Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество30 января 2018 21:00

Блокадница случайно встретила свою первую любовь спустя 60 лет

Последние 15 лет Лариса Александровна и Борис Павлович вместе
По воле судьбы она отправилась на велопрогулку по деревне, где жил ее давний знакомый

По воле судьбы она отправилась на велопрогулку по деревне, где жил ее давний знакомый

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Очень горько читать о людях, переживших блокаду. Но еще горше видеть мою свекровь, ленинградку и блокадницу, которую наши «ответственные» чиновники последние два года не поздравляют ни с какими праздниками! – обратилась после Дня снятия блокады в редакцию «Комсомолки» петербурженка Светлана. – Через месяц ей исполняется 87. Но для наших чиновников она будто уже умерла. Обидно. Миллиарды выбрасывают на фейерверки, а вручить блокаднице три гвоздички – нет.

«Комсомолка» решила исправить несправедливость и, прихватив небольшой подарок, отправилась к позабытой властями блокаднице, Ларисе Александровне Деги. Но оказалось, что никаких формальных поздравлений пенсионерке не нужно. Ведь у нее – любовь. Да такая, как в кино. Такая, без которой «давно бы померла».

ПЕСНЯ УТЕСОВА

– На мои слезы не обращайте внимания, – встречает нас Лариса Александровна. – Я как вспомню блокаду, так и заплачу. Вчера опять наревелась. Вы себе не представляете, что мы пережили... Это все трепотня! Это все неправда!.. Что мы пережили, не знает никто.

Блокадница пережила многое. Но вспоминать и озвучивать не торопится

Блокадница пережила многое. Но вспоминать и озвучивать не торопится

Фото: Олег ЗОЛОТО

Летом 1941-го Ларисе было десять. Вместе со старшим братом девочку отправили к бабушке, в деревню Княжево под Волосово. Оттуда родом была их мама. Там же деникинцы казнили ее дедушку, Алексея Сергеева: в человека, отправленного в Княжево строить коммунистическую ячейку, 36 раз вонзили штык. Вместе с Сергеевым убили еще двух коммунистов. Сейчас у деревни в память о них стоит небольшой памятник.

Отец Ларисы тоже умер рано: его забрала болезнь. Так что воспитание детей лежало на двух вдовах – маме и бабушке. Мать трудилась на заводе «Красный треугольник». Работать там она будет и в блокаду, за что получит орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

Бабушка и дедушка Ларисы Александровны

Бабушка и дедушка Ларисы Александровны

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Когда началась война, мама тихонько,приехала окольными путями и забрала бабушку, брата и меня в Ленинград, – вспоминает блокадница. – Хотела, чтобы мы были все вместе. Это было в июле.

Семья занимала две комнаты в доме на Канонерской улице. Соседние судомеханические предприятия стали мишенями фашистов с первых бомбежек.

Мама, папа и братик Ларисы Александровны

Мама, папа и братик Ларисы Александровны

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Это я запомнила на всю жизнь, – вздыхает Лариса Александровна. – Канун 7 ноября. По радио передавали праздничный концерт. Диктор объявляет: «Сейчас для вас будет петь Леонид Утесов», – и вдруг как завыла сирена! Дали прикурить! Бомбоубежище ходуном ходило. Дом напротив разбомбили. На Лермонтовский на парашюте торпеду сбросили, и она сразу четыре дома разбила. Ужас. Страх. И мы, дети.

СОБАЧКА ПО КЛИЧКЕ КАТУШКА

Когда рухнул соседний дом, жилище Деги сильно пострадало. Выбитые окна завешивали одеялами. А вскоре семью переселили в дом поблизости.

– Зима 1941-1942-го была самой ужасной…, – рассказывает блокадница. – Хлеба было мало, он был несъедобный. Выручило то, что мама хотела ремонт делать: олифа была куплена, клей столярный, что-то еще. Мы все это съели.

Пенсионерка признается: обидно, что забыли

Пенсионерка признается: обидно, что забыли

Фото: Олег ЗОЛОТО

Той зимой маленькую Ларису не выпускали из дома: боялись, что съедят. Но иногда она все же ходила в кино с подружкой Зоей с первого этажа. Спускаясь по лестнице парадной, девочки не раз видели покойников, завернутых в белые простыни.

– Крутили фильм «Свинарка и пастух», – вспоминает блокадница. – Там есть сцена, когда героиня сидит и держит в руках хлеб и кружку молока. Смотрели и плакали.

Лариса Александровна со старшим братом

Лариса Александровна со старшим братом

Фото: Олег ЗОЛОТО

20 мая Лариса пошла в третий класс. Уроков не было до сентября: ходили на питание. Завтрак. Обед. Ужин – с собой. Второе школьница обычно уносила домой в баночке, чтобы накормить бабушку. Но это все равно не спасло ее от голода: летом женщина скончалась.

– Умер бы и брат. Но мы съели собаку…, – с дрожью в голосе продолжает блокадница. – У наших соседей была маленькая дворняжка, белая с рыженьким. Брат умирал, была уже такая дистрофия, что он не ходил. И мама взяла и убила эту собаку. Ночью, чтобы никто не видел, отпаивала его с ложечки собачьим бульоном. Только благодаря этой собачке мы и выжили. Ее звали Катушка.

ВОЙНА ЕСТЬ ВОЙНА

В это время в Княжево выживал Борис Ефимов, будущая первая и последняя любовь Ларисы Ивановны. Деревня была в оккупации: немец пришел 8 августа.

– Жили как-то: в деревне, ребятки, было легче, – рассказывает Борис Павлович. – Земля своя. Фашист гнал технику только по дорогам. Они Княжево прошли и двинулись к городу. Ни немцев, ни полицаев у нас не стояло. В соседней деревне были испанцы, Голубая дивизия. Испанцы вообще-то народ добрый, никого не трогали. Бывало, ребятишками к ним придем, у кухни околачиваемся – они в котелок плюхнут. А там – остро, один перец!

Борис Павлович провел войну в оккупации

Борис Павлович провел войну в оккупации

Фото: Олег ЗОЛОТО

Кормились с огорода. Мужики быстро приспособились и стали выращивать на грядках табак. Мать Бориса Павловича меняла драгоценных цыплят на испанские ботинки: «не было вообще ничего, хоть в лаптях ходи».

– Ни соли, ни песку, ни керосина, ни спичек, – вспоминает Ефимов. –Печи разжигали кто чем: ходили за угольком к соседям, за огнем к упавшим самолетам… Кто как спасался. Война есть война.

Всю жизнь Деги трудилась на производстве: сначала "Красный треугольник", потом прачечная

Всю жизнь Деги трудилась на производстве: сначала "Красный треугольник", потом прачечная

Фото: Олег ЗОЛОТО

Когда Княжево отбили у врага, деревенские ушли в лес. Но фашисты их схватили и отправили в пересыльный концлагерь в Кингисеппе. Похоже, поезда с пленниками должны были уехать в Германию, но их бросили в Латвии.

– Долго потом в документах писали «был в оккупации», – делится Борис Павлович. – Я хотел выучиться в институте, но с такой записью можно было только в ремесленное училище.

ЦЕЛОВАЛИСЬ ДО УПАДУ

Будущие влюбленные знали друг друга и до войны: бабушка Ларисы Александровны и дед Бориса Павловича были соседями.

Первая любовь между друзьями детства вспыхнула, когда им было по 14

Первая любовь между друзьями детства вспыхнула, когда им было по 14

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Только блокаду сняли и немцев выгнали из нашей деревни, как она приехала, – вспоминает Борис Павлович.

– Это была первая наша любовь, – добавляет Лариса Александровна. – Приехала в Княжево в июне 1944-го. Целовались до упаду! Я каждый год в деревню ездила, только что в блокаду не была.

– В 23 года я женился. На другой женщине. Уехал на север. Прожил там с ней 60 лет.

– Он женился мне назло. А я ничего не могла сделать: так воспитана. У них дети пошли. Я тоже вышла замуж. Потом мы оба овдовели.

Деги шутит: "Ты опять серьезный, как монумент, а я опять получусь как дурочка!"

Деги шутит: "Ты опять серьезный, как монумент, а я опять получусь как дурочка!"

Фото: Олег ЗОЛОТО

– А затем она случайно приехала в деревню, где я тогда жил.

– Это судьба какая-то! Мы не виделись 60 лет, ничего друг о друге не знали и не слышали. А однажды я поехала в Дибуны на дачу к маминой приятельнице. Взяла велосипед. Еду – и он…

– Как же Вы его узнали, спустя 60 лет?

– Как же я его не узнаю!

Даже спустя столько лет Лариса Александровна узнала любимого

Даже спустя столько лет Лариса Александровна узнала любимого

Фото: Олег ЗОЛОТО

Лариса Александровна и Борис Павлович вместе вот уже 15 лет. Позируя для фото, блокадница подкалывает любимого: «Ты опять серьезный, как монумент, а я опять получусь как дурочка!».

– Никто не верит, что можно вот так встретиться спустя 60 лет, – улыбаются старики. – Как в кино. Кино и есть.

ОФИЦИАЛЬНО:

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга:

– Мы поздравляем ветеранов и блокадников на сайте, во всех социальных сетях, в газете. Организовываем концерты. Раньше распространяли билеты на мероприятия сами, ходили по домам. Но все равно часть людей оставалась неохваченной, поэтому сделали иначе: теперь этим занимается общество блокадников. Если же человек не контактирует с обществом блокадников, он всегда может получить билет или другие подарки в муниципалитете.

В МО №15 оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:

Чиновники, «забывшие» поздравить блокадницу с 27 Января: «Пожилые люди – они как детишки»

30 января мы спросили у чиновников МО №15 Выборгского района Санкт-Петербурга, почему одна из жительниц округа – 86-летняя блокадница Лариса Деги – осталась без поздравлений на День снятия блокады. 1 февраля власти ответили. Оказывается, поздравления были (читать далее...)