Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество31 октября 2017 13:29

Мумия храмовой певицы из Эрмитажа оказалась телохранителем фараона

Египтянин страдал тем же редким заболеванием, что Паганини и Рахманинов [фото, видео]
Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Начали с необычного – закончили сенсацией. В клинике имени Соколова в Петербурге обследовали мумию певицы из Эрмитажа. Рассчитывали найти под пеленами амулеты. А нашли… мужчину. Причем мужчину, подобного богу.

БЛАГОРОДНАЯ МУЗЫКАНТША

Мумия Бабат, знатной женщины из Фив, попала в Эрмитаж из Кунсткамеры в 1881 году. Когда именно реликвию привезли в Россию, неизвестно. Но в середине XIX века в Дейр-эль-Бахри на территории погребального храма царицы Хатшепсут шли интенсивные раскопки. Тогда там нашли много саркофагов членов жреческих семей, живших в VIII-VI веках до нашей эры. Часть саркофагов продали. Среди них могла быть и Бабат.

Мумии больше двух с половиной тысяч лет. При жизни у Бабат было два титула: «госпожа дома» и «благородная музыкантша Амон-Ра третий череды». Первый указывал на то, что Бабат была замужем. Второй – что она была певицей в столичном храме главного египетского бога.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

И брат, и отец, и оба деда Бабат были жрецами бога Монта, владыки Фив. А прадеды по материнской линии были не только жрецами, но и визирями. Умерла Бабат примерно в 35-40 лет: в те времена египтяне редко проживали больше.

Храмовая певица стала жемчужиной собрания отдела Востока Эрмитажа. До сегодня она оставалась единственной нераспеленанной мумией музея, сохранившейся в первозданном виде. Кроме нее, в Эрмитаже семь подобных экспонатов, среди которых есть даже мумия кошки.

– Во многих музеях часто выставляют распеленанные мумии. Например, жрец Па-ди-ист, выставленный с 1929 года, – рассказывает заведующий сектором Древнего Востока Эрмитажа Андрей Большаков. – Но распеленанная мумия – это, на самом деле, ненастоящая мумия, а лишь ее часть, это всего-навсего высушенный труп. Мумия же – это целый комплекс: тело, система пеленания, расположенные особым образом амулеты, маски, фаянсовые сетки.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Задумавшись о новой экспозиции, Эрмитаж обнаружил, что «настоящая» мумия, которой можно похвастать, всего одна – Бабат. К ней прилагаются два расписанных саркофага – внешний в виде ящика и внутренний антропоморфный.

– Чтобы выставить Бабат, нужно было исследовать ее: посмотреть, что скрыто от взгляда, – добавляет Большаков. – Но по-современному, а не деструктивными методами. Египтология базируется на изучении текстов и изобразительного искусства, и о реальной жизни это говорит очень мало. По мумии же можно определить, сколько человек жил и как. Другим путем выявить это практически невозможно.

ОТ МАКУШКИ ДО ПЯТ

В августе древнеегипетскую музыкантшу стали готовить к «диспансеризации». На исследование мумию отправили в Клиническую больницу №122 имени Соколова. Медикам предстояло определить пол, возраст, причину смерти, рост и особенности строения удивительного пациента. Нужно было узнать, изъяты ли внутренние органы, есть ли на теле амулеты, накладки, подпорки. И все это – не нарушая целостности пелен.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

В ход пошли компьютерный и магнитно-резонансный томографы. На прием мумия записывали за месяц: освобождали время, предупреждали специалистов. Упакованную в непроницаемую пленку и деревянный ящик, певицу привезли на обследование на специальном грузовике 21 августа.

Почетную пациентку переложили на мягкие носилки (под обещания «никого не пугать») и повезли на КТ. Компьютер по привычке сказал: «Вдохните и задержите дыхание».

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– Мы пользовались минимальной возможной толщиной среза, 0,6 миллиметра, – рассказывает заведующий рентгенологическим отделением клиники Вячеслав Декан.

– За 74 секунды получили более восьми тысяч изображений, – добавляет заместитель главврача клиники по медицинской части Вячеслав Ратников. – Это были так называемые сырые срезы, которые превращаются в изображения анатомических областей, вызывающих наибольший интерес. Но у нас, в общем-то, интерес вызывали все области, начиная от макушки и заканчивая стопами.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Спустя 74 секунды доктора сделали первое сенсационное заявление: предполагаемая храмовая певица оказалась… мужчиной.

– Тут и думать нечего! – огорошил Декан собравшихся, которые ожидали результатов исследования, словно рождения ребенка. – Мальчик!

В ОЧЕРЕДИ ЗА МУМИЕЙ

Следом пациента отправили на МРТ. Прежде чем загружать певицу (или певца?) в аппарат, его на всякий случай прощупали металлоискателем.

– Мумии уже делали рентгенограмму в аэропорту на аппарате, который просвечивает багаж, – отмечает заместитель главного врача клиники Сергей Кузнецов.

В отличие от компьютерной томографии мумии – первой в Петербурге, но не в мире (аналогичные исследования были в Москве, и в Лондоне), – МРТ подобных «больных» в мире еще не проводили.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– Когда мы положили мумию в томограф, он даже не настраивался на исследование: умная машина не понимала, какая субстанция находится внутри, – вспоминает Ратников. – Кто-то даже застыл: «Мистика… Мумия не дает себя исследовать…».

Чтобы помочь машине, на мумию поместили два так называемых фантома – жидкостных структуры, которыми пользуются для настройки аппарата. Их томограф увидел. Но только не саму «музыкантшу». Тогда решили, что экранирует пленка. Часть ее сняли. Не помогло.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– На самом деле, мы прекрасно знали, что ничего не увидим: для МРТ нет воды – нет объекта, – объясняет Кузнецов. – Но на всякий случай решили попробовать: вдруг получится? Если бы жир не был окаменевшим – если мумии было бы лет двести-триста, – что-то могло бы получиться.

Но воды не было ни капли. Мумию настолько хорошо изготовили, что за две с половиной тысячи лет она не отсырела.

– Полнейшая дегидратация, – подытоживает Ратников. – Пеленание обеспечило абсолютный вакуум для того, что находится внутри. То есть еще тогда люди придумали технологию вакуумирования, которую сегодня используют для сохранения продуктов питания, например.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Мумия пробыла в клинике два часа пятнадцать минут. Среди сотрудников учреждения необычный пациент вызвал ажиотаж.

– Правда, мы получали жалобу от одного пациента, – добавляет главврач клиники Яков Накатис. – Он не подписался. Но заявил, мол, живые люди в очереди стоят, а мы тут мумию обследуем без очереди.

На самом деле, пациенты, которые стояли в очереди после мумии (а она, напомним, была записана), были даже довольны.

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

Когда экспонат, в том же ящике и тем же грузовиком, отправился в Эрмитаж, в клинике закипела основная работа. На обработку восьми тысяч срезов, трехмерную реконструкцию и поиски ответов на волнующие египтологов вопросы медикам дали месяц.

– В обобщениях данных лучевой диагностики участвовали нейрохирурги, офтальмологи, отоларингологи, торакальные и абдоминальные хирурги, травматологи, – рассказывает Накатис. – Ведь каждой части тела нужен был специалист. Задействовали даже бюро судебно-медицинской экспертизы.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Выяснили, что грудь и живот мумии заполнены воздухом и бальзамирующим веществом на основе жира и масел. Органы изъяты через разрез слева внизу живота: оставлены только трахея и пищевод. Удален и язык. Но сосудов с органами при «певице» не было: когда в XIX веке шла «распродажа», ценились саркофаги и содержимое, а все остальное обычно выбрасывали.

– Даже если бы мы увидели органы, вряд ли у нас стало бы больше информации, – отмечает Кузнецов. – Органы трупа – да. Но не органы, которым тысячи лет: они просто превратились в камень.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

В ступор египтологов ввело то, что у мумии был оставлен мозг, который извлекали по религиозным соображениям. В случае с «музыкантшей» череп и носовые проходы, через которые мозг обычно вытаскивали проволокой, были целы. А в голове виднелся усохший мозг. По одной из версий, его не стали удалять из уважения к религии усопшего. Ведь на обычного египтянина он был совсем не похож.

КАК АНДЕРСЕН И ЛИНКОЛЬН

Певица оказалась мужчиной примерно сорока лет. Длина мумии составила 160 сантиметров, а значит, при жизни загадочный пациент был ростом до 170 сантиметров. Руки у него были непропорционально длинными, а длина среднего пальца составил 10,5 сантиметров. На лицо признаки синдрома Марфана, редкого генетического заболевания соединительной ткани.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– У человека с синдромом Марфана нарушается деятельность соединительной ткани, она ослабевает, – объясняет Кузнецов. – Прежде всего, в суставах, позвоночнике и клапанах сердца. Поэтому раньше, когда поменять клапаны и суставы было нельзя, эти люди жили не больше 45 лет: в основном, умирали от заболеваний сердца. Скорее всего, наш «пациент» умер или от инсульта, или от разрыва аорты.

Среди страдавших синдромом Марфана – виртуозы Никколо Паганини и Сергей Рахманинов, Авраам Линкольн и Ханс Кристиан Андерсен. И наш современник – пловец Майкл Фелпс, единственный в истории 23-кратный олимпийский чемпион и 26-кратный чемпион мира в пятидесятиметровом бассейне.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– Значительно выше остальных ростом (уже при 150 сантиметрах человек считался великаном), с вытянутыми черепом и чертами лица, с большими руками, – рассуждает Кузнецов. – При жизни он выглядел для других, наверно, как бог.

И не только выглядел, но и питался: судя по состоянию костей, в рационе пустынного жителя было много кальция, а отлично сохранившиеся зубы говорят о высоком уровне гигиены, что древним египтянам было несвойственно.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

– У этого человека в наличии все тридцать зубов (двух зубов мудрости не было даже в зачатках), – отмечает Декан.

– И все целые, – добавляет Ратников. – Даже в современном мире трудно представить себе человека, который прожил сорок лет и не прибег к помощи стоматолога.

При этом зубы мумии стерты на треть. Для Египта, даже современного, это норма: воздух наполнен песочной пылью.

НЕ РЕДКОСТЬ, А УНИКАЛЬНОСТЬ

Судя по состоянию скелета, остеохондрозу, артрозу коленных и тазобедренных суставов, мужчина целые дни проводил на ногах, причем с какой-то ношей в руках. Специалисты предполагают, что он был привратником. А хорошее питание говорит о том, что, возможно, мужчина распахивал ворота дворца самому фараону.

При этом никаких золотых амулетов под пеленами не обнаружили. Варианта два: либо он был небогат, либо его «раздели» и перепеленали перед продажей.

– Единственное, что выявили, – накладки на глаза, – рассказывает Ратников. – Они характерной миндалевидной формы, из кости, фарфора или фаянса. Любопытно, что форма глазных яблок сохранилась, как у живых людей.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

«Музыкантша» оказалась не просто мужчиной-привратником, но еще и… кастратом. Половой член в наличии, а вот яички были удалены.

– Кастрация – вопрос действительно неожиданный, – говорит Большаков. – Либо его кастрировали прижизненно в целях создания евнуха, но это не египетская практика совершенно. Либо тестикулы удалили в процессе мумификации. Но, опять-таки, тогда это уникальный случай. Мы находимся в недоумении, потому что это даже не редкость, а уникальность.

Возможно, привратника кастрировали по медицинским показаниям. Но доказать, что он страдал, например, онкологическим заболеванием, спустя тысячелетия невозможно.

ГЛАВНЫЙ ПРИВРАТНИК

Как говорят египтологи, ничего удивительного в путанице нет: положить мумию в чужой саркофаг могли еще в Египте в момент продажи, ведь выручить за комплект можно было больше. Не исключают и происшествий во время перевозки. А ведь «певица» пережила и несколько музеев, и революцию, и блокаду.

– Нераспеленанные мумии сложно отличить друг от друга, их довольно часто ошибочно помещали в неверные саркофаги, – объясняет Большаков. – Это происходило в Египте при покупке, в музеях.

Что касается египетской коллекции Эрмитажа, то что с ней происходило во время революций и войн, доподлинно неизвестно до сих пор. Специалисты надеются отыскать Бабат, которая, похоже, лежит где-то в Эрмитаже под чужим именем. А вот того, кто столько лет выдала себя за нее, уже вычислили.

– Вероятнее всего, это человек по имени Па-кеш, – говорит Большаков. – Он жил примерно в то же время, что и Бабат. Был начальником привратников фараона. И занимал жреческую должность, связанную с ритуалами очищения.

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Фото: Кирилл СИРОТЮК

Оба саркофага Па-кеша находятся в Эрмитаже.

– Основной аргумент в пользу того, что это мумия человека по имени Па-кеш, – указание в каталоге египетских древностей Эрмитажа, изданном в 1891 году, – рассказывает заместитель заведующего отделом Востока музея Андрей Николаев. – В нем говорится, что нераспеленанная мумия Па-кеша хранится в Этнографическом музее Академии Наук, хотя оба гроба находятся в Эрмитаже. Каких-либо данных о том, что в период с 1891 по 1930-е годы проводилось ее раскрытие, нет. Кроме того, на момент выхода в свет этого каталога только две мужские мумии оставались нераспеленатыми – Па-ди-иста и Па-кеша. И о судьбе первой известно.

По планам, начальник фараоновой охраны станет центром новой экспозиции Эрмитажа: в музее планируют выставить полный погребальный комплекс. Возможно, его дополнят презентацией, снимками и 3D-моделями, подготовленными по итогам «медосмотра».

– А мы убедились, что древние египтяне ничем от нас не отличались: они прекрасно рассуждали, веселились, страдали теми же болезнями, – говорит Кузнецов. – Человек с веками не меняется.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга