Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Дом. Семья20 февраля 2018 17:21

В Петербурге появился «дикий патруль»

Патрульные приедут на помощь опасному зверю, с которым обычному человеку не управиться
Раньше альтруистам приходилось спасать животных на личном авто

Раньше альтруистам приходилось спасать животных на личном авто

Фото: Олег ЗОЛОТО

Зверь попал в беду? Они уже мчатся! В городе на Неве вот-вот заработает «Дикий патруль», который будет отвозить пострадавших животных и птиц в больницу. Теперь драгоценное время не упустят.

БАНАНОВЫЙ ЛИС

Эта черная курица бегала по парадной, а вон та гусыня шагала по проспекту Космонавтов. Сыч запутался в нитке и сломал оперение. Утке по кусочкам собирают нижнюю челюсть: похоже, застряла клювом в какой-нибудь пластиковой бутылке, дернулась и сломала тонкие кости, – частая травма.

Келлер неделю провел в коме, был слеп и глух. А теперь этот сластена принимает бананы из рук человека!

Келлер неделю провел в коме, был слеп и глух. А теперь этот сластена принимает бананы из рук человека!

Фото: Олег ЗОЛОТО

Большинство пациентов центра реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин»– он работает уже девять лет, а как благотворительный фонд окончательно оформился в 2014-ом, у него есть свой стационар в Петербурге и вольеры за городом – безымянны. А если зверю дают кличку, дело плохо: значит, он уже не вернется в дикую природу.

Так произошло и с лисом по имени Келлер. С черепно-мозговой и переломами лап его привезли в «Сирин» прошлым летом: животное попало под машину. Неделю лис пролежал в коме. Когда очнулся – а на это уже никто не надеялся, – долгое время был слеп и глух. Тогда-то его и назвали Келлером в честь американской писательницы, которая ослепла и оглохла после болезни.

У центра есть свои стационар и вольеры

У центра есть свои стационар и вольеры

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Пока он был в коме, погрузить его в наркоз было нельзя, – рассказывает директор центра Ксения Михайлова. – Стабилизировали лишь спустя три недели и отправили его на операцию на лапе. Но к тому моменту у него уже была костная шишка. Сделали все, что могли, но его плечо осталось кривым. Выжить в природе он теперь не сможет, так что приучаем его к людям.

Келлеробожает лакомиться бананами. Пока только из рук сотрудников центра. Но это огромный прогресс. Для таких, как Келлер, – для опасных зверей и птиц, попавших в беду, – в «Сирине» и создали мобильную группу «Дикий патруль».

ЛОСЬ-ПОПУТЧИК

Патруль – это команда из водителя и ветеринара, которая готова за 20 минут собраться и выехать на помощь. Эту инициативу поддержал Фонд президентских грантов, который выделил зооспасателям три миллиона рублей. На эти деньги «Сирин» купил «ВАЗ Патриот» с кунгом, получил три рабочие ставки, приобрел специальное ружье для наркоза и лекарства к нему.

– Пока не было своего транспорта, ездили спасать зверей на машине директора, – рассказывает специалист «Сирина», «патрульный» Наталья Шершнева. – Сбитых косуль и лосят возили прямо на заднем сидении: один сотрудник рулит, второй держит. А в эту машину спокойно поместится ящик с копытным.

Раньше косуль и лосят возили на заднем сидении в обнимку с ветврачом

Раньше косуль и лосят возили на заднем сидении в обнимку с ветврачом

Фото: Олег ЗОЛОТО

Бывало, что помощь приходила слишком поздно… В основном, из-за того, что приходилось вызывать и ждать ловца со специальной трубкой или ружьем, дистанционным наркозным инъектором.

– Однажды ловили раненого кабана, вызвали ловца с плевательной трубкой, – вспоминает Ксения. – Ему нужно подобраться к животному на 15-20 метров, причем попасть в заднюю часть туловища: на голове слишком плотная шкура. Вот и приходилось мне маячить перед 70-килограммовым зверем со страшными бивнями, чтобы отвлечь его от ловца.

Теперь у «Сирина» есть ружье, дальность которого –150 метров: и ловцу спокойно, и зверь не стрессует. Пользоваться им научат всех сотрудников патруля. А это дополнительная экономия, ведь вызов стороннего ловца стоит минимум пять тысяч рублей.

ПРОГУЛКИ С КАБАНОМ

Ветеринар в «патрульной» машине не для красоты: таким пассажирам, как косули и лосята, нужно врачебное сопровождение, иначе они просто умрут от страха. Глубокий наркоз им противопоказан: останавливается перистальтика кишечника, животное тут же раздувается и погибает. Так что обходятся седативными препаратами.

Теперь Ксении не придется маячить перед опасными животными: есть ружье с наркозом

Теперь Ксении не придется маячить перед опасными животными: есть ружье с наркозом

Фото: Олег ЗОЛОТО

Больше года «Сирин» официально сотрудничает с Комитетом по природопользованию Петербурга и с городским управлением МЧС. Теперь обращения о гуляющих по городу лосях смогут переправлять патрулю напрямую.

До марта «Дикий патруль» полностью укомплектуют. Но работать он начинает уже сейчас: конец февраля – сезон автотравм у лис и енотовидных собак - у них начинается гон. Весной по всему городу спасают птиц. Осенью выхаживают сбитых лосят, которые начинают отходить от матерей. Словом, без дела патрульные не останутся.

ВРАГИ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ:

1. Автомобили

2. Провода

3. Стекла

КОНКРЕТНО:

За 2017 год «Сирин» возвратил в природу:

– 106 птиц,

– 7 лис,

– 2 енотовидных собак,

– 1 лося,

– 1 косулю.