Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-5°
Boom metrics
Общество22 января 2018 12:10

БДТ приоткрыл тайны закулисья

Корреспондент «КП» побывал там, куда обычному зрителю вход воспрещен
Парадная лестница БДТ.

Парадная лестница БДТ.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Несмотря на то, что наступивший 2018-й не стали объявлять годом театра в России, этот вид искусства для петербуржцев был и остается одним из главных и любимых. А не так давно старейший театр города – Большой драматический – пригласил нас к себе в гости. И «Комсомолка» смогла увидеть, что происходит там, куда не ступала нога обычного зрителя.

Пройти дальше зрительного зала стало возможным благодаря проекту «Закулисный мир», который организует главный билетный оператор Петербурга Bileter (Дирекция театрально-зрелищных касс). Этот цикл экскурсий проходит при участии «Сообщества питерских блогеров». БДТ им. Товстоногова стал уже седьмым по счету театром, куда журналистов, блогеров и заядлых театралов пригласил проект Bileter. До этого они уже побывали в театре Комедии им. Акимова, в детском музыкальном театре «Зазеркалье», театре «На Литейном», «Санкт-Петербургъ Опера», «Балтийском доме» и Театре Эстрады им. Райкина.

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С…

Экскурсию по БДТ проводила сама Нина Усатова. С этим театром ее жизнь связана с 1989 года. Вместе с народной артисткой России провел по театру и рассказал о его истории и Вениамин Каплан, руководитель творческо-исследовательской части театра, заслуженный работник культуры России.

Нина Усатова и Вениамин Каплан в мастерской театра.

Нина Усатова и Вениамин Каплан в мастерской театра.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Всем известно, что театр начинается с вешалки. А мы зашли со служебного входа. Так, как каждый день это делают сотрудники театра. Но не пройти по парадной лестнице для гостей невозможно. Поднявшись по ней, каждый зритель видит памятник Максиму Горькому. А дальше – в Большом фойе театра – бюст Александра Блока. Ведь история БДТ началась с этих имен.

Здание нынешнего театра БДТ было построено в 1878 году и принадлежало графам Апраксиным. Оно сдавалось в аренду Дирекции Императорских театров, и некоторое время его сцена была вспомогательной для работы Александринского театра.

Один из первых театров, открытых после Октябрьской революции, легендарный БДТ начал свою историю в 1919 году с постановки трагедии Фридриха Шиллера «Дон Карлос». У истоков театра стояли выдающиеся личности. Формировал труппу актер Николай Монахов. Председателем директории был Александр Блок. А Максим Горький был инициатором и идейным вдохновителем нового театра, он возглавлял художественный совет.

С 1956 по 1989 годы в театре была эпоха Георгия Товстоногова. Легендарный советский театральный режиссер и педагог, народный артист СССР, его имя никогда не покинет эти стены, говорят в БДТ.

– Сколько здесь было великих людей. И даже тех, кого сейчас нет, все равно эта энергия ощущается. И даже когда входишь на сцену, в закулисье, в актерский гардероб, везде… – делится Нина Усатова.

СВЯТАЯ СВЯТЫХ

Проходим в зал, и он непривычно пуст для зрительского взгляда. Кресла замерли в ожидании гостей вечернего спектакля, но на сцене своя жизнь: возводятся декорации, настраивается свет. Готовятся к спектаклю «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.

– Сколько бы раз ни сидел зритель в этом зале, все начинается с осмотра каждой детали зала. Это погружение в какой-то волшебный мир. У каждого свои ассоциации с тем, как его, например, в детстве приводили в этот зал, – делится Нина Усатова.

Подготовка сцены к спектаклю "Пьяные".

Подготовка сцены к спектаклю "Пьяные".

Фото: Олег ЗОЛОТО

Левая ложа в зале называется директорской. В ней когда-то сидел Александр Блок.

– Насколько время и отдаляет, и сближает, когда произносим такие великие имена! – смотрит на ложу народная артистка России.

– А в правой ложе сидела графиня Апраксина, – рассказывает Вениамин Каплан. – А сейчас в ней может сидеть любой человек, только купи билет.

Вениамин Наумович показывает место Товстоногова, на котором он сидел во время репетиций в зале. Сегодня, конечно, ряды стоят по-другому, многое менялось и в техническом устройстве зала.

Нина Усатова рассказывает о театре, в котором служит много лет.

Нина Усатова рассказывает о театре, в котором служит много лет.

Фото: Олег ЗОЛОТО

С 2011 по 2014 год здание театра было закрыто на масштабную реставрацию. За это время у БДТ появился новый художественный руководитель театра. На смену Темуру Чхеидзе пришел Андрей Могучий. Внешне после ремонта БДТ не изменился. Исторический облик сохранили полностью, а вот основные преобразования коснулись современного оборудования и технического решения в этом храме искусства.

Все знают, что зрительный зал БДТ – в синих тонах: и бархат на креслах, и занавес, который, кстати, выполнен по эскизу главного художника театра Эдуарда Кочергина.

Из зрительного зала выходим в непривычном направлении – и оказываемся в коридорах закулисья. Здесь от своих гримерок актеры бегут к сцене, здесь они ждут премьер, бродят, настраиваясь перед спектаклями.

Прямо у выхода со сцены, в коридоре, стоит старинная конторка. На ней – явочный лист со списком актеров. Оказалось, конторка – старый реквизит спектакля «Коварство и любовь». А на бланке перед каждым спектаклем отмечаются задействованные в нем актеры, до выхода на сцену.

ПАМЯТЬ

Идем по коридорам дальше. Тем, кто впервые оказался здесь, кажется, легко заблудиться, хотя и запутанным пространство за сценой не назовешь. Гости следуют за Ниной Николаевной. Она степенна и, как это говорится по-театральному, органична, в отличие от всех нас. Эти стены – для нее родной дом.

В коридорах БДТ.

В коридорах БДТ.

Фото: Олег ЗОЛОТО

– У меня дома есть альбомы с фотографиями, все по-старинке. Вот недавно листала альбом БДТ, и вспоминала… – рассказывает Нина Усатова. – Нет с нами Андрюши Толубеева. Такой был энергичный человек, везде успевал, когда бы ты ни зашел, он всегда был в театре. Ощущается боль. Мы с ним работали вместе, и в «Женитьбе Бальзаминова», и в спектакле «Коварство и любовь».

На стенах – много портретов и фотографий. На них запечатлены выдающиеся люди, которые творили историю этого театра. Вениамин Наумович указывает на один из портретов – это Николай Монахов, первый артист театра, выдающийся.

Подходим к знаменитой девятой гримерке БДТ. Весь потолок в ней – полотно с автографами знаменитостей, культура уходящей эпохи. Рассматривать можно часами. Подписи Солженицына, Шагала, Никулина, маршала Жукова, Андрея Миронова, Лоуренса Оливье, Генриха Белля... Сотни выдающихся людей всего мира переступали этот порог. Богатство, созданное цветными красками, бережно хранят в БДТ. А началось все в шестидесятых годах с шуточной выходки молодых актеров Гаричева и Басилашвили. В то время это была их гримерная, и озорники просто решили оставить подпись на потолке. А дальше пошло-поехало… Сегодня, кстати, гримерка тоже действующая. И под этим сводчатым потолком артисты готовятся к своим спектаклям.

Гримерка №9.

Гримерка №9.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Нам показывают и гримерку Кирилла Лаврова. Она не действующая, здесь, можно сказать, музей. Все осталось так, как было при великом артисте. Интерьер и вещи, фотографии, афиши на стенах, книги, записи…

Следуем дальше. На дверях значатся фамилии звездной труппы театра. Фрейндлих, Крючкова, Усатова, Басилашвили... Но туда не заглядываем. Все-таки интимный момент.

– Помню, как разговаривали здесь Евгений Алексеевич Лебедев с Марией Александровной Призван-Соколовой… Когда мы шли после репетиций, он брал ей шубку. А я, молодая, так замерла у зеркала, смотрела них, слушала… Боже мой, как время листает страницы, – вспоминает Нина Усатова.

Гримерная Кирилла Лаврова.

Гримерная Кирилла Лаврова.

Фото: Олег ЗОЛОТО

РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ

Нас приглашают взглянуть и на мастерскую. Здесь художники и декораторы, мастера своего дела, тоже создают спектакли – точнее, их облик. Теряемся от вида огромных конструкций. Ель из спектакля «Война и мир», трансформирующийся торт из «Трех толстяков».

Художественно-постановочные мастерские БДТ.

Художественно-постановочные мастерские БДТ.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Денис Самойлов, заведующий художественно-постановочными мастерскими БДТ, рассказал про уникальный древесный пол, на котором делают декорации. Неспроста он выполнен из хвойных пород. Под воздействием инструментов (например, если вбивают гвозди) древесина расползается, теряет прочность, и могут появиться трещины. Но хвоя, напротив, имеет свойство стягиваться, и на таком прочном полу создаются все декорации, бутафория, большие и маленькие детали к спектаклям.

В одном из коридоров есть специальная доска, так сказать, для рабочих моментов. Там висит расписание спектаклей. Обозначены дни репетиций. Объявления и поздравления, важные записи и списки. Здесь узнают сотрудники театра всю важную информацию.

Вениамин Каплан рассказывает о рабочих моментах театра.

Вениамин Каплан рассказывает о рабочих моментах театра.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Заканчиваем этот поход в театр музеем. Работой с его коллекцией занимается творческо-исследовательская часть театра, во главе с Вениамином Капланом. Здесь можно увидеть эскизы к спектаклям Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева. Макеты, костюмы, бутафорию, редкие фотографии… Более 4 000 экспонатов и артефактов из истории БДТ, собранные с самого начала существования театра.

Кстати, в музей, в отличие от закулисья, может попасть любой желающий. Перед началом и в антракте спектаклей зрители могут познакомиться с этой экспозицией.

В музее БДТ.

В музее БДТ.

Фото: Олег ЗОЛОТО