2018-07-03T19:33:41+03:00

Батискаф, который Конюхову построят в Петербурге для погружения в Марианскую впадину, обойдется в двенадцать миллионов долларов

Первое погружение наметили на март 2021-го
Поделиться:
Комментарии: comments20
Дна желоба пока коснулись только троеДна желоба пока коснулись только троеФото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
Изменить размер текста:

КАРТИНА ДНЯ в Петербурге. Федор Конюхов уходит на дно

00:00
00:00

Путешественник Федор Конюхов и полярник Артур Чилингаров покорят очередную «вершину» мира – Марианскую впадину – на глубоководном аппарате, построить который помогут в морской столице России. Как сообщил радио «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» сам Конюхов, над батискафом работают и еще будут работать несколько предприятий, в числе которых и петербургские.

ДАЛЬШЕ, ЧЕМ ЛУНА

– Первое погружение намечено на март 2021 году, – рассказал «Комсомолке» Федор Конюхов. – Исследовательская команда будет большая, но сначала погрузимся вдвоем с Артуром Николаевичем.

По задумке, пилоты двухместного аппарата не только достигнут дна, но и будут оставаться там двое суток, чтобы провести научные опыты. Главная задача – взять грунт с двух тектонических плит, Филиппинской и Тихоокеанской: именно они образуют самую глубокую впадину Мирового океана.

– Грунт оттуда еще не доставали, а он бы дал важнейшую информацию для ученых, – объясняет Конюхов. – Интересно такое погружение и военным. Вы только подумайте: на Луну было семь экспедиций, а в Марианскую впадину погружались только дважды! Глубина трещины, как замеряли в последний раз с нашего научно-исследовательского судна «Витязь» в 1957 году, – 11 022 метра. А ведь рядом еще есть желоб Тонга, и предполагают, что он может быть даже глубже.

Достать дна Марианской впадины пока удалось лишь троим. В 1960-ом, за год до полета Гагарина в космос, в Бездну Челленджера, самую глубоководную точку желоба, на батискафе «Триест» погрузились швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш. Спустя полвека, в 2012-ом, их опыт повторил режиссер Джеймс Кэмерон, причем он в аппарате находился в одиночку.

ТИТАНОВАЯ СФЕРА

Батискаф для новой экспедиции будет двухместным. Вертикальная конструкция длиной в двенадцать метров опустится вниз под действием балласта массой в полтонны. Чтобы не отклониться от траектории, аппарату придется постоянно вращаться. Для всплытия груз просто сбросят, а для перемещения по дну задумали дюжину двигателей.

Примерно так, по задумке, будет выглядеть аппарат. Фото: Официальный сайт Федора Конюхова

Примерно так, по задумке, будет выглядеть аппарат. Фото: Официальный сайт Федора Конюхова

Выжить на астрономической глубине пилотам помогут титановая сфера и баллоны со сжиженным кислородом. В помощь ученым аппарат оборудуют камерами и манипуляторами для сбора образцов. Разработка и строительство оценивают минимум в двенадцать миллионов долларов, при этом задействовать собираются, по словам Конюхова, только частный капитал.

– Батискаф будет рассчитан на пятьсот погружений, – отмечает путешественник. – Понятно, что столько никто не сделает. Но в США и Европе уже есть желающие в будущем взять батискаф в аренду. Ведь в мире много глубоководных мест.

БОЛЬШЕ РОМАНТИКИ

В марте исследователи встречались с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым, на которой подняли проблему глубоководных погружений. На встрече присутствовали руководители петербургских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». «Рубин» проектирует комплекс «Витязь», который сможет погружаться на двенадцать километров. «Малахит» – автор проекта аппарата «Консул», который способен работать под шестикилометровой толщей воды.

На каком этапе находится разработка батискафа сейчас, конструкторы пока не сообщают. На верфях города на Неве, которые могли бы справиться со столь масштабным проектом, тоже хранят молчание. Но то, что договоренность достигнута, а ОСК не отрицают.

– У нас все есть: материалы, технологии, специалисты. Все, кроме… желания, – огорошил неугомонный путешественник. – Встречался с Владимиром Путиным, чтобы ускорить строительство, он пообещал помочь. За границей говорят, что построили бы батискаф за два года, но хочется, чтобы его сделали у нас. А нам не хватает любознательности, патриотизма, романтики. Мы должны познавать, нашим дети и внуки должны быть исследователями!

Еще больше материалов по теме: «Федор Конюхов»

Понравился материал?

Подпишитесь на нашу тематическую рассылку Наука, чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также