Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество27 февраля 2019 15:13

Генералы предпочитают розовый

Как стартовал проект «Открывая Серебряное ожерелье»
Илья КРУШЕВСКИЙ
Паша Прокофьев, глава «Сообщества Питерских блогеров», ел мало каши, но сохранил «адмиральскую» стать.

Паша Прокофьев, глава «Сообщества Питерских блогеров», ел мало каши, но сохранил «адмиральскую» стать.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Первый этап самой большой экспедиции по Северо-Западу России начался! Два экипажа блогеров и журналистов — на борт попал и десант «Комсомолки — выехали из Москвы и добрались до Вологды 26 февраля. Две недели они будут путешествовать по северу страны. Заглянут в гости к Матушке Зиме, узнают у Деда Мороза, почему под ёлкой было мало подарков, познакомятся с особенностями национальных гонок на снегоходах в Нарьян-Маре, встретят весну киселем на традиционном празднике Гажа Валяй в Сыктывкаре и, возможно, даже увидят северное сияние.

Итогом всех экспедиций — а они за год охватят весь Северо-Западный федеральный округ — станет интерактивная карта достопримечательностей региона.

Кроме того, при поддержке «Сбербанка» и Политехнического университета самые интересные места обретут новую реальность — виртуальную. Мастера цифровых технологий создадут 3D-модели памятников и церквей, взяв за основу фотографии экипажей. Но это будет потом, а пока — почитайте дневник корреспондента «Комсомолки» о начале экспедиции, тяжелых буднях блогеров и странных вкусах имперских офицеров.

ЗА КУЛИСАМИ «КЛАССНЫХ ФОТОЧЕК»

—Ну и блогеров развелось! — услышал я как-то от своего товарища.

И правда — увидев красивые фото в соцсетях, трудно немножко не позавидовать: тут их кушаньями национальными потчуют, рядом селфи на краю света... Или просто на верблюде: покататься между горбами тоже хочется! Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. «Блоготворенье» — труд, причём достаточно сложный. Ведь один из пунктов в плане каждого блогера так и звучит: «все пойдёт не по плану».

Итак, ранним утром понедельника мы вывалились из Ленинградского вокзала в Москве. Вывалились вслед за сумками, чехлами, коробками и баулами добра, необходимого для двух недель в пути с остановками только на сон и бутерброд на заправке.

Забрав шипованных коней из автосалона (да Нарьян-Мара придётся добираться по дороге, которая существует только зимой, и то не всегда), помчались в мастерскую, чтобы «прокачать» машины наклейками с символикой проекта. Ведь, если кто-то, увидев на багажнике ссылку на сайт, перейдёт по адресу проекта, вдохновится, например, фотографиями Великого Устюга и тоже рванет в путешествие — это будет значить, что наша работа сделана не зря.

Яркие автомобили участников автопробега можно заметить издалека. Фото: Павел Прокофьев.

Яркие автомобили участников автопробега можно заметить издалека. Фото: Павел Прокофьев.

Так весь день и носились: следили за преображением машин, устанавливали на них боксы для багажа, пересчитывали экипировку и зубрили предстоящие маршруты. А напоследок, уже поздним вечером, приобщились к столичной традиции: постояли часок в пробке на МКАДе. В общем, познакомиться с кроватью в гостинице удалось лишь около полуночи.

КАПЕЛЬНИЦА С КОНЬЯКОМ

Вновь мы встретились уже через шесть часов за завтраком. Со мной за столом сидели командиры наших экипажей Дима Шилов и Вова Кезлинг. Они быстро уплетали кашу, набираясь сил перед пятью сотнями километров в пути до Вологды. Паша Прокофьев, руководитель «Сообщества Питерских блогеров», от манки отказывался — нервничал. Экспедиции он организовывает с 2013 года, но даже с таким многолетним опытом каждый раз приходится поволноваться. Блогеры — да ещё и с фотоаппаратами — имеют свойство разбегаться, увидев памятник, ретро-автомобиль или необычную птичку... По себе знаю!

—Сложно было это все организовать? — спрашиваю, жуя бутерброд.

—Смогу сказать в ноябре после финального выезда, когда сниму одиночную палату с двумя капельницами. В одной будет коньяк, в другой — минералка, — пошутил Паша. —Вообще, ничего масштабнее я ещё не делал.

В семь утра сонные экспедиторы «расфасовались» по двум Subaru: Forester и Outback.

—Удачи! — помахал нам бодрый Вова. У него на бардачке лежали фотоаппарат и визитка: «Предприниматель, путешественник, искатель приключений».

Мы мчались по трассе, оставив позади серые многоэтажки с царапинами яркой обшивки. Дорогу обступали деревья, слегка укрытые снегом, и редкие ресторанчики, как магнит притягивающие фуры дальнобойщиков. Чем дальше от столицы — тем сильнее становился снегопад и пышнее — наряд на ветках. Рация не замолкала. Их установили в наших машинах, чтобы экипажи могли связаться друг с другом на сложных участках дороги. На том же зимнике, например. Но Вова с Димой нашли технике куда более веселое применение и вспомнили дюжину-другую анекдотов...

На постаменте — легендарный ЗИС-5.

На постаменте — легендарный ЗИС-5.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

ОТВЕРЖЕННЫЙ МОНАХ

Спустя шесть часов мы добрались до первой «точки» — стелы «Автомобилистам Вологодской области», на которой установлен легендарный ЗИС-5. Сделали несколько фотографий на фоне грузовичка. И умылись снегом. Хлопья летели со всех сторон и бодрили после путевой дремоты.

—По коням! — послышалось за спиной.

Команда была в тему, ведь нас уже ждала следующая достопримечательность — усадьба Брянчаниновых в Покровском селе.

После революции в усадьбе был туберкулезный санаторий.

После революции в усадьбе был туберкулезный санаторий.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Старинный дворянский род ведёт свою историю от оруженосца князя Дмитрия Донского, воеводы Михаила Бренко. А село было пожаловано семье Брянчаниновых в 1617 году за мужество при обороне Смоленска от поляков. У жилища потомственных военных нас встретила экскурсовод Елена. С розового фасада смотрели щиты, секиры, копья и кони.

—А усадьба какого цвета была раньше?

—В плане? Это ее исторический цвет, — говорит девушка.

—Но он же розовый!

—Так раньше розовый, как и алый, считался мужским цветом. А уже с появлением маркетинга стал женским, — рассказала Елена.

Закрученная «улиткой» лестница особенно поразила путешественников.

Закрученная «улиткой» лестница особенно поразила путешественников.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Несмотря на нежность пастельных тонов экстерьера и блеск пышных зал, дом Брянчаниновых отличался армейской строгостью.

Именно здесь прошли детские годы епископа Игнатия, причисленного к лику святых в 1988 году. Еще в семь лет Дима Брянчанинов решил, что станет монахом, хотя отец готовил его к военной службе. Дмитрий Александрович послушно выучился армейской науке, стал офицером, но от мечты не отказался, чего папа ему так и не простил. Даже когда Игнатий приезжал в родной дом, его селили исключительно в гостевой комнате...

86-летняя внучка последнего хозяина усадьбы до сих пор приезжает в родной дом из Австралии.

86-летняя внучка последнего хозяина усадьбы до сих пор приезжает в родной дом из Австралии.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Вечером мы добрались до гостиницы «Ария» в Вологде. Наверное, это самый модный и искусно оформленный отель, в котором я останавливался. В холе сдержанные цвета, игра форм и света, абстракционизм на стенах, а уютные номера — лучшая награда после трудного дня.

СПАСТИ ДЕДА МОРОЗА

Утром следующего дня наша команда попала в объективы журналистов: мы пили чай с главой Вологодской области Олегом Александровичем Кувшинниковым в Семенково — архитектурно-этнографическом музее под открытым небом. Как рассказал губернатор в избе да перед самоваром, он хотел показать нам настоящий русский север.

—Так, ребята, Иван-чай любите? Мы тут другого не пьём. Только своё! — улыбнулся Кувшинников.

Он родился и всю жизнь прожил в Вологодской области. К слову, именно вологжане стали инициаторами проекта «Открывая Серебряное ожерелье».

—У нас 11 городов-музеев под открытым небом! Вологда, Тотьма, Великий Устюг... Все со своей архитектурой, самобытностью, говором, темпераментом, — поделился губернатор.

По его словам, регион продвигает туризм как классический — по монастырям, усадьбам, памятникам — так и весьма нетривиальный — производственный. Ведь, например, в Череповце есть множество современных высокотехнологичных предприятий, не имеющих аналогов по всему миру.

За самоваром – Олег Кувшинников и Павел Прокофьев.

За самоваром – Олег Кувшинников и Павел Прокофьев.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

Разумеется, одним из излюбленных мест у путешественников является вотчина Деда Мороза.

—В 1998 году ее посетили три тысячи туристов, в 2018 — 330 тысяч. И это при населении около 30 тысяч человек, — отметил Олег Александрович.

Но однажды добрый волшебник оказался в опасности. Он должен был стать символом Олимпиады в Сочи. К счастью, вовремя выяснилось, что в качестве «символа» он тут же перейдёт в собственность Международного олимпийского комитета, который сможет судиться за любой снимок с Дедом Морозом. Еле-еле успели отменить заявку. Фух. А то бы остались без чуда...

В общем, официальный старт проекта получился неофициальным, тёплым и дружеским. На второй самовар, к сожалению, времени не оказалось: нас ждал резной палисад, соборная площадь, единственный в мире музей кружева и мастер-класс по приготовлению вологодского масла!

В парке у прекрасной усадьбы Брянчаниновых можно найти клад.

В парке у прекрасной усадьбы Брянчаниновых можно найти клад.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ

ИЩИТЕ ПРИЗЫ ПО ВСЕМУ СЕВЕРО-ЗАПАДУ

Подарки есть не только у Деда Мороза в Великом Устюге, но и у экипажей проекта «Открывая Серебряное ожерелье»! И чтобы их получить, не надо себя хорошо вести весь год... Следите за экспедицией, первыми узнавайте о местах, где спрятан клад, обгоняйте конкурентов и забирайте «жемчужину» — волшебный шарик, который позволяет получить подарок от нашего друга и цифрового партнера для путешествий — компании «МегаФон».

К слову, первый приз уже ждёт счастливчика на веточке в парке усадьбы Брянчаниновых в Покровском селе Вологодской области.

Координаты: 59.034981, 39.956784. Быстрее вбивайте их в смартфон и скоростной мобильный интернет приведёт вас прямо к заветному месту!

Спойлер: у нас ещё целых девять! Девять подарков, Карл! Следить за ними можно в группах «Комсомолки» в социальных сетях, а также на сайте openso.ru/megaklady/

ПЛАН ЭКСПЕДИЦИИ

27 февраля — Вологда

28 февраля — Сокол

1 марта — Тотьма

2 марта — Великий Устюг

3 марта — Яренск и Усть-Вымь

4 марта — Ухта

5 марта — Печора

6 марта — Нарьян-Мар

7 марта — Печора

8 марта — Печора и Сыктывкар

9 марта — Сыктывкар и Ыб

10 марта — Визинга

11 марта — Москва, финиш

В ходе проекта будут созданы 3D-модели одиннадцати ключевых достопримечательностей СЗФО.

В ходе проекта будут созданы 3D-модели одиннадцати ключевых достопримечательностей СЗФО.

Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ