"Невская застава" сделана для борьбы с наводнениями.
Фото: Александр ГЛУЗ
ЗАЖОРИСТЫЙ ИЗГИБ
29 марта МЧС сообщило, что до начала мая лед на центральных реках и каналах Петербурга будут вскрывать принудительно. «Выход на лед опасен для жизни», – приписали спасатели в смс, разосланных горожанам. Но остановит ли это петербуржцев? Находятся же экстремалы, которые прыгают по льдинам прямо за ледоколом.
- Уже не раз люди пытались перебежать только что сделанный во льду канал прямо у нас за кормой, - рассказывает Виктор Горбачев - капитан ледокола «Невская застава», единственного, который сейчас работает на Неве.
Капитан Виктор Горбачев.
Фото: Александр ГЛУЗ
- А другие стоят перед носом ледокола и фотографируют его. Их это радует, для людей это приключение, - с возмущением говорит Владимир Иванов, гендиректор ГУП «Пиларн», которому принадлежит судно.
А потом экипаж ледокола экстренно звонит в МЧС и сообщает о провалившихся в воду «фотолюбителях». Кого-то успевают спасти.
Эти истории команда ледокола рассказывает журналистам «КП», пока мы пробираемся через ледяные торосы. Судно идет стандартным маршрутом по Неве и как раз добралось до самого тяжелого участка - вверх по течению от моста Александра Невского. Тут всегда самые большие ледяные зажоры.
- Здесь Нева изгибается, да еще мелко, и в довершение всему стоит Финляндский железнодорожный мост, у которого много устоев (опор, – прим. ред.). В итоге здесь образуются самые большие торосы, зажоры, с которыми мы и боремся, - объясняет капитан.
Если до того ледокол просто шел, прорубая себе путь, то теперь он колет лед набегами. С разгону наваливается на ледяное поле, проламывает его своем весом, а потом отступает. И так раз за разом.
- В лучшие дни, пока лед не толстый, мы проходим путь от Тучкова моста до Володарского за 3-4 часа. А сейчас уходит не меньше 6 часов на тот же путь, - говорит капитан.
МОСТЫ В ЦЕНТРЕ, А ТОПИТ ОКРАИНЫ
В Петербурге уже сложилась зимняя легенда, будто ледокол пускают по Неве, чтобы пешеходы не срезали путь, перебегая с берега на берег, где вздумается, и не проваливались под лед. На самом деле ледокол нужен, чтобы бороться с наводнениями.
Пароход сделали специально для Санкт-Петербурга.
Фото: Александр ГЛУЗ
- Замечено, что зимние наводнения случались на Неве каждые 20 лет. Но стоило построить ледокол, как они почему-то сразу повторились два года подряд, - рассказывает начальник аварийной службы ГУП «Пиларн» Александр Иванов.
Он объяснил, механику ледяных подтоплений. Хитрость в том, что сам по себе лед на Неве не образуется – слишком сильное течение. Может, во времена Пушкина, река и могла замерзнуть, но тогда и зимы были суровее. А в наши дни лед в Неву приносит с Ладоги. Льдины несутся в потоке к Финскому заливу до тех пор, пока на их пути не встают петербургские мосты.
- У мостовых устоев лед и шуга (перемерзший мокрый снег) тормозят, сбиваются в кучи. Одни льдины уходят под другие. И в итоге просвет реки сильно сужается. Из-за этого вода не успевает утекать, она начинает подниматься, выходить из берегов, - говорит Александр Иванов.
Чаще всего топит территорию у проспекта Обуховской обороны, в районе Ижоры и поселка Понтонный, где сейчас строят новый завод.
- Доходило до того, что вода плескалась на полу электростанции Обуховского завода или начинались проблемы с канализацией, сливы которой выходят в Неву, - вспоминает Иванов.
ДЫРКА В ПРОБКЕ
Чтобы спасти город от таких подтоплений в 2010 году и был создан уникальный, единственный в своем роде речной ледокол «Невская застава». Его разработали и построили специалисты судостроительного завода «Алмаз». И главная особенность этого ледокола - рубка и мачта судна могут опускаться, когда оно проходит под мостами, а потом снова поднимаются. Это позволяет ледоколу в любое время работать на Неве.
Рубка судна может опускаться для прохода под мостами.
Фото: Александр ГЛУЗ
- В 2010-м мы в теории понимали, что ледокол пройдет, сломает лед и не то, что пробку из бутылки вытащит, но хотя бы дырку в ней сделает, и вода спадет. Все так и получилось. Мы в первый проход шли мимо Уткиной заводи, где так же стояли наши суда. И как только мы прошли – нам ребята позвонили и доложили, что у них лед сразу на 30 сантиметров осел, - говорит Александр Иванов.
МИГРИРУЮЩИЕ ПРОМОИНЫ
Нынешний сезон команда ледокола считает сложным. Зима хоть и пришла поздно (первый раз ледокол вышел на работу лишь в начале января), но зато потом наступили холода. С Ладоги принесло много льда. Но прочно он так и не встал, уровень воды постоянно то понижается, то повышается. Из-за этого непонятно, когда вода все-таки преодолеет критический уровень и разольется по берегам. Ледокол регулярно выходит в рейды.
Порой ледокол делает канал, а возвращаясь назад, снова прорубает себе путь, как будто и не проходил в том же месте пару часов назад - так быстро льдины забивают открытую воду.
- В этом году по факту в районе Дворцового моста полынья, перед мостом Александра Невского толщина льда 50-70 сантиметров, а выше этой переправы - 70 и более сантиметров, - отмечает Владимир Иванов.
Такой канал может снова обледенеть за считанные часы.
Фото: Александр ГЛУЗ
Только не подумайте, что раз толщина льда на Неве 50-70 сантиметров, то по нему все еще можно спокойно бегать. Петербургская река слишком коварна.
- По берегам много выпусков, сливов. Из них вытекает теплая вода. Из-за этого на реке образуется много опасных участков с непрочным льдом. Где они – никто вам точно не скажет. Из-за течения они образуются в разных местах. И люди рискуют оказаться на таком участке и провалиться, - рассказывает Владимир Иванов. - А посмотрите, что происходит у Авроры. У нас команда в шоке. Там же люди прямо к кораблю подходят. И ладно бы сами, еще же и детей тащат сфотографироваться. Они не понимают, что борт всегда теплее воды, лед возле него подтаивает и становится очень хрупким.
Обидно гендиректору «Пиларна» и когда говорят, будто люди проваливаются в полыньи и трещины из-за прохода ледокола.
- Это так же нелепо, как жаловаться, что человека сбила машина, когда он перебегал КАД, - сравнивает Владимир Иванов. - Нельзя выходить, есть даже официальный запрет. А мы просто делаем свою работу, прорубаем канал для воды.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В советские годы были созданы мощные речные ледоколы. Они успешно работали даже на сибирских реках. Но для работы в Ленинграде такие корабли категорически не годились. Они просто не могли пройти под мостами.
Так и родилась идея создать ледокол с опускающейся рубкой и мачтой. Но реализовали ее уже в наше время.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Весной 2017 года ледокол «Невская застава» работал на Онежском озере. Там в первые дни навигации 110 судов не могли пройти по намеченному маршруту из-за затянувшегося таяния льда. Пришлось расчищать им путь.
А до того, осенью 2016-го, ледокол спасал 11 судов на Неве, которые оказались в ледовом плену. Тогда стало понятно, что «Невской заставе» не хватает полноценного буксировочного устройства. Это обещают учесть при разработке второго корпуса подобного речного ледокола.
Летом ледоколу тожде найдется работа.
Фото: Александр ГЛУЗ
КСТАТИ
Летом ледокол «Невская застава» тоже трудится. Конечно, льда нет, но зато то и дело на Неве обнаруживаются нефтяные пятна. Судно вместе с другими «боевыми единицами» ГУП «Пиларн» выходит на ликвидацию таких эко-ЧП. Для этого у него на борту есть специальные щетки, насосы и контейнеры для сбора опасных отходов.