2018-05-22T12:48:29+03:00

Первый советский каскадер Александр Массарский: «Актерами рисковать нельзя. Но разве их удержишь»

«Комсомольская правда» продолжает уникальный проект «Герои вчерашних дней», в котором мы рассказываем, чем сейчас живут люди, известные почти каждому 10-20 лет назад
Артемий АГРАФЕНИН
Александр Массарский и сотни его ролей. Фото: личный архивАлександр Массарский и сотни его ролей. Фото: личный архив
Изменить размер текста:

Возможно, его имя и не на слуху. Но видели его все: 90-летний юбилей отметил легендарный каскадер, актер, изобретатель Александр Самойлович Массарский. Он по праву считается одним из основоположников отечественной школы каскадеров. Ведь Александр Самойлович более 60 лет занимается этим опасным делом. Созданный им отряд каскадеров «Ленфильма» многие годы работал на всех киностудиях страны. А сам Александр Самойлович снялся в сотнях фильмов: в его послужном списке хиты нашего кино – «Белое солнце пустыни», «Мертвый сезон», «Король Лир», «Транссибирский экспресс», «Блокада», «Человек-амфибия», «Тревожное воскресенье», «Стрелы Робин Гуда»...

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОФЕССИЯ

- Александр Самойлович, как становятся каскадерами?

- Полвека назад даже слова «каскадер» в обиходе не было, а на участие в трюковых съемках в кино приглашали спортсменов. Я на «Ленфильм» впервые попал в 1948 году. Тогда я увлекся самбо и нас, группу спортсменов, пригласили в массовку. Снимали фильм про разведчиков, и нужно было имитировать рукопашные схватки с фашистами.

В начале 1950-х я уже сам был тренером по самбо. Окончил вуз, работал инженером-конструктором, и такое хобби мне нравилось. Мой энтузиазм заметили, и по профсоюзной линии поручили заниматься спортом с работниками культуры и искусства, в том числе - с ленфильмовцами.

Трудовые будни. Фото: личный архив

Трудовые будни. Фото: личный архив

На студии снимали много картин про революцию и Гражданскую войну, в них часто нужно было организовывать рукопашные схватки. Постепенно в нашу группу влились люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта – мотоциклисты, автомобилисты, фехтовальщики, скалолазы... Они не были профессионалами, но все они были мастерами высокого класса.

С гордостью могу сказать, что слово «каскадер» появилось в нашем обиходе с моей подачи. До этого нас называли «трюкачами», «дублерами» – как угодно. А в одном французском журнале я прочитал, что у профессии есть имя – «каскадеры». Этой теме я даже в 1973 году посвятил статью в журнале «Нева».

Сейчас уже стало настоящей наукой, как правильно падать и исполнять трюки. А тогда не существовало ни методик, ни специальных курсов и подготовки. Мы сами придумывали, как исполнять сложные трюки. Учились часто на своих же ошибках. Но со временем на «Ленфильме» появился отряд настоящих профессионалов.

ТРАГЕДИИ СЛУЧАЮТСЯ

- Вы исполнили множество трюков. А какой вы считаете самым сложным?

- На самом деле, когда трюк подготовлен, а ты знаешь, как его исполнить – сложностей не возникают. Беда, когда на съемках происходит то, чего ты не ожидаешь.

По сюжету одной картины, на школьном выпускном вечере парень, бравируя перед девушками, прыгает с высоченной вышки. Дублер нашего героя должен был в свободном полете пролететь метров сорок, а дальше притормозить за счет троса, который крепился к грузовику. Но когда начали исполнять трюк, грузовик вдруг сорвался с места, оборвал трос и куда-то унесся. Каскадер полетел вниз без всякой страховки. Хорошо, что мой сын, Костя Массарский, тоже каскадер, успел поймать трос, и в последний момент удержать коллегу… Я потом спрашивал водителя: «Был же приказ не двигаться. Куда ты поехал?». А он говорит: «Так осветители попросили за водкой сгонять». Вот можно такое предусмотреть?

Кадр из фильма "Тревожное воскресенье".

Кадр из фильма "Тревожное воскресенье".

К счастью, часто подсказывает интуиция. Например, картина «Тревожное воскресенье» о пожарных, которые борются с огнем на пылающий в море танкер. В одной из сцен они прыгают за борт в воду. Высота сравнительно небольшая – метров 13-14. Я заранее спустился с аквалангом и обследовал дно, проверил глубину. Тут до меня дошло: когда люди будут «солдатиком» прыгать в воду, каска сработает как парашют и подвязанный под подбородком ремешок дернет голову вверх. Я всем велел каски расстегнуть. Половину мы, конечно, растеряли – да, и бог с ними! Съемки прошли без происшествий. Вскоре узнал, что на другой картине солдаты прыгали с небольшой высоты, и тоже в касках. Никто о ремешке не вспомнил. Многие получили серьезные травмы, а один погиб...

Увы, трагедии на съемочных площадках случались. В 1965 году на съемках трагически погиб великолепный актер Евгений Урбанский. Я давно взял себе за правило внимательно анализировать все ЧП – неважно, произошли они по твоей или чужой вине. Из ошибок нужно делать выводы.

Актер Евгений Урбанский погиб на съемках. Фото: кадр из фильма

Актер Евгений Урбанский погиб на съемках. Фото: кадр из фильма

Фильм «Директор» рассказывает об испытаниях первых советских грузовиков в условиях пустыни. Полуторки гоняли по барханам, взмывали вверх, «плюхались» в песок. Чтобы машины повыше прыгали, постановщики трюков соорудили трамплин. Но испугались, что в полете машина может перевернуться. Поэтому в кузов для тяжести накидали болванок. И это была их роковая ошибка. В полете болванки сместились и раздавили кабину, в которой сидел Урбанский...

НЕУДЕРЖИМЫЕ

- А бывают случаи, когда каскадер сам становится актером?

- В фильме «Белое солнце пустыни» я дублировал Павла Луспекаева. Он серьезно болел, перед съемками ему ампутировали обе ступни. А нам предстояли съемки на катере, где на Верещагина нападают басмачи. Решили, что изображать таможенника буду загримированный я, а Павла Борисовича будут выставлять на крупные планы. Так я стал партнером великого артиста.

Актеры часто рвутся в бой. Михаи

Петр Луспекаев и Александр Массарский. Фото: личный архив

Петр Луспекаев и Александр Массарский. Фото: личный архив

л Боярский в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» выполнял многие трюки сам. Трудно удержать Дмитрия Певцова, Алексея Серебрякова, Гоши Куценко, когда вскипает адреналин в крови.

Высоцкий сам исполнял некоторые трюки в «Интервенции». А в фильме о партизанах «Единственная дорога» он без дублера снялся в сцене, где его, закованного в кандалы, немцы переезжают на грузовике.

Владимир Высоцкий сам лег под грузовик. Фото: кадр из фильма "Единственная дорога".

Владимир Высоцкий сам лег под грузовик. Фото: кадр из фильма "Единственная дорога".

Алексей Баталов был режиссером и исполнителем главной роли в фильме «Три толстяка». В одном эпизоде его герой, канатоходец Тибул, убегая от погони, идет по канату, перетянутому через улицу. Баталов много тренировался, ему помогала его жена – известная цирковая актриса Гитана Леонтенко. В итоге он сам прошел по тросу.

Но если честно, я б актерами не рисковал. Представьте: снимают драку, и главному герою случайно царапают лицо. Крупным планом его уже не показать. У актера травма, а у фильма простой – все ждут, пока заживет. Однажды Луспекаев появился на съемках с рассеченным лбом: упал осветительный прибор. Рана глубокая, закрасить нельзя. Я придумал, что эту травму он получил по сюжету. В сцене на корабле ввели перестрелку с бандитами. Одна из пуль якобы разбивает стекло и осколок попадает в Луспекаева. Так рану «легализовали».

Об этой ране шла речь. Фото: кадр из фильма "Белое солнце пустыни".

Об этой ране шла речь. Фото: кадр из фильма "Белое солнце пустыни".

ИДИТЕ В БАНЮ

- Александр Самойлович, вам 90 лет. А вашей физической форме можно только позавидовать. Поделитесь секретами долголетия?

- Здоровый образ жизни. Вредных привычек у меня нет, мозг я постоянно стараюсь тренировать, каждое утро зарядка. На самом деле, каждый человек должен чувствовать свой организм. И поддерживать форму. Особенно вес.

- О, а об этом можно поподробнее?

- В 1959 году наша команда отправилась на Первенство СССР по самбо в Тбилиси. На тренировке спортсменов гоняют: баня, бег, тренировка в теплом костюме, диета. Но иногда «прицепятся» килограмм или два, и никак от них не избавиться. Все знают, что лишний килограмм можно согнать в парной бане. А перед тем чемпионатом парной бани мы так и не нашли. И я, как тренер, пообещал себе, что баню буду возить с собой. И разработал портативную баню, которую окрестили «тепловой установкой».

Та самая походная баня Массарского. Сейчас такие есть в каждом салоне красоты. Фото: личный архив

Та самая походная баня Массарского. Сейчас такие есть в каждом салоне красоты. Фото: личный архив

Парная баня – очень полезна. Я закончил институт физкультуры, где в программу включено много дисциплин по «физиологии спорта». Оказывается, в XIX веке в России было защищено 20 докторских диссертаций по паровым баням и их влиянию на организм. Позже и я защитил диссертацию на эту тему. Моя методика помогает сегодня не только спортсменам, но и солистам балета, активно используется в медицине. Моя тепловая камера позволяет без труда сбросить излишек веса.

При помощи тепла лечится около 200 заболеваний. На основе моей тепловой камеры, позже была создана даже «баня» для космонавтов, которую использовали на советских орбитальных станциях.

Кстати, все мои изобретения – исключительно моя собственная инициатива. Мне это было просто интересно. Многие по датам совпадают с новогодними, майскими или октябрьскими праздниками. Когда все гуляли на выходных, я сидел, как проклятый, и чертил. В годы работы на ЛОМО я разработал около 40 разных съемочных аппаратов для работы под водой и в космосе. Один из них – бокс для подводных съемок – использовали в работе над фильмом «Человек-амфибия».

 
Читайте также