Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество26 февраля 2018 10:40

Открывая Ида-Виру: Где зимуют летучие мыши и зачем нужно ехать на Вороний остров

«Комсомолка» вместе с Сообществом Питерских блогеров отправилась исследовать ближайший к Петербургу регион Эстонии
Мост между Ивангородом и Нарвой. Фото: Павел Прокофьев.

Мост между Ивангородом и Нарвой. Фото: Павел Прокофьев.

Планируя путешествие в Прибалтику, многие непременно включают в свой маршрут Таллин. Мол, а куда еще ехать в Эстонии? Конечно, в столицу! И совершенно напрасно обделяют своим вниманием милый приграничный регион Ида-Виру. Кстати, самый близкий к Петербургу.

Это место точно понравится тем, кто любит красивую природу и чистый воздух. На севере Ида-Виру омывают серые воды Финского залива, на юге – голубая гладь легендарного Чудского озера. Это край рыбалки, экстремальных видов спорта, уникальной архитектуры и СПА-отдыха. Словом, здесь каждый найдет для себя что-нибудь интересное.

Путешествие по региону Ида-Виру наша компания начала с Нарвы. Фото: Павел Прокофьев.

Путешествие по региону Ида-Виру наша компания начала с Нарвы. Фото: Павел Прокофьев.

До столицы региона, города Нарвы, от Петербурга всего километров сто пятьдесят. Наша компания одолела это расстояние на рейсовом автобусе Lux Express за каких-то два часа с небольшим. А из приграничного Ивангорода в Эстонию многие ходят и вовсе пешком. Два государства здесь разделяют (или, наоборот, объединяют) река и знаменитый мост, который в советское время называли «Мостом Дружбы». С 1991 года его поделили на две части – российскую и эстонскую. Но все это деление осталось чистой условностью.

Прогулка по Нарвскому променаду. Фото: Полина Жукова.

Прогулка по Нарвскому променаду. Фото: Полина Жукова.

Выходим из зоны пограничного контроля и сразу же оказываемся в городе. Не теряя времени, идем гулять по нарвскому променаду. Нарва вдруг встречает нас солнцем и голубым небом – хороший знак в самом начале путешествия. Набережная реки Наровы просто создана для прогулок. Благоустроили ее не так давно, в 2014 году. И сейчас здесь обожают гулять и местные, и приезжие. Еще бы, ведь виды здесь потрясающие. По ту сторону реки – жилые дома и крепость Ивангорода. На этой стороне – Нарвская крепость и бастион Виктория.

ЛЕТУЧИЕ МЫШИ ВИКТОРИИ

Приграничное положение обязывает – в Нарве сперва строили защитные сооружения, только потом принимались за жилые дома. Первые бастионы в Нарве были возведены в 1630-х годах. Всего знаменитых нарвских бастионов было семь, шесть из них целы до сих пор и доступны для туристов. Значит, нам туда дорога.

Нарвская крепость. Фото: Павел Прокофьев.

Нарвская крепость. Фото: Павел Прокофьев.

С набережной поднимаемся в Темный сад. Своим названием он обязан воротам, которые когда-то были входом в бастион Виктория. До наших дней они, к сожалению, не сохранились, дошло только их наименование – Темные ворота. Замечаем на деревьях странные домики, чем-то напоминающие кормушки для птиц. Оказывается, здесь обитают летучие мыши. В Нарве их очень много: восемь из двенадцати видов, живущих на территории Эстонии. Зимой летучие мыши спят как раз в бастионе Виктория. Их сон здесь берегут, стараются не беспокоить.

Летучие мыши – символ Нарвы. Фото: Полина Жукова.

Летучие мыши – символ Нарвы. Фото: Полина Жукова.

Присмирели и мы, опасаясь разбудить рукокрылых. На всякий случай – говорят, они стараются держаться подальше от музейного пространства, но мало ли... Практически крадучись идем в самый мощный из нарвских бастионов. Экскурсовод в старинном костюме ведет нас вниз – в древние подземные казематы.

Экускурсия по бастиону Виктория. Фото: Павел Прокофьев.

Экускурсия по бастиону Виктория. Фото: Павел Прокофьев.

– Никто не страдает клаустрофобией? – спрашивает экскурсовод.

В казематах темно, сыро и тесно. Ну а как еще тут должно быть? Из темноты через каждые несколько метров выступают восковые фигуры, которые иллюстрируют историю этого места. Вот шведские солдаты делают укрепления бастиона. Вот военный врач осматривает раненых. А вот артиллеристы в форме времен Екатерины II. Семья пережидает бомбежку. Фигуры эстонских мальчишек, которые из любопытства залезали в бастион и искали клад. В полутемном пространстве кажется, что все эти фигуры вот-вот оживут.

Подземные казематы бастиона Виктория. Фото: Полина Жукова.

Подземные казематы бастиона Виктория. Фото: Полина Жукова.

Поднимаемся из подземелий и идем на башню крепости, откуда открывается захватывающий вид на Нарву и на Ивангород. Контраст после мрачных казематов просто потрясающий!

Вид с башни Нарвского замка. Фото: Полина Жукова

Вид с башни Нарвского замка. Фото: Полина Жукова

ВОРОНИЙ ОСТРОВ

Еще один символ Нарвы – Кренгольмская мануфактура. Место особое, ведь в городе практически нет семьи, члены которой когда-либо не работали бы на этой прядильно-ткацкой фабрике. Название острова Кренгольм на реке Нарова в переводе с немецкого означает Вороний остров. Находится комплекс Кренгольм у Нарвских водопадов – когда-то их считали одними из самых впечатляющих в Европе.

Территория Кренгольма. Фото: Павел Прокофьев.

Территория Кренгольма. Фото: Павел Прокофьев.

Это живописное место в 1856 году приобрел один из самых богатых предпринимателей того времени Людвиг Кноп. Покупал он его, разумеется не ради прекрасных видов, а ради бизнеса. На острове Лев Герасимович, как называли его в России, построил ткацкую фабрику, которая стала крупнейшим работодателем в Нарве и окрестностях. А продукция мануфактуры была известна далеко за пределами Эстонии.

Сегодня огромные здания из красного кирпича в английском стиле заброшены. Распада СССР и смены нескольких владельцев предприятие так и не пережило.

Заброшенная мануфактура на Вороньем острове. Фото: Полина Жукова.

Заброшенная мануфактура на Вороньем острове. Фото: Полина Жукова.

Виды на огромной территории Кренгольма завораживают – мощь и разруха одновременно. Кажется, что все вокруг не настоящее, а декорации к фильму. Сейчас доступ на территорию закрыт, для нас сделали исключение. Но весной планируют запустить экскурсии для желающих.

Одно из зданий мануфактуры. Фото: Полина Жукова.

Одно из зданий мануфактуры. Фото: Полина Жукова.

– Превратить бы это место в креативное пространство типа Новой Голландии, – мечтательно изрекает Паша Прокофьев, глава Сообщества Питерских блогеров. – Сколько развлечений здесь можно разместить! Звездой Эстонии стал бы Кренгольм.

СПАТЬ ИЛИ В СПА?

К вечеру ноги гудели от пеших прогулок, а голова – от новых впечатлений. Едем в старейший город-курорт Нарва-Йыэсуу , в гостиницу «Meresuu Spa & Hotel». Она стоит на самом берегу Балтийского моря. Воздух, напоенный ароматом сосен и моря – ммм….

Из окон отеля открывается вид на Финский залив. Фото: Павел Прокофьев.

Из окон отеля открывается вид на Финский залив. Фото: Павел Прокофьев.

– В двух шагах от отеля – самый длинный песчаный пляж в Эстонии, - просвещает нас опытный путешественник Паша. – Туда со времен Советского Союза все ездили как на курорт. Сейчас на пляже сделали променад, а летом постоянно проходят фестивали, спортивные соревнования и прочая веселуха.

Если честно, я, как и большинство из нас, планировала сразу упасть лицом в подушку.

– Ты что, а в СПА? – потащила меня за собой попутчица.

Спа-отель в Нарва-Йыэсуу. Фото: Павел Прокофьев.

Спа-отель в Нарва-Йыэсуу. Фото: Павел Прокофьев.

И правда, как я могла забыть. Мужчины отправились в бассейн, мы – нежиться в сауне. Потом массаж – спали, как убитые. На этой прекрасной ноте заканчивается первый день нашего путешествия. Впереди – новые точки на карте Ида-Виру.

Продолжение следует!

НА ЗАМЕТКУ

Какое же путешествие без местной кухни? За ней мы отправились в «Rondeel», это один из самых старых и известных ресторанов в Нарве. Находится он в исторической башне на территории Нарвского замка.

Блюдо из миноги. Фото: Павел Прокофьев.

Блюдо из миноги. Фото: Павел Прокофьев.

Решили попробовать миногу – это самый знаменитый здешний деликатес. Шеф-повар ресторана приготовил для нас жареную миногу с яйцом-пашот и салатом из трав. Знаете, это потрясающе. Недаром каждый год в Нарве и городах Ида-Виру проходит Фестиваль миноги, где можно попробовать множество блюд из этой чудной рыбы.