Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Авто4 декабря 2018 13:35

Петербург у руля: За семь лет на заводе Hyundai собрали полтора миллиона автомобилей

«Комсомолка» узнала, как в Северной столице делают самые популярные в России машины
Завод компании Hyundai начал промышленную сборку в январе 2011 года.

Завод компании Hyundai начал промышленную сборку в январе 2011 года.

Фото: Олег ЗОЛОТО

АВТОПРОМ, КАК «ТЕРМОМЕТР» ЭКОНОМИКИ

Уровень промышленного развития любой страны можно определить по одному единственному признаку: имеет ли государство собственное автомобильное производство. Автопром – это «термометр» экономики.

Во времена СССР советские граждане гордились самыми лучшими в мире ракетами, танками и самолетами, искусством. Но вот с автомобилями в Союзе было не очень. «Жигули», «Москвичи» и «Волги» хоть и являлись предметом гордости их владельцев, но сильно отставали в технологичности от иномарок. К концу 80-х годов прошлого века этот разрыв стал пропастью.

Но даже в СССР Ленинград никогда не претендовал на звание центра автомобильной отрасли. В Политехническом институте выпускали хороших специалистов, но работать они отправлялись в Горький (ныне Нижний Новгород – прим. ред.), Тольятти или Москву. «Свои» автозаводы у города на Неве были лишь на рубеже XIX-XX веков, когда в Петербурге работала «Экипажная фабрика Фрезе и К» одного из создателей первого русского автомобиля Яковлева и Фрезе. После начала Первой мировой войны в город на Неве из Риги перебрался знаменитый «Руссо-Балт», был еще «Лесснер», но октябрь 1917 года поставил крест на всех планах.

Уже после революции на Путиловском заводе кроме тракторов стали собирать броневики для нужд красной армии, А в 20-30-х годах прошлого века ленинградские авторемонтные предприятия пытались выпускать единичные экземпляры легковушек, например, «Л-1». Но дальше экспериментов дело не пошло. Да, город был промышленным гигантом, но автопромом не занимался.

А вместо сердца - "пламенный" мотор.

А вместо сердца - "пламенный" мотор.

Фото: Олег ЗОЛОТО

ИЗ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ В «РУССКИЙ ДЕТРОЙТ»

Но при СССР власти Ленинграда не могли просто сказать: «Хотим делать машины». Какой завод и где строить – решали в Москве. При плановой экономике лишняя конкуренция внутри страны была не нужна. Все изменилось после 1991 года. В России появились заводы, на которых начали собирать иномарки.

В 2002 году в Ленинградской области запустил свой конвейер всеволожский Ford. Уже к 2008 году в окрестностях «русского Детройта» работал завод американской компании General Motors, а также японские Nissan и Toyota.

«За» город на Неве сыграли удобная и удачная логистика – близость к Европе, откуда идет часть комплектующих и оборудования, наличие морского порта, куда приходят контейнеры с деталями, развитая транспортная сеть, по которой машины можно отправлять в другие регионы.

Посчитав все «за» и «против» в Петербург пришел и крупнейший корейский производитель Hyundai Motor Group (включает в себя Hyundai Motor и Kia Motors), в 2008 году начавший строить завод полного цикла в Курортном районе Северной столицы.

ПОГЛАДИТЬ, ПОЖЕНИТЬ, УМЫТЬ

Завод компании Hyundai (официальное название – «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» или сокращенно ХММР) начал промышленную сборку в январе 2011 года, и скоро с конвейеров уже сходили более двухсот тысяч машин в год. Сейчас здесь собирают три модели: Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. А недавно, в феврале 2018 года, на предприятии сделали полуторамиллионный автомобиль.

Первое, что встречает человека, приехавшего на Горское шоссе, где стоят производственные корпуса – парковка для работников. По большей части она патриотично заполнена родной продукцией.

Первый этап рождения автомобиля происходит в цеху штамповки. Здесь многотонные вырубные прессы мощными ударами создают детали будущих легковушек и кроссоверов. За четыре операции из стального листа получается боковина, двери, капот, крыша и другие детали кузова.

Процесс штамповки почти полностью автоматизирован и лишь оператор у пульта управления следит за отсутствием ошибок.

Процесс штамповки почти полностью автоматизирован и лишь оператор у пульта управления следит за отсутствием ошибок.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- У нас есть несколько комплектов сменных штампов, что позволяет оперативно подстраиваться под производственную необходимость и выпускать детали для одной из четырех собираемых на заводе моделей, - рассказала руководитель PR-службы ХММР Мария Мальцева.

Сам процесс штамповки почти полностью автоматизирован и лишь оператор у пульта управления следит за отсутствием ошибок или сбоев.

Результатом работы цеха становятся стройные ряды заготовок, которые погрузчиками доставляют на линию сварки.

Результатом работы цеха становятся стройные ряды заготовок, которые погрузчиками доставляют на линию сварки.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Результатом работы цеха становятся стройные ряды заготовок, которые погрузчиками доставляют на линию сварки. Тут присутствия человека еще меньше. Мощные клешни роботов сами спаивают части «конструктора» в цельный каркас. Но какой бы точной ни была машина, а без живых глаз и рук проконтролировать качество пока невозможно.

Операторы гладят ладонями каждую деталь, чтобы на ощупь найти малейшую неровность.

Операторы гладят ладонями каждую деталь, чтобы на ощупь найти малейшую неровность.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Операторы гладят ладонями каждую деталь, чтобы на ощупь найти малейшую неровность – вдруг от сварки прикипела капля металла - и устранить ее. Дальше, после нескольких операций, собранный и подготовленный к окраске кузов идет в цех окраски, где купается в ванне с защитным грунтом и получает свой цвет из «рук» очередных роботов.

Затем заготовка попадает в сборочный цех. Здесь самое большое число сотрудников, которые вручную комплектуют ползущий по линии конвейера автомобиль электрикой, элементами салона, бамперами и передней панелью. Дальше идет процесс, когда-то остроумно названный «свадьбой».

В городе на Неве всегда хотели производить машины, но получилось это только в наше время.

В городе на Неве всегда хотели производить машины, но получилось это только в наше время.

Фото: Олег ЗОЛОТО

В машину ставят двигатель, собранный на подрамнике вместе с коробкой передач и приводами колес. После того, как кузов и мотор «поженились», остается доукомплектовать авто сиденьями, запаской, и вклеить лобовое стекло. Дальше легковушка встанет на колеса и отправится на линию проверки, где контролеры сверят комплектацию, осмотрят кузов и прогонят автомобиль под струями воды, чтобы исключить возможность протечки.

Блестящими, «умытыми», с горящими фарами, машины выезжают из цеха и ровными рядами встают на площадку готовой продукции в ожидании автовоза. Именно отсюда их, с клеймом «сделано в Петербурге», повезут по городам России.

ГЛАВНОЕ – ЛЮДИ, А НЕ РОБОТЫ

Как говорят сами корейцы, заводчанам: «Вы счастливые, потому что знаете, для кого делаете машины». И это правда, ведь почти все полтора миллиона собранных здесь автомобилей, проданы в нашей стране. С корейских заводов продукция по большей части идет на экспорт.

Но автопроизводство – это не только станки или роботы. Главное, как и везде – люди.

- У нас на предприятии более 2200 человек и 99 процентов из них - это петербуржцы. При этом почти все, придя на завод, остаются надолго. Работают по пять и больше лет, - рассказал директор по производству Андрей Казак. – И мы это ценим, двери у начальства всегда открыты – любой человек может зайти, поговорить, обсудить производственные или личные проблемы.

Директор по производству Андрей Казак.

Директор по производству Андрей Казак.

Фото: Олег ЗОЛОТО

А распространенное мнение, будто на иностранных заводах россияне остаются на вторых ролях, оказалось всего лишь мифом.

- Я работаю здесь уже семь лет. Начинал с обычного сборщика, стал бригадиром. После обучения в Корее рос дальше, и теперь руковожу сменой в триста человек, - рассказывает бригадир сборочного цеха Андрей Беспалов.

Сейчас все управленцы в цеху сборки – россияне. Почти все инженеры «выросли» из простых рабочих, имеющих соответствующее образование. Кроме того, на ХММР есть Департамент качества, сотрудники которого заняты тем, чтобы сделать именно наш, российский автомобиль, лучше.

Андрей Беспалов - руководитель смены цеха сборки.

Андрей Беспалов - руководитель смены цеха сборки.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- У нас карьеру сделать может любой, были бы способности, - подхватывает Андрей Казак. – Главное учить английский, так я всем говорю. Это сейчас на любом современном предприятии необходимо.

Конечно, можно сказать, что работодатель сам заинтересован в качественных кадрах, но ведь и город получает подготовленных высококлассных специалистов. На данный момент самый острый кадровый голод в отечественной промышленности – в инжинерии. После многих лет, когда молодежь массово училась на юристов и финансистов, оказалось, что «синие воротнички» нужны гораздо больше.

ОТЕЧЕСТВЕНОЕ НОУ-ХАУ

На заводе Hyundai стремятся развеять стереотипы о непрестижности работы на конвейере. Здесь чуть ли не ежедневно устраивают экскурсии по цехам. И большую часть «туристов» составляют старшеклассники и студенты.

- Ежегодно к нам на завод приходят по пять-шесть тысяч человек, - говорит Мария Мальцева. – Это ребята, которые учатся на технических специальностях, или интересующиеся автопроизводством. У нас на заводе уже есть работники, которые когда-то приходили на экскурсию.

На конвейере работают и женщины.

На конвейере работают и женщины.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Все это помогает молодежи понять, что жизнь есть не только в офисе за компьютером. Быть классным штамповщиком или оператором линии также интересно. Более того, для этого нужен талант. Петербургское предприятие - единственное в мире среди всех заводов Hyundai Motor, где за один «удар» штамповочного пресса научились делать четыре внутренние панели двери, а не две. Это наше, российское ноу-хау.

Да и на линии никто не пытается сделать из человека робота. Все сотрудники, а среди них есть и девушки, умеют выполнять как минимум четыре операции и в течение дня они меняются позициями, чтобы не зацикливаться на одном и том же. На заводе считают, что россияне – самые лучшие работники.

- Я уверен, что если нашему человеку дать соответствующие условия, то он будет выпускать более качественную продукцию, чем иностранцы, - считает Андрей Казак. – В декабре 2016 года мы стали лучшими среди всех предприятий Hyundai в мире.

Здесь уверены: это не «чужой» завод, а что ни на есть свой, российский.

- Конечно, на сто процентов наш! – с жаром заявляют все собеседники «Комсомолки». – Сейчас из десятков корейских инженеров, которые запускали производство восемь лет назад, в цеху сборки, например, остались только двое. Остальные – наши.

И это понятно, ведь если предприятие стоит на российской земле, а машины собирают россияне из произведенных в России комплектующих (из-за границы привозят лишь двигатели и часть электроники), то странно считать иначе.

КСТАТИ

Сейчас все три собираемых на ХММР модели, три входят в ТОП-5 самых продаваемых автомобилей в России. При этом предприятие работает в три смены со стопроцентной загрузкой.

Автомобиль готов!

Автомобиль готов!

Фото: Олег ЗОЛОТО

Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Сейчас в Hyundai Motor рассматривают планы по строительству моторного завода в России И весьма вероятно, что он может появиться в Санкт-Петербурге, ведь компании ХММР принадлежит территория в двести гектаров на Горском шоссе, тогда как завод занимает всего шестьдесят из них.

Это российский завод.

Это российский завод.

Фото: Олег ЗОЛОТО