбалт». Темой последних двух недель стал законопроект Комитета имущественных отношений, который уничтожит все киоски и ларьки – даже печатные, театральные, цветочные, которые доселе были в исключениях, – в радиусе ста метров от наземных вестибюлей.

Авторы нашумевшего документа на встречу не явились: заместитель председателя КИО Татьяна Тихомирова, курирующая малый бизнес, сообщила о том, что не сможет придти, лишь накануне вечером. Комитет по безопасности, из-за предложения которого КИО якобы и разработал скандальный проект, уведомил об отказе по телефону. Поговаривают, что проигнорировать мероприятия его уговорил КИО.

Но и без главных героев зал был набит битком. От Смольного явились Комитет по предпринимательству и Комитет по печати. Они, как и распространители, искренне не понимают, с каких это пор газетный киоск стал объектом повышенной террористической опасности.

ПРОЕКТ ЕСТЬ, А ДИРЕКТИВЫ НЕТ

- Что за волшебное письмо, которое передвигает нестационарные торговые объекты (НТО) на сто метров от метро? – рассуждает председатель общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. – В Комитете по безопасности сообщили, что когда-то КИО запрашивал информацию о расстоянии, на которое можно было бы передвинуть киоски. Комитет по безопасности ответил рекомендательным письмом. Но он не высылал никаких директив: у него просто нет на это полномочий. А эти рекомендации просто нельзя положить в основу изменений!

По словам руководителя корпорации «Ковчег» Юрия Жорно, в основе поправки, которую мотивируют антитеррористической безопасностью, «нет никаких документов, доказательств – да вообще ничего».

- Есть более важные узловые точки – вокзалы, аэропорты, - отмечает он. – И внутри аэропорта, например, торгую вообще всем, чем угодно, включая спиртное. Без каких бы то ни было ограничений.

- Специально сегодня объездила несколько станций метро, - поддерживает депутат ЗакСа Петербурга Ирина Иванова. – В эту стометровую зону попадают, прежде всего, автомобили. Если мы действительно боремся с терроризмом таким путем, то нужно убирать и все стоянки у метро, А уж по какой причине мы тогда говорим о перехватывающих парковках, совершенно непонятно.

Зампред общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Петербурга Владимир Меньшиков обратил внимание на торговые комплексы и бизнес-центры, которые, если буквально, находятся на нулевой отметке от метро.

- Почему торговый объект, который стоит в девяноста метрах от вестибюля, опасен, а торговый объект, который расположен над входом в метро, безопасен? – негодует он. - Чем небольшой павильон с кофе, стоящий в пяти метрах от входа в аэропорт и в метре от стены терминала, безопаснее цветочного киоска или газетного ларька возле метро?

По подсчетам предпринимателей, в случае принятия «закона о стометровке» пойдут под снос (ведь свободных участков в схеме размещения НТО не так-то много, да и они, как правило, проблемные) около 1 300 объектов, на которых заняты, так или иначе, около 9 000 человек.

«МЫ НЕ ВРАГИ»

- Если выйти из тонированной машины и немножко спуститься на землю, легко понять, что человеку, который едет на метро после тяжелого рабочего дня домой, не всегда удобно делать крюк в сто метров, чтобы что-то купить, - отмечает Меньшиков.

- Отдельно поднимали вопрос театральных касс, и мнение власти не совсем адекватно, - поддерживает Гришина. - Они считают, что у всех наших бабушек и дедушек есть планшеты с выходом в интернет, а кассы – это пережиток прошлого.

Пережиток прошлого, который угрожает антитеррористической безопасности. В отсутствии убедительных аргументов со стороны КИО и прецедентов, когда террористы минировали ларьки и цветочные палатки, предприниматели все сильнее убеждаются, что их просто «хотят извести под корень».

- Мы не враги своему городу, - вздыхает предприниматель Елена Терещенкова. – Противопоставлять бизнес и город, разделяя их угрозой терроризма, просто недопустимо!

Немудрено, что в действиях молчаливого КИО торговцы газетами, цветами и билетами видят нечто иное, чем заботу о безопасности граждан. Один из вариантов – попытка быстро и легко справиться с «нелегальщиной» у метро, запретив любую торговлю вообще.

- Вот только сама нелегальная торговля – это как раз порождение КИО, - говорит Гришина. – Потому что как только убирают легальный объект, на его месте появляются несколько нелегальных.

Другой вариант – зачистка ради зачистки.

- Если на самом деле торговать у метро небезопасно, давайте тогда и стационарные объекты «отодвигать»! – предлагает предприниматель Антон Замятин. – Торговые комплексы, соседние здания, жилые дома с магазинами на первых этажах... Понятно, что КИО расчищает площадку под кого-то.

РАБ НА ПОДРАБОТКАХ

Осенью 2004-го в Петербурге начали сносить остановки с торговыми павильонами. На памяти председателя Совета ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова это был первый случай, когда торговые объекты записали в особо опасные.

- Все смеялись, но в итоге все снесли, - объясняет он. – А сейчас у меня чудовищное дежавю: те же аргументы чиновников, те же надежды предпринимателей на то, что чиновники одумаются, что они ошиблись. Нет, они не ошиблись: это целенаправленная зачистка под крупные торговые сети.

Петербург уже давно называют самым сетевым городом страны: даже по официальным данным, доля сетевиков в общем объеме торговли занимает более восьмидесяти процентов.

- В кризис требования сетей стали больше, - говорит Третьяков. – Будут потеряны доходы с аренды участков у метро, будут уничтожены рабочие места, конкуренция и доверие к власти. И все ради сетевых олигархов.

- Начали с остановок, теперь метро, - поддерживает Юрий Жорно. – Задача крупных сетей – уничтожить попутную торговлю, чтобы людям пришлось ехать в торговый центр. Получается, мы все некие вошки, которых скармливают крупному бизнесу, и, потеряв свое дело, мы потом идем к ним работать рабами. Крупные сети разделяют людей на рабов и элиту.

ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ

Поправка о «стометровке», введенная в действие, нанесет удар и распространителям прессы, и типографиям, и издателям.

- Для нас расположение торговых объектов в местах высокого людского трафика – это необходимое условие существования: даже перемещение, не говоря о ликвидации, приведет к резкому сокращению продаж и очень быстрому закрытию бизнеса полностью, - подытоживает Терещенкова. – Издательское дело тоже понесет огромные потери, ведь доступность печатного слова – важнейший показатель его успешности. При этом ни один сетевой магазин не сможет предоставить такой ассортимент по таким низким ценам.

- Уничтожение киосков печати – это не просто уничтожение самой печати: это уничтожение возможности для любого человека купить журнал или газету, - подчеркивает Иванова. – А ведь когда-то мы были самой читающей нацией в мире…

Итогом конференции стало коллективное письмо в Смольный, в котором предприниматели требуют услышать их. Ранее ассоциация «Балтийская пресса», куда входит и «Комсомолка», направила официальные обращения Георгию Полтавченко и Вячеславу Макарову с просьбой не допустить принятия поправок. Поддерживает и Союз издателей «ГИПП».

Бизнес-сообщество готово вынести руководству КИО вотум недоверия. Депутат Иванова предлагает созвать еще одну конференцию, а если представители КИО и Комитета по безопасности проигнорируют и ее, выходить на митинг.

СКАЗАНО!

Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев:

- У нашего комитета – свое мнение. Мы не согласовали проект и направили его на ОРВ (оценка регулирующего воздействия, то есть социально-экономических последствий. – Прим. ред.) по одной причине: так и не увидели обоснований. Конечно, вопрос безопасности очень важен, но все-таки во всем должна быть целесообразность.

Коллеги ссылаются на опыт Москвы. Я специально позвонил в Москву: оказывается, у них цветы, пресса и мороженое стоят даже в пяти метрах от метро! Да, теперь это объекты города, но речь о самом факте.

Могут ли согласовать проект без нашей подписи? Могут. Но я приложу все усилия, чтобы максимально сбалансировать ситуацию.

ДОСЛОВНО:

Начальник отдела распространения печатной продукции, издательской и выставочной деятельности Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга Марина Рогальская:

- Мы отказали в согласовании проекта, потому что не видим обоснования.

ОФИЦИАЛЬНО:

Отвечает заместитель председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Татьяна Тихомирова:

- Каким образом данное изменение согласуется с апрельским распоряжением Правительства России, которое утверждает комплекс мер по поддержке негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных СМИ?

- Комплексом мер предусмотрено, в том числе, достижение и превышение в муниципальных образованиях норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО со специализацией «Печатная продукция» - киосков и павильонов. Но это не означает, что они могут располагаться на любом земельном участке: размещение осуществляется с учетом действующего законодательства в сфере безопасности. Соответственно, достижение норматива должно осуществляться с учетом соблюдения требований безопасности и антитеррористической защищенности.

- Каким образом данное изменение согласуется с письмом вице-губернатора и главы КИО Мокрецова министру связи, в котором говорится, что «в 2017 будет продолжена работа по усовершенствованию действующего законодательства в части поддержки инфраструктуры нестационарной торговли и норматива обеспеченности населения НТО, предназначенных для реализации печатной продукции»?

- Аналогичный ответ.

- В каких именно распоряжениях, приказах и законах закреплены указанные «требования антитеррористической защищенности станций метрополитена и безопасного прохода больших масс людей»?

- Согласно федеральному закону «О противодействии терроризму», органы государственной власти субъектов РФ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. По тому же закону, высший исполнительный орган власти субъекта организует разработку и реализацию мер в области профилактики терроризма. По закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» к полномочиям субъекта относится установление порядка разработки и утверждения схемы размещения НТО.

Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга наделено полномочиями по установке требований к размещению НТО, в том числе в рамках разработки и реализации мер в области профилактики терроризма.

Норма разработана с учетом мнения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности и Комитета по транспорту и поддержана Комитетом по градостроительству и архитектуре.

- Каким образом после введения данного постановления в действие планируется справиться с возникшими проблемами у распространителей печатной продукции? Какие дополнительные меры поддержки будут предусмотрены?

- Принятие проекта не повлечет досрочное расторжение действующих договоров в отношении любых НТО. У распространителей печатной продукции будет возможность подобрать новый земельный участок.