2018-06-06T18:02:03+03:00

В Петербурге к 85-летию Андрея Вознесенского издали его книгу

Сборник великого шестидесятника представил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, почетным доктором которого поэт стал в 1998 году.
Галина ЛЕСУНОВА
О Вознесенском в СПбГУП вспоминают поэт Александр Танков, балетмейстер Олег Виноградов, писатель Олег Солод, ректор Александр Запесоцкий, профессор Анна Успенская и другие поклонники мастера.О Вознесенском в СПбГУП вспоминают поэт Александр Танков, балетмейстер Олег Виноградов, писатель Олег Солод, ректор Александр Запесоцкий, профессор Анна Успенская и другие поклонники мастера.
Изменить размер текста:

Мы его никогда не увидим, мы его никогда не забудем… В Научной библиотеке имени Даниила Гранина в СПбГУП читали Вознесенского: 11 мая поэту исполнилось бы 85 лет, и именно этому вуз посвятил второе издание книги «Рубанок носорога: избранные произведения о современной культуре». Первый выпуск состоялся десять лет назад - в год 75-летия Андрея Вознесенского.

«Ярко и талантливо»

Под обложкой - художественные тексты Вознесенского и его публицистика. В особый раздел собрали лекции и выступления поэта в дорогом для него СПбГУП.

.

.

Андрей Андреевич стал активно сотрудничать с университетом с девяностых, когда приехал в Петербург после многих лет отсутствия по приглашению ректора СПбГУП Александра Запесоцкого.

- Мы устроили его концерт в БКЗ «Октябрьский», пригласили учителей и школьников, - вспоминает академик Запесоцкий. - Он выступил в переполненном зале. Затем арендовали огромный Ледовый дворец. И там не было ни одного пустого места. Вознесенский спокойно относился к своей знаменитости. Он просто творил ярко и талантливо.

«Отчаянное новаторство»

Вознесенского называют выдающимся поэтом плеяды шестидесятников.

- Если бы тогда на улице спросили, с кем люди ассоциируют современность и даже будущее, назвали бы два имени: Гагарин и Вознесенский, - отмечает председатель секции поэзии Союза писателей Санкт-Петербурга Александр Тонков.

По словам главного редактора журнала «Невский альманах» поэта Владимира Скворцова, творчество Вознесенского - все равно что Вселенная со своими звездами, черными дырами и галактиками.

- Для моего поколения Вознесенский как букварь для первоклассника, - рассказывает Скворцов. - Купить книги было просто невозможно, но мы шли за ними в библиотеки.

- Помню, как родители принесли книгу «Треугольная груша» и как меня поразило это название, - говорит почетный профессор СПбГУП, доктор филологических наук Анна Успенская. - Это был 1963 год. Но даже сейчас многие стихи звучат как поэтическая дерзость: отчаянное новаторство как было, так и есть.

«Целую, твой вознесенский»

Народный артист СССР, художественный руководитель кафедры хореографии СПбГУП Олег Виноградов вспомнил, как Вознесенский помог ему поставить балет.

- Я пытался понять «Слово о полку Игореве» в течение девяти лет, - делится Виноградов. - Семидесятые. Балет к тому времени попал в тупик: развиваться на классической базе больше было нельзя, а ничего другого из-за железного занавеса мы не видели. Обратился к Юрию Любимову. Он собрал компанию, в которой был и Вознесенский, и заставил меня рассказать позицию балета. Именно Вознесенский произнес фразу, которая определила концепцию: «Все балеты посвящены красоте женщины - назовите его «Ярославна». Все сразу встало на свои места.

В библиотеке вуза открыли выставку "Андрей Вознесенский - Почетный доктор СПбГУП".

В библиотеке вуза открыли выставку "Андрей Вознесенский - Почетный доктор СПбГУП".

А народный артист России, классик речевого жанра Сергей Новожилов рассказал, как провел с Вознесенским… ночь в постели. Между поэтом и артистом завязалась дружба. И однажды, во время очередного визита Новожилова, они даже ночевали в одной кровати, «как солдаты в казарме».

- Меня Андрею порекомендовал Евтушенко, - вспоминает Новожилов. - В то время я просто бредил поэмой «Мастера». Внезапно приходит телеграмма: «Завтра в Театре эстрады ты читаешь моих «Мастеров», начало в шестнадцать часов, дорогу оплачу. Целую, твой Вознесенский». Тогда он меня еще ни разу не видел. Я дебютировал в переполненном зале. Книги расхватывали!

«Связь времен»

- Часто говорят, что поэзия умерла, что мы живем в непоэтические времена и что последние поэты вымирают, словно динозавры, - говорит Тонков. - Конечно, интерес к поэзии кажется ниже: раньше поэты собирали стадионы. Но когда я смотрю на эту книгу, то верю, что поэзия жива.

В СПбГУП обещают сделать все, «чтобы молодежь знала стихи Вознесенского, чтобы не забывали его имя, чтобы не распадалась связь времен».

- Человек ищущий, с колоссальным интересом к жизни, чувствительный к окружающему, ведущий, казалось, диалог со Всевышним, - описывает Вознесенского Александр Запесоцкий. - При этом он был чрезвычайно доброжелательным, лишенным «звездного» нахрапа. Жил внутренней жизнью, понимая, какой след оставляет в культуре. Осознавая свое величие.

 
Читайте также