Смартфоны, планшеты и компьютеры стали незаменимым помощником в жизни каждого из нас. Оплатить счета, купить билет на самолет или заказать новые ботинки теперь можно в два клика. Не нужно стоять в очередях или тратить время на дорогу – интернет позволяет совершить массу операций, не выходя за порог квартиры.
Сейчас в «онлайн» переезжают все больше организаций. Причем, не только частных, но и государственных. Фонд социального страхования (ФСС РФ) – одно из таких ведомств. За последние несколько лет компания создала несколько успешных проектов, упростив жизнь миллионов россиян. О том, как компания встала на «цифровые» рельсы и каких успехов достигла, в ходе круглого стола, в «Комсомольской правде» рассказали представители Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Фонд социального страхования – государственная организация, которая отвечает за страхование граждан на работе, оплачивает больничные листки и обеспечивает инвалидов льготными техническими средствами реабилитации. Всего ведомство предоставляет 19 видов услуг для разных категорий граждан.
- Нашими клиентами является большая часть жителей Ленинградской области, - говорит управляющий Ленинградским региональным отделением ФСС РФ Геннадий Щемелев. – До недавнего времени по нашим услугам преобладал бумажный документооборот. Но в рамках общего тренда по цифровизации мы видели необходимость оптимизировать услуги и перевести их в «онлайн».
Реализацию новых программ в ФСС Ленинградской области начали с главного – листков временной нетрудоспособности. Это флагманский проект, поскольку касается всего работающего населения региона.
До 2017 года оформление больничного доставляло немало хлопот. Заболевший сотрудник боялся испортить документ или потерять, врач – заполнить графы неправильно, а государство тратило деньги и время на выпуск бланков со спецзащитой. Теперь процедура стала гораздо проще. Полтора года назад в России узаконен больничный бюллетень нового поколения — электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). Он имеет такую же юридическую силу и функции, как и обычный бумажный больничный.
- Процедура обработки документов стала проще, - рассказывает Геннадий Щемелев. - Сокращается время на оформление документа, а значит, больше внимания врач может уделить пациенту. К тому же, исключается возможность фальсификации и страхового мошенничества.
В среднем за один год в Ленинградской области больничными пользуются 600 тысяч человек. Из них в прошлом году меньше одного процента выбрали ЭЛН, а в этом году - уже 12%.
- К новой системе присоединяются не только государственные организации, но и частные, - добавляет Геннадий Щемелев. - Пока законодательство разрешает выбирать, какой вид листка для человека предпочтительнее. Но они абсолютно равнозначные. За 1,5 года ни одной жалобы не поступало.
Переживать о том, что работодатели узнают больше, чем нужно, не стоит. При передаче информации из больницы в компанию все данные шифруются. Как это работает, объяснил заместитель начальника отдела информатизации Максим Герасименков.
- В больнице пациент подписывает соглашение на обработку персональных данных. Когда они вводятся в больничный лист, подписываются с помощью криптопровайдера и электронной цифровой подписи (ЭЦП) врача. После этого документ отправляется по защищенному каналу в ФСС, - рассказывает Максим Герасименков – Оттуда его получает работодатель. Но доступны ему не все данные. О диагнозе коллеги узнать не смогут - он так и останется врачебной тайной.
НЕОБХОДИМЫЙ НАВИГАТОР
Еще один шаг на пути к доступности - приложение «Социальный навигатор». Мобильная платформа поможет клиентам узнать обо всех услугах Фонда.
- Социальное законодательство достаточно сложно для понимания. Приложение поможет каждому в нем разобраться, - объясняет заместитель управляющего Ленинградским региональным отделением ФСС РФ Ирина Разгулова. - С его помощью можно рассчитать размер пособий и социальных выплат, получить информацию о социальных услугах, оставить обращение к сотрудникам фонда.
Бесплатное приложение можно скачать с сайта sn.fss.ru и установить на мобильное устройство Android. или Ios(убрать, на данный момент на ios не скачать)
Сейчас приложение работает как информационно-справочный ресурс. Однако скоро в нем появятся новые опции. Такие, как карта с маршрутами для инвалидов-колясочников и возможность обратиться к волонтерам.
- Добровольцы смогут помочь убрать квартиру, добраться до больницы или сходить в магазин за покупками, - уточняет Ирина Разгулова.
Сотрудники отмечают, что программа проста в обращении. Поэтому найти всю необходимую информацию будет несложно.
В 2019 году фонд планирует запустить еще один проект - «Социальный цифровой юрист». Сервис поможет инвалидам разобраться в юридических тонкостях, а также пожаловаться на недобросовестных поставщиков социальных услуг.
- Приложение находится на стадии разработки и его внедрение только планируется. Его цель – создание информационной системы, которая будет рассказывать гражданам об их социальных правах и регулировать споры между клиентами, Фондом и его поставщиками, - рассказывает начальник правового отдела Ленинградским региональным отделением ФСС РФ Анатолий Ефименко.
Воспользоваться этим интернет-сервисом местные жители смогут одними из первых. Ленинградская область войдет в список пилотных регионов, где будут тестировать приложение.
А тем временем Фонд социального страхования продолжает активно внедрять новые электронные сервисы, чтобы россиянам стало удобнее и легче пользоваться его услугами.