2018-10-04T11:46:47+03:00

Уроки Милоша Формана: Побеждать так же трудно, как и прекрасно, но альтернативы нет

Покорить Голливуд удается единицам. Да что Голливуд - весь мир!Покорить Голливуд удается единицам. Да что Голливуд - весь мир!
Изменить размер текста:

Назовите сходу десять лучших российских режиссеров современности. Ну хорошо – пять. Затруднились? Возможно, сегодня слишком много режиссеров, и таланта у Бога на всех не хватает? Все-таки это штучная профессия. А вот Милоша Формана вы наверняка знаете. Хотелось бы посмотреть на человека, который не видел как минимум «Пролетая над гнездом кукушки»! Если соберетесь в кинотеатр «Аврора» с 6 по 8 октября, чтобы посмотреть этот фильм, а также «Амадея» и «Волосы», задумайтесь: в чем вообще магия кино? Что нас так влечет в кинозалы?

«РЕДКО ВСПОМИНАЛ ДЕТСТВО»

«Всю жизнь мне казалось: можно больно пораниться, оглядываясь назад, поэтому я редко вспоминал свое детство. Было слишком грустно прокручивать назад собственную жизнь...»

(здесь и далее – отрывки из автобиографии Милоша Формана «Круговорот»)

Если бы сценарист принес такой сценарий, ему могли бы сказать: ну ты и накрутил!

Судьба Милоша Формана и сама похожа на кинофильм, причем такой, когда и плачешь, и смеешься попеременно.

Когда мальчику исполнилось семь лет, и он только что пошел в школу, отца арестовали по доносу малознакомого человека, который, как оказалось, им завидовал. И с приходом нацистов в Чехословакию увидел свой шанс превратиться из ничтожества в вершителя судеб. С его же подачи, тоже по надуманному обвинению сослали в концлагерь и мать. И папа, и мама погибли в застенках. А Милош жил то у одного родственника, то у другого. Так начались скитания Милоша Формана, растянувшиеся на всю жизнь.

Милош Форман и Джек Николсон

Милош Форман и Джек Николсон

«ЗА СТЕКЛЯННОЙ СТЕНОЙ"

«Может быть, этот вечер воскресил во мне переживания десятилетнего мальчика, у которого никогда не было времени прижиться где-то, который постоянно осознавал себя отторгнутым от эмоциональной общности чужой семьи. Это ощущение, будто ты стоишь возле стеклянного дома и видишь все, что происходит внутри, но не становишься действующим лицом этих событий, а остаешься сторонним наблюдателем».

Жестко, но факт: абсолютно счастливые люди редко становятся великими поэтами, писателями, художниками, режиссерами.

Переживания, воспоминания, сомнения, с одной стороны, и вера в себя и неизбежности пути – с другой, вот та гремучая смесь, которая питает заложенный природой талант.

«ЧТОБЫ ФИЛЬМ НЕ КОНЧАЛСЯ»

«...родители повели меня в кино «Прогресс», и на сей раз я увидел «Белоснежку и семь гномов» Уолта Диснея. Фильм привел меня в состояние транса. Краски были такими яркими, музыка — просто неземной, а хорошо известная история оказалась такой захватывающей, что я не знал, как мне вести себя. Я хохотал до слез, визжал от восторга, кусал губы, подбадривал гномов, обожал Белоснежку, и мне хотелось, чтобы фильм никогда не кончался».

Так в детстве определилась судьба будущего обладателя двух «Оскаров», двух «Золотых глобусов», «Золотого медведя» и прочих высших кинонаград. Позже Форман окончил Киношколу в Праге. Но до «Оскаров» было еще очень далеко.

Фото: кадр из фильма "Пролетая над гнездом кукушки"

Фото: кадр из фильма "Пролетая над гнездом кукушки"

«БЫТЬ ОТТОРГНУТЫМ"

«...во всех своих фильмах я вижу отверженных, и я знаю, что они чувствуют, пытаясь пробиться через непроницаемую стену чужих эмоций».

Это ощущение отверженности и Форман не забыл никогда и, более того, сумел самым убедительным образом передать это на экране. Он сопереживает, но чтобы и мы, зрители, сопереживали, все-таки нужен талант.

«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК»

«Режиссеру во время съемок приходится держать в голове весь фильм, чтобы в конце концов сотни крохотных эпизодиков соединились в одно целое. Можно сравнить эту работу с попыткой удержать карточный домик на ладони в течение трех месяцев, и она требует огромной сосредоточенности. Сейчас, когда я снимаю картину, моя жизнь останавливается. Мне никогда не удавалось одновременно снимать фильмы и крутить романы».

А как иначе? На год или два, пока снимается фильм, режиссер становится всеми своими героями сразу, и их жизнь – это и его жизнь. Может, поэтому сегодня так много плохих фильмов, что все не столько работают, сколько крутят романы?

Кадр из фильма "Амадей"

Кадр из фильма "Амадей"

«ПРОГУЛЯТЬСЯ ВОКРУГ ДОМА»

«Оглядываясь на мои первые фильмы, я могу сказать, что все они посвящены попытке ясного осознания жизни. <...> мне хотелось просто прогуляться вокруг дома, посмотреть на окружающую меня жизнь, увидеть, что же в ней происходит».

Все сюжеты своих будущих фильмов Форман «подсмотрел» в жизни. Побывал на празднике среди пожарных; наткнулся на статью о сбежавшей из дома девушке; побывал у психиатра, когда развелся с первой женой и впал в депрессию... И так далее. Общим местом стали слова о том, что зрителей цепляет история. А ты попробуй увидеть эту историю! Ведь большинство из нас проходит мимо. Но только не режиссеры! У них другая проблема: успеть бы снять все, что хочется!

Кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта"

Кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта"

«БЕЗ МАНЕРНОСТИ»

«...в это время уже начало складываться мое художественное кредо. Я до сих пор не люблю манерность, оперные страсти, пафос, до сих пор не верю жестам и позам, которые не похожи на повседневные. Я думаю, что в самом обычном поведении, если внимательно всмотреться, можно увидеть достаточно драматизма»

Вот тут и проходит тонкая грань между талантом и попытками его изобразить. К сожалению, сами современные «творцы» иногда не могут посмотреть на себя и свои «творения» со стороны. И никто не скажет им, что король-то голый! Может, им почаще смотреть признанные шедевры? Так ведь вроде смотрят, а толку-то! Это скорее вопрос вкуса и безвкусицы. 50 на 50: либо дано, либо нет.

Кадр из фильма &quot;Волосы&quot;

Кадр из фильма "Волосы"

«ПРИСТУПЫ ПАНИКИ»

«Я настолько не знал кухни кинопроизводства, что для меня не существовало ничего невозможного, хотя во время съемок я испытал несколько приступов панического ужаса. <...> все, что я видел, казалось мне таким банальным, что я пугался. Господи, думал я, это так скучно! Кому захочется это смотреть?»

Трудно идти против течения. Но, как показывает опыт, в том числе и Милоша Формана, возможно. Идеология, доведенная до идиотизма – страшная вещь. Нам сегодня, живущим и жалующимся на жизнь, притеснения, ограничения, трудно себе представить ТАКОЕ тотальное ограничение, какое царило в социалистической Чехословакии.

Отголоски этих впечатлений видны в творчестве Формана. Особенно ярко – в фильме «Народ против Ларри Флинта» и, конечно, в «Кукушке». Так что такое свобода и несвобода, определяются ли они только местонахождением?

Тем не менее на родине Форман снял фильмы, которые открыли ему дорогу в Америку.

Фото: "Petr Novák, Wikipedia

Фото: "Petr Novák, Wikipedia

«СТРЕМИЛСЯ ПОБЕЖДАТЬ»

«Всю свою жизнь я стремился побеждать. Желание быть первым всегда было одной из основных движущих сил моей жизни, и мне всегда было интересно наблюдать, как проявляется это желание у других людей».

В Америке Форман был «понаехавшим». Узнал, как прожить на 1 доллар в день. Как обивать пороги. Как находить друзей и единомышленников, тех, кто в тебя поверит. А главное, как находить деньги на съемки! Смешно, когда вещают: главное – верить в себя. Можно и верить, а потом удивляться, что ты в одиночестве. Секрет в другом: надо делать. И при наличии таланта все и сложится. В Америке Форману пришлось повторить весь путь заново. И ведь он повторил, да еще как!

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также