2018-05-11T13:19:10+03:00

Почему фашисты во время войны сумели вывезти из СССР так много культурных ценностей

Руководители музеев не готовились к эвакуации. Это могло плохо для них закончиться
Поделиться:
Комментарии: comments1
Фото: Википедия. Так выглядела подлинная Янтарная комнатаФото: Википедия. Так выглядела подлинная Янтарная комната
Изменить размер текста:

ПРИОБЩИТЬСЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

В 1940 году, через несколько месяцев после подписания известного пакта Молотова-Риббентропа, в крупные и не очень крупные музейные центры нашей страны зачастили немецкие дипломаты и туристы. Среди последних было немало сотрудников спецслужб Третьего рейха. Они внимательно изучали выставленные там произведения искусства. Причем особенно интересовались предметами, имеющими какое-либо отношение к Германии.

Вот лишь один пример. Летом 1940-го высокопоставленный сотрудник дипломатической миссии Германии по пути из Москвы в Ленинград остановился в Новгороде. Он отправился в Софийский собор, где сделал несколько десятков фотографий Сигтунских ворот. По распространенной версии, этот артефакт был создан в Магдебурге в середине двенадцатого века.

- Подобная информация стекалась в Берлин, а затем шла в созданное летом 1941 года Имперское министерство оккупированных восточных территорий, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» доктор исторических наук профессор Борис Ковалев. - Таким образом оформлялась, если можно так выразиться, культурная составляющая плана Барбаросса.

Профессор Борис Ковалев

Профессор Борис Ковалев

- Почему же «компетентные советские органы» не пресекали эти подозрительные поездки?

- Чекисты, работающие на областном и районном уровне, не отличались высоким уровнем образования. И они не видели никакой опасности в том, что представители дружественной страны знакомились с русской культурой. Другое дело, если бы они фотографировали заводы и предприятия, железнодорожные и автомобильные мосты. Тогда бы принимали меры. А так - да ради бога.

ЭВАКУАЦИЯ НАКАЗУЕМА

- По опубликованным сведениям, за годы войны Петергоф потерял более шестнадцати тысяч музейных экспонатов, Царское Село - более тридцати тысяч. Такое впечатление, что музейщики не готовились к эвакуации находящихся в их ведении культурных ценностей?

- А как они могли готовиться?! Советская военная доктрина исходила из того, что враг, если он решится напасть на СССР, будет быстро отброшен за пределы нашей страны и боевые действия продолжатся на его территории. Директора музея, который занялся бы подготовкой к эвакуации, могли обвинить в паникерстве, в том, что он не верит в силу Красной Армии. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате не только из западных регионов, но даже из Пскова не удалось что-то отправить вглубь страны и тем самым спасти от разграбления. Ибо уже 9 июля враг вошел в этот древний город.

- Но все-таки какие-то ценности музейщики сумели вывезти из находящихся вблизи Северной столицы уникальных архитектурных ансамблей...

- Да, ряд экспонатов отправили в Ленинград и спрятали в подвалах Исаакиевского собора. А какие-то закопали в землю в парках, где находятся знаменитые дворцы.

То, что враг не вошел в Ленинград, спасло наши музеи. При этом некоторые были эвакуированы в Молотов (ныне Пермь) и Свердловск (Екатеринбург). Среди них и Эрмитаж. 30 июня и 20 июля 1941 года в Свердловск ушли два эшелона, на которых вывезли примерно две трети имевшихся тогда экспонатов. Их разместили в трех залах. Но надо понимать, что Эрмитаж – это особый случай. Здесь подготовка к эвакуации или, как говорили тогда, к разгрузке, началась после завершения советско-финской войны.

- Борис Николаевич, ваши коллеги утверждают, что сотрудники ряда музеев с первых дней войны все же стали готовиться к эвакуации. Как говорится, на свой страх и риск…

- Эвакуационные планы в СССР, безусловно, были. Но в первую очередь в тыл отправляли способные выпускать военную продукцию промышленные предприятия. По некоторым данным, с июня по декабрь 1941 года на восток были отправлены почти 2600 заводов и фабрик. Но ответственные за эвакуацию должностные лица в большинстве случаев относились к музеям как к второстепенным объектам. От музейщиков отмахивались: мол, есть более важные дела. К тому же, в том же Новгороде, впрочем, как и во всей стране, в июне-июле 1941 года царила полная неразбериха. Случалось, например, так. Утром директор какого-то музея, запросив у властей транспорт для вывоза ценностей, слышал в ответ: «Что вы панику сеете?! Спокойно работайте!», а днем в его кабинете раздавался телефонный звонок: «Почему бездействуете?! Никак немцев дожидаетесь».

Между тем среди музейных работников было много так называемых бывших людей – дворян, представителей дореволюционной интеллигенции. Они понимали, как важно спасти уникальные шедевры. Скажем, упоминавшиеся вами Сигтунские врата удалось эвакуировать в тыл. Оккупанты создали специальную группу, которая занималась их поиском. Для этого они даже внедряли своих людей в действующее подполье. К счастью, все было напрасно. Иначе Сигтунские врата, скорее всего, разделили бы участь Янтарной комнаты.

ЗА ЕДУ И ОДЕЖДУ

- Янтарная комната пропала бесследно. Вероятно, ее уже не существует. Почему, с вашей точки зрения, возврат культурных ценностей идет так медленно? Ведь большинство похищенных из Павловска, Пушкина, Петродворца артефактов до сих пор не вернулись в нашу страну?

- В Третьем рейхе существовала специальная контора, которая занималась отбором культурных ценностей для последующей отправки их в немецкие музеи. А именно - «Кунсткомиссон». Вывезенные при ее участии, то есть, по государственной линии, экспонаты вернуть относительно просто. Переговоры между странами обычно заканчиваются успешно. Например, недавно, в Великий Новгород возвратили крест, который ранее находился в Софийском соборе. Его нашли в Испании, в одной из военных академий.

Другое дело, что музеи и церкви уже по собственной инициативе грабили немецкие солдаты и низшие офицеры. Иногда они получали артефакты в качестве награды от командования. Солдаты отправляли экспонаты на родину. В конце и после завершения Второй мировой войны жители западных областей Германии порой отдавали их американцам в обмен на еду и одежду. Ценнейшие вещи время от времени всплывают на зарубежных аукционах. Чаще всего по очень высоким ценам.

- Но после завершения войны некоторые предметы культурного наследия Германии вывезли в Советский Союз. И немецкая сторона на протяжении многих лет добивается их возвращения.

- Здесь надо сказать вот о чем. Большинство наших солдат, которые вошли в Германию, были бедными даже по советским меркам людьми, к тому же не обремененными образованием. Поэтому их мало интересовали хранившиеся в немецких музеях сокровища. Вывозом в СССР культурных ценностей занимались в основном генералы и маршалы. Когда по собственной воле, когда выполняя указания вышестоящего командования или политического руководства страны. Многие артефакты потом попали в советские музеи.

Не следует забывать, что Германия – это страна-агрессор, поэтому требования немецкого правительства вернуть вывезенные из Третьего рейха предметы искусства не встречают понимания у российской общественности. Как ранее, у советской.

Тем не менее, в 1955—1958 годах Советский Союз передал ГДР часть вывезенных из нацистской Германии ценностей, включая Пергамский алтарь и Сикстинскую Мадонну.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С КУЛЬТУРЫ

- Известно, что в той же ГДР еще до середины семидесятых годов не были восстановлены многие из разрушенных во время войны дворцов и музеев. Между тем уже через четыре месяца после снятия блокады, советское правительство приняло решение восстанавливать находящиеся вблизи сильно пострадавшего Ленинграда – в Северной столице людям негде было жить - уникальные архитектурные ансамбли. Это же относится и к Новгороду. В одной из своих работ вы пишете, что такой подход это очень удивлял наших союзников по антигитлеровской коалиции: мол, русских судьба камней волнует больше, чем судьба людей.

Фото: Дмитрий Асташкин. Новгород после ухода оккупантов

Фото: Дмитрий Асташкин. Новгород после ухода оккупантов

- В годы Великой Отечественной войны советские власти и, в первую очередь, сам Сталин начали все чаще обращаться к дореволюционному прошлому страны. Это было нужно для поднятия патриотизма, объединения людей, независимо от их классового происхождения, на борьбу с врагом. Уже 24 июня, через два дня после начала войны в Ленинграде открыли несколько фотовыставок, посвященные русскому оружию. В 1942 году учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. 13 января 1944 года, за две недели до полного снятия блокады, были возвращены двадцать исторических топонимов, которые олицетворяли в прошлом столицу Российской империи: в частности, Невский проспект снова стал Невским, Дворцовая площадь – Дворцовой. Решение восстановить в кратчайшие сроки бывшие царские резиденции находится в этом же ряду: победившая фашизм страна ценит и уважает свое прошлое. И восстановление страны у нас начинается с возрождения ее культурных ценностей.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также