Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2019 22:00

Татьяна Ткач: «Когда Говорухин позвал сниматься в фильме с Высоцким, я даже сценарий читать не стала»

Зухра из «Белого солнца пустыни» и подружка Фокса из «Места встречи изменить нельзя» 30 сентября 2019 года отмечает 75-летие
Народная артистка Татьяна Ткач 30 сентября 2019 года отмечает юбилей.

Народная артистка Татьяна Ткач 30 сентября 2019 года отмечает юбилей.

Народная артистка Татьяна Ткач 30 сентября 2019 года отмечает юбилей. Актрисе театра и кино исполняется 75 лет. Но на этом круглые даты не заканчиваются. В 1969 году на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», в 1979-м «Место встречи изменить нельзя». Обе картины стали культовыми и во многом предопределили ее судьбу. Накануне знаменательной даты Татьяна Дмитриевна рассказала корреспонденту «КП»-Петербург» о значимых ролях, любимых мужчинах, звездных поклонниках и том, кто сегодня является ее счастьем и защитой.

«ВЫ ОБЯЗАНЫ МЕНЯ ПРОСЛУШАТЬ!»

- Татьяна Дмитриева, простите, ну какие 75? Вам и 50-ти не дать. Что вы такое с собой делаете?

- Ничего не делаю. Зарядкой заниматься не люблю. Никаких уколов для лица не применяю. Не хочу искусственно омолаживаться и выглядеть жалко. Что может быть лучше естественности? Накануне юбилея приступила к репетициям сразу двух спектаклей и поняла, что надо немного вес сбросить. Перестала есть хлеб, хотя всегда очень любила его, особенно с маслом! Примерно за полгода - минус пять килограмм. Когда женщина в возрасте и толстая, то она не может выглядеть красиво и интеллигентно.

- Вы ведь родом из Харькова? А в Ленинграде как оказались?

- Родилась я вообще в Якутской АССР. В то время многие сидели в сталинских лагерях, мой отец не стал исключением. Потом его реабилитировали, и мы переехали в Харьков. Там я выросла, окончила театральный институт, начала работать. А потом меня заметил руководитель Ленинградского Мюзик-холла Илья Рахлин. Предложил работать у него, пообещал квартиру. Но в Мюзик-Холле я работать так и не стала. Примерно на второй день пребывания в Ленинграде я пришла в БДТ. Ворвалась в кабинет Товстоногова и заявила: «Вы обязаны меня прослушать!». До сих пор не понимаю, как наглости хватило, но меня взяли.

«ЗАРЯЖАЛСЯ ОТ МЕНЯ, КАК ОТ БАТАРЕЙКИ»

- Правда, что первой ролью в кино, вы обязаны артисту БДТ Павлу Луспекаеву, который сыграл в «Белом солнце пустыни» Верещагина?

- Луспекаев это что-то невероятное. Он серьезно болел уже тогда. У него была гангрена и ампутированы обе стопы. В театре он появлялся не часто. И вот в один из вечеров, после спектакля он зашел к нам в общежитие познакомиться. Со свитой артистов, конечно. Всех угощал, балагурил. Я сидела на своей коечке, смотрела на него во все глаза и внимательно слушала. Я такого человека никогда в жизни не видела. Потом он повернулся ко мне и спросил: «Как тебя зовут?». А я что-то засмущалась и сказала: «Ткач». «Ну, спасибо тебе Ткач, вижу, что я тебе понравился!». Больше мы не встречались и не общались. Я вышла замуж и уехала из общежития в коммуналку. И когда режиссер Владимир Мотыль утвердил Луспекаева на роль Верещагина в «Белом солнце пустыни», тот поставил ему условие: «Буду сниматься, только если поедет Татьяна Ткач!». Мотыль сам приехал ко мне домой. Сказал, что предлагает мне роль главной жены гарема в своей картине. Я не стала отказываться, хотя даже сценария не видела.

Я не знаю, что это было. Романом трудно назвать. Он испытывал ко мне нежные чувства. Я, видимо, сама выдавала электричество, когда его видела. А он, наверное, заряжался от меня, как от батарейки. Какой он был мужественный человек. На съемках с него снимали сапоги, а оттуда кровь выливалась… Это была его последняя картина.

- Как вы попали к Алову и Наумову в «Бег»?

- Сначала меня отобрала в картотеке Ленфильма их ассистентка по фамилии Терпсихорова, правда, для роли Серафимы. А когда я к ней пришла на встречу в гостиницу в кожанке и вся мокрая от дождя, она поняла, что лучше всего я подхожу на роль Люськи.

Тогда еще была жива вдова Михаила Булгакова - Елена Сергеевна. Алов и Наумов пробы всех артистов показывали ей. И именно она утвердила меня на роль Люськи. Дело в том, что в реальной жизни Люська была губернской дочкой, она убежала из дома и стала походной женой генерала. Булгаков беседовал с этой женщиной в поезде. «Да, она очень похожа на ту, с которой он писал этот образ», - сказала режиссерам Елена Сергеевна.

Татьяна Дмитриевна рассказала «КП»-Петербург» о значимых ролях, любимых мужчинах, звездных поклонниках.

Татьяна Дмитриевна рассказала «КП»-Петербург» о значимых ролях, любимых мужчинах, звездных поклонниках.

«НАБИВАЛИСЬ, КАК СЕЛЬДИ В БОЧКУ, И ПЕЛИ ПЕСНИ»

- Расскажите, как вы познакомились со Станиславом Говорухиным и почему он вас пригласил в картину «Место встречи изменить нельзя»?

- Случайно в павильоне на каких-то съемках. Он подошел ко мне, представился, объяснил, что он режиссер. Сказал: «Я вас знаю, видел в «Беге», мне очень понравилось. А вы в театре работаете? Хотелось бы увидеть вас на сцене». Потом мы с нашим театром приехали на гастроли в Одессу, где тогда работал Говорухин. Я позвонила ему и пригласила на спектакль. Он пришел. Так мы и подружились. Я была у него в гостях, его потрясающая жена очень вкусно готовила и нас угощала. Разговаривали обо всем. Я тогда рассказала, как мне нравится Высоцкий, что он приходил к нам в БДТ и пел для Товстоногова и артистов. А Говорухин дружил с Высоцким. И снимал его в фильме «Вертикаль».

- Что и Товстоногов концерт Высоцкого слушал?

- Товстоногов не знал Высоцкого, и слушал поначалу настороженно, но в итоге ему очень понравилось. Владимир Семенович, просил заказывать песни. Артисты как-то не проявляли активности. А я много песен тогда заказала. И он об этом не забыл.

И вот, звонит как-то Говорухин и говорит: «Таня, я снимаю кино, все роли уже разобраны, осталась одна – бандитка. Но поскольку ты любишь Высоцкого, то у тебя будет возможность с ним пообщаться. Он парень щедрый, обязательно будет петь для группы. Все живут в одной гостинице в Одессе». Я ответила, что даже сценарий читать не стану и полетела сниматься. Было хорошо от одной только мысли, что я могу с ним познакомиться и слушать его. В Одессе, мы действительно как сельди в бочку набивались. А он пел и рассказывал. Обаятельный. Хороший, настоящий человек. Он меня узнал и спросил: «Так, это вы в Ленинграде меня спасали?»

- Получается, что эта крошечная роль подружки Фокса сделала вас знаменитой?

- Да, меня сразу стали узнавать. Особенно меня любили мясники. Времена были разные, в том числе и голодные. Когда я заходила в магазин, улыбались, говорили: «Привет от Фокса!» и выносили из подсобки лучшие куски. Меня многие коллеги, особенно в 90-е просили помочь им достать продуктов на праздники. И я ходила и говорила: «Вот, опять гости приехали».

О ЛИЧНОМ

«Я всегда влюблялась в таланты»

- У вас были романы с известными артистами?

- Никогда. За мной многие пытались ухаживать и некоторые делали прямые предложения: «Давайте встретимся». В таланты я влюблялась всегда, но только платонически, другие соблазны на меня не действовали. Мне были не важны чувства мужчин в мой адрес, важнее любить самой. Я два раза была замужем и оба раза по большой любви.

- Вы можете назвать свою жизнь счастливой?

- Конечно. Да, наверное, у меня не так много главных ролей в кино, как хотелось бы, зато какие эпизодические! Какие партнеры! Я никогда не сидела без работы и сейчас очень много играю. Мне даже юбилей не удастся отметить, потому что в этот день я на сцене. Плюс у меня замечательные дети и внук. Сын Руслан - художник, пишет картины маслом на огромных холстах. Внук Филипп закончил музыкальную школу, занимается аранжировками. Говорит мне: «Таня, послушай, что я сочинил». Дочь Наташа — это мое счастье. Моя защита. С ней мы всю жизнь, как подружки. Я без нее шагу сделать не могу, советуюсь по любому поводу. Разве этого мало?