Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+13°
Boom metrics
Общество29 марта 2018 18:11

На Неве ломают лед: по рекам Петербурга пошел уникальный ледокол

Экстремалы пытаются перебегать каналы прямо за кормой корабля
Елена МИХИНА
"Невская застава" сделана для борьбы с наводнениями.

"Невская застава" сделана для борьбы с наводнениями.

Фото: Александр ГЛУЗ

ЗАЖОРИСТЫЙ ИЗГИБ

29 марта МЧС сообщило, что до начала мая лед на центральных реках и каналах Петербурга будут вскрывать принудительно. «Выход на лед опасен для жизни», – приписали спасатели в смс, разосланных горожанам. Но остановит ли это петербуржцев? Находятся же экстремалы, которые прыгают по льдинам прямо за ледоколом.

- Уже не раз люди пытались перебежать только что сделанный во льду канал прямо у нас за кормой, - рассказывает Виктор Горбачев - капитан ледокола «Невская застава», единственного, который сейчас работает на Неве.

Капитан Виктор Горбачев.

Капитан Виктор Горбачев.

Фото: Александр ГЛУЗ

- А другие стоят перед носом ледокола и фотографируют его. Их это радует, для людей это приключение, - с возмущением говорит Владимир Иванов, гендиректор ГУП «Пиларн», которому принадлежит судно.

А потом экипаж ледокола экстренно звонит в МЧС и сообщает о провалившихся в воду «фотолюбителях». Кого-то успевают спасти.

Эти истории команда ледокола рассказывает журналистам «КП», пока мы пробираемся через ледяные торосы. Судно идет стандартным маршрутом по Неве и как раз добралось до самого тяжелого участка - вверх по течению от моста Александра Невского. Тут всегда самые большие ледяные зажоры.

- Здесь Нева изгибается, да еще мелко, и в довершение всему стоит Финляндский железнодорожный мост, у которого много устоев (опор, – прим. ред.). В итоге здесь образуются самые большие торосы, зажоры, с которыми мы и боремся, - объясняет капитан.

Если до того ледокол просто шел, прорубая себе путь, то теперь он колет лед набегами. С разгону наваливается на ледяное поле, проламывает его своем весом, а потом отступает. И так раз за разом.

- В лучшие дни, пока лед не толстый, мы проходим путь от Тучкова моста до Володарского за 3-4 часа. А сейчас уходит не меньше 6 часов на тот же путь, - говорит капитан.

МОСТЫ В ЦЕНТРЕ, А ТОПИТ ОКРАИНЫ

В Петербурге уже сложилась зимняя легенда, будто ледокол пускают по Неве, чтобы пешеходы не срезали путь, перебегая с берега на берег, где вздумается, и не проваливались под лед. На самом деле ледокол нужен, чтобы бороться с наводнениями.

Пароход сделали специально для Санкт-Петербурга.

Пароход сделали специально для Санкт-Петербурга.

Фото: Александр ГЛУЗ

- Замечено, что зимние наводнения случались на Неве каждые 20 лет. Но стоило построить ледокол, как они почему-то сразу повторились два года подряд, - рассказывает начальник аварийной службы ГУП «Пиларн» Александр Иванов.

Он объяснил, механику ледяных подтоплений. Хитрость в том, что сам по себе лед на Неве не образуется – слишком сильное течение. Может, во времена Пушкина, река и могла замерзнуть, но тогда и зимы были суровее. А в наши дни лед в Неву приносит с Ладоги. Льдины несутся в потоке к Финскому заливу до тех пор, пока на их пути не встают петербургские мосты.

- У мостовых устоев лед и шуга (перемерзший мокрый снег) тормозят, сбиваются в кучи. Одни льдины уходят под другие. И в итоге просвет реки сильно сужается. Из-за этого вода не успевает утекать, она начинает подниматься, выходить из берегов, - говорит Александр Иванов.

Чаще всего топит территорию у проспекта Обуховской обороны, в районе Ижоры и поселка Понтонный, где сейчас строят новый завод.

- Доходило до того, что вода плескалась на полу электростанции Обуховского завода или начинались проблемы с канализацией, сливы которой выходят в Неву, - вспоминает Иванов.

ДЫРКА В ПРОБКЕ

Чтобы спасти город от таких подтоплений в 2010 году и был создан уникальный, единственный в своем роде речной ледокол «Невская застава». Его разработали и построили специалисты судостроительного завода «Алмаз». И главная особенность этого ледокола - рубка и мачта судна могут опускаться, когда оно проходит под мостами, а потом снова поднимаются. Это позволяет ледоколу в любое время работать на Неве.

Рубка судна может опускаться для прохода под мостами.

Рубка судна может опускаться для прохода под мостами.

Фото: Александр ГЛУЗ

- В 2010-м мы в теории понимали, что ледокол пройдет, сломает лед и не то, что пробку из бутылки вытащит, но хотя бы дырку в ней сделает, и вода спадет. Все так и получилось. Мы в первый проход шли мимо Уткиной заводи, где так же стояли наши суда. И как только мы прошли – нам ребята позвонили и доложили, что у них лед сразу на 30 сантиметров осел, - говорит Александр Иванов.

МИГРИРУЮЩИЕ ПРОМОИНЫ

Нынешний сезон команда ледокола считает сложным. Зима хоть и пришла поздно (первый раз ледокол вышел на работу лишь в начале января), но зато потом наступили холода. С Ладоги принесло много льда. Но прочно он так и не встал, уровень воды постоянно то понижается, то повышается. Из-за этого непонятно, когда вода все-таки преодолеет критический уровень и разольется по берегам. Ледокол регулярно выходит в рейды.

Порой ледокол делает канал, а возвращаясь назад, снова прорубает себе путь, как будто и не проходил в том же месте пару часов назад - так быстро льдины забивают открытую воду.

- В этом году по факту в районе Дворцового моста полынья, перед мостом Александра Невского толщина льда 50-70 сантиметров, а выше этой переправы - 70 и более сантиметров, - отмечает Владимир Иванов.

Такой канал может снова обледенеть за считанные часы.

Такой канал может снова обледенеть за считанные часы.

Фото: Александр ГЛУЗ

Только не подумайте, что раз толщина льда на Неве 50-70 сантиметров, то по нему все еще можно спокойно бегать. Петербургская река слишком коварна.

- По берегам много выпусков, сливов. Из них вытекает теплая вода. Из-за этого на реке образуется много опасных участков с непрочным льдом. Где они – никто вам точно не скажет. Из-за течения они образуются в разных местах. И люди рискуют оказаться на таком участке и провалиться, - рассказывает Владимир Иванов. - А посмотрите, что происходит у Авроры. У нас команда в шоке. Там же люди прямо к кораблю подходят. И ладно бы сами, еще же и детей тащат сфотографироваться. Они не понимают, что борт всегда теплее воды, лед возле него подтаивает и становится очень хрупким.

Обидно гендиректору «Пиларна» и когда говорят, будто люди проваливаются в полыньи и трещины из-за прохода ледокола.

- Это так же нелепо, как жаловаться, что человека сбила машина, когда он перебегал КАД, - сравнивает Владимир Иванов. - Нельзя выходить, есть даже официальный запрет. А мы просто делаем свою работу, прорубаем канал для воды.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В советские годы были созданы мощные речные ледоколы. Они успешно работали даже на сибирских реках. Но для работы в Ленинграде такие корабли категорически не годились. Они просто не могли пройти под мостами.

Так и родилась идея создать ледокол с опускающейся рубкой и мачтой. Но реализовали ее уже в наше время.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Весной 2017 года ледокол «Невская застава» работал на Онежском озере. Там в первые дни навигации 110 судов не могли пройти по намеченному маршруту из-за затянувшегося таяния льда. Пришлось расчищать им путь.

А до того, осенью 2016-го, ледокол спасал 11 судов на Неве, которые оказались в ледовом плену. Тогда стало понятно, что «Невской заставе» не хватает полноценного буксировочного устройства. Это обещают учесть при разработке второго корпуса подобного речного ледокола.

Летом ледоколу тожде найдется работа.

Летом ледоколу тожде найдется работа.

Фото: Александр ГЛУЗ

КСТАТИ

Летом ледокол «Невская застава» тоже трудится. Конечно, льда нет, но зато то и дело на Неве обнаруживаются нефтяные пятна. Судно вместе с другими «боевыми единицами» ГУП «Пиларн» выходит на ликвидацию таких эко-ЧП. Для этого у него на борту есть специальные щетки, насосы и контейнеры для сбора опасных отходов.