Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Политика17 апреля 2018 15:31

Подводники Петербурга – о русских субмаринах, помешавшим британцам бомбить Сирию: «Это не Голливуд. Мы сорвали атаку, не открывая огонь!»

Наши морские войска хитростью победили противника у берегов Средиземного моря
Маневрирование было опасным, но задачу выполнили

Маневрирование было опасным, но задачу выполнили

Фото: Сергей КУЛЕШОВ

Игра в кошки-мышки развернулась в восточной части Средиземного моря в ночь на 14 апреля. Кошек было две: «охоту» устроила пара российских подлодок проекта 636.3 «Варшявянка», по классификации НАТО – класса Kilo. На Западе их прозвали «черными дырами» за неуловимость для радаров. Роль мышки исполнила британская субмарина класса Astute, вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк». Они предназначались Сирии.

США, Великобритания и Франция нанесли ракетный удар по гражданским и военным объектам, расположенным в Сирии. Атака стала ответом на предполагаемое применение Дамаском химического оружия в городе Дума. Но британская подлодка Astute свой опасный груз оставила при себе: российские подводники просто не дали ей выполнить боевое задание.

«ЭТО НЕ ГОЛЛИВУД»

В морской столице России маневры в Средиземноморье оценивают по-разному. Знаменитый писатель-маринист Александр Покровский, по рассказам которого сняли фильм «72 метра», не видит в лавировании субмарин ничего экстраординарного.

– Обычная ситуация: одна подлодка маневрирует, другая ей «мешает», – поделился с «Комсомольской правдой в Петербурге» Покровский. – Правда, на самом деле никто никому не мешает. Просто кто-то чувствует за собой слежение, вот и все. Путь не перекрывают, не «бодают»: это не голливудский фильм, где обязательно нужно ставить на пути одной машину другую, чтобы кто-то куда-то врезался. Мешает только то, что приходится дополнительно нервничать при совершении маневров.

По словам писателя, когда две подлодки встречаются в нейтральных водах, и одна «прячется» от другой, все обычно ограничивается преследованием. Столкновения, а тем более оружие в ход не пускают, «иначе это будет уже не холодная война, а немножечко другая».

– Думаю, у британцев на борту произошел сбой, – считает Александр Михайлович. – То, что мы за ними следили, – это естественно: все следят за всеми. И то, что они нас сначала не заметили, наша большая удача.

Но, добавляет Покровский, если бы война вдруг вступила в горячую фазу, и британцы выстрелили по российской базе, «тогда бы мы ответили, и очень жестко».

«НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ»

Председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин оценивает операцию в Сирии так: «на войне как на войне».

– Перед нанесением ракетного удара по объектам в Сирии многие обратили внимание, что российские корабли, в том числе несколько подлодок, покинули пункт временного базирования в Тартусе, – отмечает Курдин. – Профессионалам-подводникам сразу стало понятно: вышли в Средиземное море для организации противодействия судам натовской коалиции. Главной целью было сорвать ракетный удар со стороны моря.

Надводные корабли – в частности, американские эсминцы с ракетным вооружением – сдержать мы не смогли бы. По крайней мере, без помощи торпед. А вот британская субмарина с крылатыми ракетами на борту – другое дело.

– Подлодка должна держать постоянный боевой курс, следовать определенной скоростью и на определенной глубине. Только тогда она может выпустить ракеты, – объясняет подводник. – Но если рядом маневрируют две подлодки, они ей помешают. Тот же самолет, например: чтобы ему запустить ракету, он не должен крутиться, вилять и выписывать мертвые петли, поэтому, если перед ним вьется истребитель, удар нанести не получится.

Активное слежение – это, по словам Курдина, единственный метод сорвать ракетный удар из-под воды, за исключением применения торпедного оружия. Наблюдатель как бы дает противнику понять: «Ты у меня на прицеле!». При этом таранить британцев, очевидно, никто не собирался: опасное маневрирование порой заканчивалось столкновением субмарин под водой, но «делалось это ни в коем случае не специально».

– На моей памяти это исключительно редкий случай: мы сумели сорвать ракетный залп иностранной подлодки без применения оружия, – подчеркивает эксперт. – Безусловно, маневрирование было опасным. Но задачу выполнили. Можно только поблагодарить наших подводников, которые показали высокий уровень профессиональной подготовки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ракетный удар по базе Шайрат в Сирии оказался ложной тревогой

СМИ Сирии заявили о новом обстреле страны. В Минобороны России нашему спецкору Александру Коцу, который находится в Дамаске, его не подтвердили. А затем и сами сирийцы опровергли факт атаки (подробности)

Военкор "КП" в Дамаске Александр Коц: «Томагавки» сбивали ракетами 70-х годов

Военный корреспондент "Комсомолки" передает из Сирии, пережившей ракетную атаку США и их союзников (подробности)

Военкор Александр Коц из Дамаска: В отличие от караул-патриотов, в Сирии никто не предъявляет России претензии за то, что она не развязала Третью мировую

На авиабазе, которую атаковали США и их союзники, все цело - нет ни одной выбоины во взлетно-посадочной полосе (подробности)

«Боевики встретили ракетные удары по Сирии ликованием». Военкор «Комсомолки» рассказал о первых ударах по Сирии

Наш самолет садился на российскую авиабазу Хмеймим за пять часов до начала ударов США и их союзников. С воздуха сияющая огнями Латакия не напоминала город, застывший в тревожном ожидании. В пятничный выходной вечер здесь кипела ночная жизнь (подробности)