2018-03-16T11:43:29+03:00

Сделано в Детройте: В Луге военные чинят американский танк

Машина сплошь покрыта ржавчиной - она пролежала на дне Баренцева моря 70 с лишним лет [фото, видео]
Американский танк провел 70 лет под водой.Американский танк провел 70 лет под водой.Фото: Александр ГЛУЗ
Изменить размер текста:

НИКОГДА НЕ СТРЕЛЯЛ

Некогда грозный огромный танк М4 «Генерал Шерман» сейчас выглядит откровенно жалко. Но у специалистов другое мнение.

- Состояние машины удовлетворительное, - дипломатично оценивают военные механики.

Их адача - за полтора месяца восстановить танк до такого состояния, чтобы он мог принять участие в торжествах по случаю 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. «Американца» планируют доставить на Дворцовую площадь к 9 мая.

Ржавчину будут удалять пескоструйным аппаратом. Фото: Александр ГЛУЗ

Ржавчину будут удалять пескоструйным аппаратом.Фото: Александр ГЛУЗ

Его брат-близнец уже два года стоит в музее Артиллерии. Танки затонули в Баренцевом море в конце Великой Отечественной войны, за два месяца до Победы, так и не успев ни разу выстрелить по врагу. Американское судно «Томас Дональдсон» в марте 1945-го пробиралось в Мурманск с очередной партией лендлизовской техники. Помимо танков в трюмах перевозились паровозы, пушки, пулеметы, автомобили. «Транспорт» был хорошо подготовлено для отражения атак с воздуха. Но оказалось беззащитным против подлодок. Корабли прикрытия не досмотрели? и немецкая субмарина атаковала американский конвой. До порта Мурманска оставалось совсем недалеко, но корабль не смог дотянуть до берега и ушел на дно. Команда спасалась, а груз на долгие годы остался под водой.

В тех краях во время Великой Отечественной погибло немало кораблей. В 2005 «Томаса Донольдсона» обнаружили во время экспедиции Северного флота. А спустя несколько лет с корабля начали поднимать его груз с помощью техники и водолазов управления поисковых и аварийно-спасательныхработ.

ГДЕ КОФЕВАРКА?

В 2016-м первый отреставрированный «Шерман» передали музею Артиллерии в Петербурге. А теперь очередь дошла и до его собрата. На днях огромный танк весом в 30 тонн доставили в Ленобласть на рембазу одной из частей Западного военного округа.

- Срок для восстановления машины дали, конечно, маленький, но будем стараться все успеть до Дня Победы. Сейчас в первую очередь нужно сбить с танка всю ржавчину. Все-таки 70 лет в соленой воде сделали свое дело. Планируем провести пескоструйную обработку. Уверен, что танк это выдержит. Он сделан из хорошего, крепкого металла. И сварка отличная, - говорит старший прапорщик Алисафтар Панаев, командир бронетанкового ремонтного взвода.

«Шерманы» - это средние американские танки. Их начали выпускать в 1942 году. Модель получилась весьма удачная.

- Их использовали вплоть до Корейской войны. И по количеству выпущенных экземпляров это третий танк в мире после советских Т-34 и Т-54, - поясняет Панаев.

Всю ходовую часть переберут по винтику. Фото: Александр ГЛУЗ

Всю ходовую часть переберут по винтику.Фото: Александр ГЛУЗ

Во время Второй мировой США поставляли «Шерманы» союзникам - в основном Великобритании и СССР. Несколько десятков таких танков участвовали и в Курской битве.

Советские танкисты быстро полюбили эти машины за их удобство, хорошую приборную панель и средства связи. А еще «американцы» штатно комплектовались кофеварками. Что уж совсем удивляло наших военных.

- Была ли кофеварка в этой машине, сказать сложно. Мы ее не нашли. Может, снял кто-то еще до нас, - отметил Панаев, - Тут еще должен был стоять пулемет калибра 7,62. Но его тоже почему-то нет.

ВНУТРИ ТАНКА ТАЕТ ЛЕД

Чинит «утопленника» бригада из четырех механиков рембазы. Им предстоит перебрать танк буквально по винтику. Это непросто: попробуй, доберись до ходовой части. Огромные болты сплошь покрыты ржавчиной, они намертво прикипели к корпусу.

Сердце танку - то есть его мотор - придется пересадить. Фото: Александр ГЛУЗ

Сердце танку - то есть его мотор - придется пересадить.Фото: Александр ГЛУЗ

- Опорные катки, скорее всего, тоже придется полностью менять. Из-за коррозии металла они уже не выдерживают вес танка – 30 тонн, металл рассыпается. Мы сами делаем новые диски для катков и привариваем их на место, - объясняет Панаев, - И, кончено, двигатель новый поставим. Его родной, к сожалению, уже не восстановить. Мы достали его из танка. Теперь будем подбирать что-то взамен. У нас есть несколько вариантов, посмотрим, какой лучше подойдет по габаритам и по мощности.

Пока механики колдуют снаружи, внутри военной машины все еще дотаивает лед. Когда танк привезли в военную часть, он наполовину был заполнен грязью илом и льдом. Все это нужно вычистить.

- Если прикажут, чтобы танк стрелял – сделаем. Возможности есть, - уверены в военной части.

ПАСПОРТ ШЕРМАНА

При осмотре танка изнутри кое-что ценное военные все-таки нашли.

- Был обнаружен документ, скорее всего, это паспорт-формуляр. Можно даже прочитать надписи в нем, «средний танк М4 Шерман», «изготовлен в октябре 1944 года в Детройте». Еще видны чьи-то подписи. Возможно, это подписи членов приемной комиссии. А вот соседние поля остались пустые, значит танк не успел поступить ни в какую воинскую часть, - рассказал капитан Виктор Мазницын, заместитель командира войсковой части, где возрождают «Шерман».

Паспорт Шермана сохранился, но текст уже едва различим. Фото: Александр ГЛУЗ

Паспорт Шермана сохранился, но текст уже едва различим.Фото: Александр ГЛУЗ

Восстановить документ до первозданного вида вряд ли получится. Скорее всего, после того, как танк отправится в Петербург, его паспорт оставят в войсковой части на память о проделанной работе.

Восстановление американского танка.Специалисты Западного военного округа возрождают поднятый со дня Баренцева моря "Шерман"Александр ГЛУЗ

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также