Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
Недвижимость29 июля 2020 14:00

Стильные, интересные и по-домашнему уютные: какие общественные пространства появляются в новостройках Петербурга

Может ли территория рядом с домом стать «фишкой» жилого квартала, от кого зависит количество зелени во дворах и почему фонтаны жителям новостроек не очень нужны? Узнали об этом у экспертов рынка недвижимости
Стильные, интересные и по-домашнему уютные: какие общественные пространства появляются в новостройках Петербурга.

Стильные, интересные и по-домашнему уютные: какие общественные пространства появляются в новостройках Петербурга.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Городские оазисы

Что такое общественное пространство? Лет десять назад мы ответили бы на этот вопрос просто: двор, парк, городская площадь. Сейчас покупатели квартир в новых домах получают в свое распоряжение разные центры притяжение – интересные зоны отдыха, развивающие детские игровые комплексы, тематические ландшафтные парки, экотропы, благоустроенные набережные, променады и так далее.

- Наши зарубежные коллеги давно пришли к выводу, что комфортное общественное и уличное пространство влияет на качество среды обитания. Для нашей страны этот формат относительно новый, но при этом уже хорошо зарекомендовавший себя. В основном это коворкинги, хобби-румы и палисадники - все, что может удовлетворить потребности людей, - говорит заместитель директора по маркетингу компании «Арсенал-Недвижимость» Анастасия Фесенко.

Заставленные автомобилями дворы, тесные проезды, скудное освещение, убогое озеленение и дефицит детских и спортивных зон постепенно уходят в прошлое. Застройщики стали гораздо больше внимания уделять благоустройству, а именно его планированию.

- Фактически общественные пространства сегодня стали неотъемлемой частью любого девелоперского проекта. Но перед тем, как создать такое пространство, приходится много времени потратить на исследования и глубокий анализ: какие тренды актуальны сейчас в благоустройстве, что хотят, а чего не хотят видеть во дворах люди, на что потребитель готов тратить деньги. Потому что мало придумать различные «фишки», надо понимать, что их потом нужно содержать, а это расходы, - поясняет заместитель генерального директора строительной корпорации «ЛенРусСтрой» Максим Жабин.

Смотреть видеосюжет
Что мешает создавать уникальные общественные пространства?
Что мешает создавать уникальные общественные пространства?

Одной красоты мало

Новое публичное пространство можно создать разными способами, но главное правило: такое место должно притягивать людей.

- Задача общественных пространств - создавать условия, чтобы им пользовались, то есть они должны быть не только красивыми но и полезными. А для этого на территории необходимо реализовать минимум 10 функций, которые включают в себя игру, отдых, занятия спортом, прогулки, наблюдение за природой, общественное питание и так далее. Чем больше функций у общественного пространства, тем больше людей туда придет. То есть, нужно создать живое, интересное место, - считает Денис Заседателев, генеральный директор операционного бизнеса ГК компании «Ленстройтрест».

Другой вопрос, кто будет платить за все это разнообразие возможностей. Если смотреть на зарубежный опыт, то, например, в Нью-Йорке стоимость создания наземного парка Хай-Лайн на месте старой надземной железной дороги была включена в стоимость квадратного метра строящихся по соседству домов. У нас все немного по-другому: наши соотечественники не всегда готовы платить за оригинальность и креатив по соседству. Кстати, именно по причине высокой стоимости содержания современные застройщики практически перестали строить на территории жилых кварталов фонтаны. Красиво, но очень дорого.

- Мы разрабатываем концепцию общественных пространств еще на этапе проектирования дома. Часть из них, например, бассейн, требуют дополнительных расходов на содержание. Этот момент изначально оговаривается с жильцами, еще до момента подписания договора.

Для нас очень важно, чтобы жители комфортно чувствовали себя не только в своей квартире, но и за ее пределами. Поэтому мы стараемся создать максимально разнообразную инфраструктуру, за которую иногда приходится доплачивать- рассказывает Анастасия Фесенко.

Стильные, интересные и по-домашнему уютные: какие общественные пространства появляются в новостройках Петербурга.

Стильные, интересные и по-домашнему уютные: какие общественные пространства появляются в новостройках Петербурга.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«Фишки» новых районов

Петербург постоянно прирастает новыми жилыми кварталами, а вот центр остается практически нетронутым - в этом и есть шарм Северной столицы. Получается, что большинство новых общественных пространств появляется в спальных районах города. Очень интересных пространств! Например, роль общественного пространства в проекте «Новое Горелово» компании «ЛенРусСтрой» будет играть променад-аллея: к ней будут сходится все проезды, дороги, пути и велодорожки. Здесь же, на бульваре, разместятся кафе и даже открытый кинотеатр. В планах создание еще одного интересного пространства - Playhub: специальная игровая зона для детей и взрослых.

«Изюминкой» квартала «Янила» от застройщика «Ленстройтрест» стала центральная площадь с голландской мельницей. Поначалу там проводились собственные массовые мероприятия, а сейчас эта площадка часто становится основной сценой для праздников районного масштаба

Смотреть видеосюжет
Почему некоторые арт-объекты ни в коем случае нельзя переносить на улицу?
Почему некоторые арт-объекты ни в коем случае нельзя переносить на улицу?

В компании «Арсенал-Недвижимость» делают ставку на здоровый образ жизни - сейчас это в тренде. В жилых комплексах «Ариосто!» и «Модум» создаются прогулочные зоны, велодорожки, площадки для занятий спортом, спортзалы, бассейны.

И практически самой востребованной концепцией общественных пространств остаются зеленые зоны.

- Запрос на экологию есть, но многие не понимают, что зеленые насаждения рядом с домом - это тоже часть плана и проекта. Нельзя так просто пересадить растущее дерево на другое место. И чтобы разбить палисадник, нужно согласовать место, чтобы не повредить инженерные коммуникации, - объясняет Денис Заседателев.

Максим Жабин добавляет: многие жильцы просят посадить во дворе красивые деревья, но ничего не знают об особенностях растений.

- К примеру, черемуха привлекает к себе комаров и мух, поэтому вряд ли такое соседство понравится жильцам, - предупреждает эксперт.

КСТАТИ

Потребителя надо воспитывать

Если этого не делать, то, как бы ни старались застройщики, покупатели этого не оценят.

- Мы на каждом этапе объясняем клиенту, что и зачем делаем. Почему важны те или иные ценности и как они могут изменить жизнь. Человека важно информировать, прозрачная система позволяет эффективно управлять проектами, - уверен Максим Жабин.

Кроме того, девелоперам приходится бороться со стереотипом: раз общее, значит ничье.

- Люди должны ощущать, что это их дом, тогда они будут заботиться о нем. В наших проектах мы регулярно устраиваем субботники и вместе с жильцами высаживаем цветы, аллеи или приводим в порядок какой-либо элемент во дворе. Когда сам создаешь чистоту, то бережнее потом к ней относишься, - добавляет Денис Заседателев.